Конспект деловой игры "Мы за здоровый образ жизни"
Конспект деловой игры "Мы за здоровый образ жизни"
Цель мероприятия:
- Пробудить устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, чувство ответственности за своё здоровье и здоровье близких людей.
- Пропагандировать здоровый образ жизни с целью профилактики вредных привычек
В ходе подготовки проведено социологическое исследование среди подростков, определяющее их отношение к здоровому образу жизни, продолжена работа по формированию умений и навыков творческой работы, исследовательской деятельности, работы в группах, умение высказывать своё мнение и отстаивать его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект деловой игры "Мы за здоровый образ жизни" »
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Министерство образования Саратовской области
«Мы - за здоровый образ жизни»
Внеклассное мероприятие — деловая игра
для студентов 1 курса
Подготовили: преподаватель организатор
ОБЖ Лужанкова Т.Б
классные руководители
Скомаровская Т.В.
Храмова В.В.
Введение
Здоровый образ жизни принято считать показателем уровня культуры человека и государства в целом. Здоровье населения оказывает большое влияние на динамику экономического развития общества и может выступать как мерило его социально - этической зрелости. Развитие вредных привычек у людей является фактором риска и мерилом социально – экономической безопасности страны.
Следует помнить, что каждый взрослый человек – « родом из детства». Всю свою жизнь он реализует тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности, который был заложен и с формирован в детском возрасте. Именно в детстве человек приобретает свойства, необходимые ему в будущем.
Наиболее чувствительными и ранимыми являются дети. Они обладают несовершенством развития эндокринной, иммунокомпетентной и других структур организма и, как следствие, сниженными адаптационными возможностями реакции на различного вида информационной, эмоциональной и физической нагрузки.
К настоящему времени установлено, что негативные изменения здоровья у школьников возникает постепенно. Во многих случаях их формирование, как считают некоторые исследователи ( Л. А. Жданова, Т.В. Руссова, 2008), обусловлено несколькими основными факторами: чрезмерно высоким уровнем школьных учебных нагрузок, недостаточной физической активностью школьников, безразличным отношением к своему здоровью. Всё это совпадает с переломным этапом социализации и взросления ребёнка. Воздействие на здоровье биологических факторов несколько ослабевает. Одновременно возникает роль социальных условий: к семи годам это – влияние семейного окружения, а к десяти – влияние школы.
Как показывает статистика, первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8 – 10 лет, но чаще всего – в подростковом возрасте, когда у детей может возникнуть так называемый « кризис взросления» (Л. Шипицина, Е. Казакова, 2005). С возрастом, начиная с первых классов обучение в школе, здоровье ребёнка всё больше становится социально зависимым. Это в конечном итоге может приводить к возникновению целого ряда заболеваний, в том числе и хронических. Одновременно у школьников достаточно широкое распространение получают вредные привычки. Они в ещё большей степени ухудшают состояние здоровья детей: уменьшается число школьников с первой группой и возрастает – с третьей группой здоровья. Наибольшую распространённость среди школьников получают такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, обретение лексикона нецензурной речи и даже наркотики. По данным Всемирной Организации здравоохранения: ежегодно умирают 3 млн человек от курения, 6 млн от алкоголизма. Прогнозируется, что в 2020 году от курения погибнут около 10 млн человек в возрасте от 30 до 40 лет!
Медики выделют несколько главных факторов здоровья: 20 % - экология, 20 % - наследственность, 10 % - медицинское обслуживание и 50 % - образ жизни.
Факторы вредных привычек усиливают социальную дезадаптацию ученика. Нередко они способствуют замедлению темпов физического и интеллектуального развития школьника (Э.М. Казин и Н.А .Заруба , 2006), вызывают состояние интеллектуальной недостачности, включая дебильность и задержку психического развития (Л. П. Чичерин, 2008; К. Л. Печера 2009).
Вместе с тем следует помнить, что при наличии внимания со стороны учителей и родителей первично возникающие у детей младшего школьного возраста вредные привычки относительно легко могут быть устранены.
Таким образом, раннее обнаружение первоначальных признаков возникновения у школьников вредных привычек может быть предпосылкой успешной работы по недопущению их развития и закрепления.
В более старшем подростковом возрасте вредные привычки укореняются, становятся более устойчивыми и приобретают подчас форму зависимости, поэтому нам было интересно узнать насколько важной является проблема здорового образа жизни для студентов - первокурсников, и доказать, какой вред на здоровье оказывают такие асоциальные явления как курение, алкоголизм, наркомания и насколько важно беречь, сохранять и укреплять свое здоровье, поэтому проблему здорового образа жизни мы считаем особенно актуальной на сегодняшний день, так как с каждым годом катастрофически ухудшается здоровье детей, и эта проблема грозит обернуться вымиранием нации.
В своем послании Федеральному собранию «Наша новая школа» Д. А. Медведев сказал: «стратегический приоритет политики в сфере детства - это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. Не воспитывая себя, сложно воспитать своих детей; - отмечал еще Лев Толстой. Между тем, в России 80 % граждан не занимаются физкультурой и спортом – это 4/5 населения».
Цель работы:
- Пробудить устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, чувство ответственности за своё здоровье и здоровье близких людей.
- Пропагандировать здоровый образ жизни с целью профилактики вредных привычек
Задачи:
- Провести социологическое исследование среди подростков, определяющее их отношение к здоровому образу жизни,
- Проанализировать положительные и отрицательные последствия принятия того или иного образа жизни;
- Продолжить работу по формированию умений и навыков творческой работы, исследовательской деятельности, работы в группах, умение высказывать своё мнение и отстаивать его.
Настоящая работа является продолжением многолетних исследований, проводимых мною в нашем колледже. Накоплен уже опыт работы по формированию здорового образа жизни. Широко используются разнообразные формы, интерактивные приемы и методы. Например: деловая игра «Здоровое питание», лекторий «Молчаливая революция» (о вреде абортов), классный час «Суд над сигаретой».
В соответствии с требованиями ФГОС 50% отдано на самостоятельную работу студентов. Во внеаудиторной деятельности мы активно используем самостоятельную работу студентов. Остановлюсь на одном из последних примеров совместной внеаудиторной работы студентов с преподавателями - внеклассном мероприятии для студентов 1 курса на тему «Мы за здоровый образ жизни».
Перед началом работы над темой, мы совместно со студентами разработали анкету для социологического опроса (анкета прилагается).
Цель опроса: Выявить отношение студентов 1 курса к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Выяснить, что понимают студенты под здоровым образом жизни.
- Каково отношение молодежи к здоровому образу жизни.
- Как молодежь пытается вести здоровый образ жизни.
- Определить причины, барьеры, которые мешают вести здоровый образ жизни.
- Разработать памятку «Как бросить курить?».
Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни» было проведено для студентов 1 курса отделений: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование» и «Физическая культура».
Участники мероприятия – студенты – 70 человек, классные руководители групп, заведующие отделениями, преподаватели.
Мероприятие было проведено в форме ролевой игры и рассчитано на 1.5 ч. Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентации, плакаты «Друзья и враги здоровья», «Здоровый образ жизни – что это такое?», диаграммы социологических исследований, реклама по элементам ЗОЖ, стенгазеты, сочинения – эссе.
Социологическое исследование проводили студенты 1 курса отделения «Дошкольное образование» вместе с классным руководителем. В исследовании принимали участие 152 человека, 130 – девушки и 22 – юноши.
В ролевой игре участвовали: диетолог, медик, тренер, нарколог, историк, врач, социолог и они должны были представить свой взгляд на здоровый образ жизни с позиции своей роли.
Ход мероприятия
Мероприятие начинается с видеоролика «Молодежь выбирает здоровый образ жизни».
Звучит 1 куплет и припев песни «Дети земли». Музыка и стихи В. Ударнова.
Педагог: Как хорошо, что мир на планете. Как хорошо, что солнце светит, и мы хотим, чтоб были здоровыми дети. Тем более что, ваше здоровье – в наших руках.
Здравствуйте!
Что такое «Здравствуй?»-
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!».
А для чего люди здороваются? – желают друг другу здоровья. Давайте еще раз поприветствуем, друг друга и пожелаем всем здоровья.
- Здравствуйте, девушки! – здравствуйте.
- Здравствуйте, юноши! – здравствуйте.
- Здравствуйте, взрослые! – здравствуйте.
- Здравствуйте, все! – здравствуйте.
В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. Как это делают в нашей стране?
- Эскимосы, приветствуя друг друга, потирают свой нос о нос друга. – Японцы делают поклоны. – Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык. И я очень рада видеть вас – веселых, бодрых, здоровых.
Педагог: Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Как много народных пословиц о здоровье. Соединим фразу и прочитаем пословицу:
В здоров теле… здоровый дух. Здоровье… дороже золота. Здоровье… за деньги не купишь. Существуют тысячи болезней… здоровье только одно. Здоровому каждый день… праздник. Где табак, там язва и … рак. Лучше дышать свежим воздухом, чем… пить лекарство.
Педагог: Вы молодцы. Жизнь прекрасна. Настроение у вас хорошее? А хорошее настроение – это тоже залог здоровья.
Ведущая: Стихотворение Здоровье – это ценность и богатство, Здоровьем людям надо дорожить! Есть правильно и спортом заниматься, И закаляться, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила, Чтоб билось ровно сердце, как мотор, Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться, Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила! Ведь без здоровья в жизни никуда. Давайте вместе будем сильны и красивы, Тогда года нам будут не беда!
Ведущий: У нас в гостях диетолог, врач, тренер, историк, нарколог. Слово предоставляется диетологу.
Диетолог – Питание является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека . Питание играет важную роль не только в поддержании физического здоровья человека, но и в обеспечении нормального эмоционального состояния. Питание должно быть рационально сбалансированным. Особенно важна роль витаминов для растущего детского организма. Нельзя увлекаться кондитерскими изделиями, сладостями. Рекомендация диетолога - отказ от перекусов и питаться строго по режиму:
7:00 – плотный завтрак
10:00 – витаминизированный второй завтрак
13:00 - обед
16:00 – полдник
19:00 – легкий ужин
Ведущий: Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда!
Надо еще про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезни мы убежим!
Плюшки, конфеты, печенье, торты –
В малых количествах детям нужны.
Запомни, ребенок, простой наш совет:
Здоровье одно, а второго - то нет.
Работа в группе: «Правильное питание».
Педагог: Распределите слова в два столбика в группы «Полезные продукты» и «Вредные продукты»: яблоки, пепси-кола, геркулес, фанта, чипсы, кефир, капуста, морковь.
Студенты по одной карточке распределяют слова в столбике.
- Полезные продукты: яблоки, геркулес, кефир, капуста, морковь. Всегда ли они приносят пользу?
- Вредные продукты: пепси-кола, фанта, чипсы. Почему они вредные? Эти продукты мы не храним в холодильнике, но они долгое время не портятся. Благодаря чему?
В них есть пищевые добавки. Добавки группы Е при частом употреблении, наносит вред организму. Прочитайте состав с упаковки пепси- колы. Студенты читают. Педагог разрезает упаковки от разных часто встречающихся продуктов питания (чипсы, сухарики и т. д.) студенты ищут добавки группы Е.
Педагог: Вы что-нибудь поняли? Я ничего не поняла. Как будто прочитала учебник по химии. Я надеюсь, вы поняли, что есть продукты, которые производят на химической фабрике, их не стоит употреблять в пищу.
Ведущий: Слово предоставляется врачу.
Врач: личная гигиена – это важный элемент здорового образа жизни. Она включает в себя: рациональный суточный режим гигиену тела: уход за волосами, за кожей, полостью рта; гигиену одежды, гигиену обуви. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Гигиенические требования занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду.
Работа по группам.Выберите слова для характеристики здорового человека. На доске:
Красивый
Ловкий
Статный
Крепкий
Сутулый
Бледный
Стройный
Неуклюжий
Сильный
Румяный
Толстый
Подтянутый
- Я желаю вам быть красивыми, сильными, ловкими, румяными, статными, стройными, крепкими, подтянутыми; беречь свое здоровье.
Ведущий: Чтобы вы не забыли правила ухода за зубами, я прочитаю вам стихотворение:
Как поел, почисти зубки
Делай так 2 раза в сутки
Предпочти конфетам фрукты -
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое
К стоматологу идем
В год 2 раза на прием
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Ведущий: Слово предоставляется тренеру.
Тренер – спорт обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества. Физические упражнения — элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.
Преимущества физических упражнений:
Стимулируют кровообращение, очищают организм от токсинов
Способствуют укреплению мускулов
Способствуют исправлению позвоночника
Способствуют похудению
Укрепляют кости
Отодвигают процесс старения
Воспитывает волю и дисциплину
Тренер: А теперь проведем физминутку.
Звучит музыка, тренер проводит.
Ведущий:Какие факторы способствуют отказу от вредных привычек?
Ответы студентов:
- желание сохранять здоровье,
- следовать закону,
- избежать зависимости,
- позитивные интересы и увлечения,
- заняться физкультурой и спортом.
Ведущий:А теперь подведем итоги социологического опроса. Слово предоставляется социологу, который представляет ответы студентов на вопросы анкеты. (см.приложение).
Выводы:
- Оказалось, что большинство опрошенных студентов не имеют вредных привычек
- Большинство опрошенных студентов предпочитает проводить свободное время дома или гуляя с другими
- Студенты не уделяют должного внимания правильному питанию
- Большинство опрошенных студентов занимались различными вида спорта и продолжают заниматься
- Большинство опрошенных студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности.
- Большинство студентов считают, что здоровый образ жизни – это здорово.
- Информацию о здоровом образе жизни студенты получают в основном из интернета и на учебных занятиях
- Родители большинства студентов положительно относится к здоровому образу жизни
- Большинство студентов считают, что здоровая нация – это реальность.
Мы за здоровый образ жизни!
О факторах риска
Ведущий: слово предоставляется нашему историку.
Историческая справка
Родина табака - тропическая Америка. Его семена в 1496 году привезли в Европу члены экспедиции Колумба. Жан Нико – француз , бывший посол в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово никотин. В Россию табак завезли иностранные купцы в 16 веке. Табачный дым содержит 50 токсичных веществ.
Алкоголь.Историческая справка
Секрет изготовления алкоголя открыли арабы ещё в древнее время.
Но, насколько известно на данный день, история не сохранила имя первого человека, открывшего алкоголь миру.
Дожившие до наших дней легенды говорят об этом по разному: одни утверждают, что чистый алкоголь впервые был получен путем перегонки из перебродившего виноградного сока арабским врачом Альбуказесом в VII или XI века, другие приводят имя итальянского монаха Валентинуса.
Ведущий: слово предоставляется наркологу.
Нарколог – об опасности никотина, алкоголя, наркотиков для человека, что такое наркотики, их влияние на здоровье, развитие благополучие, что нужно сделать для того, чтобы алкоголь, табак и наркотики не употребляли подростки?
Признаки внешнего вида наркомана: бледность, необычайно широкие зрачки, маскообразное, лишённое мимики, застывшее лицо, дрожащие, с исколотыми и воспалёнными венами руки, частая зевота и чихание, постоянно заложенный нос.
Последствия патологической зависимости:
-депрессия,
-головные боли,
-угрюмость,
-бессонница
-дрожь в конечностях.
Вред табака: В первую очередь страдает сердечно – сосудистая система и органы дыхания. Из–за спазмов желудка возникает гастрит и язвенная болезнь желудка, курильщики часто жалуются на повышение артериального давления, неблагоприятно влияет курение и на половую сферу, затрудняя развитие плода у беременных, повышая вероятность преждевременных родов, ребенок, родившийся у курящих родителей будет часто болеть респираторными заболеваниями, кариесом и т.д.
Вопросы: 1. Есть ли сигареты, которые не приносят вреда?
2. Зависит ли возможность бросить курить от стражи курения?
Влияние алкоголя на человека.
Через 10- 15 минут алкоголь из желудка попадает в кровеносную систему. После этого он начинает циркулировать по всему организму. Воздействие алкоголя на центральную нервную систему вызывает состояние, которое принято называть опьянением.
Вред алкоголя: Ученые установили, что у людей, злоупотребляющих спиртным болезни сердечно – сосудистой системы, встречаются в 2-3 раза чаще. Чем у не пьющих, алкоголь приводит к разрушению слизистых оболочек, верхних дыхательных путей и желудочно – кишечного тракта. У таких людей меняется внешний облик, редеет волосяной покров, слабеют и покрываются жировым слоем мышцы. Негативное действие оказывают на человека не только крепкие спиртные напитки, но и якобы безвредное пиво. По данным наркологов, свыше 40% их пациентов стали пьяницами в результате регулярного употребления именно пива.
Особенно неблагоприятно действует алкоголь на женский организм, у пьющих женщин в 3-5 раз быстрее развивается психологическая деградация, чаще возникает цирроз печени. Особо следует сказать о выпивках во время беременности. Дети у таких женщин нередко рождаются неполноценными. Пьянство – одно из основных причин, приводящих к распаду семьи, к потере здоровья.
Вопросы:1.Почему зная о вреде алкоголя, подростки употребляют спиртные напитки?
2. Как влияет алкоголь на психическое состояние подростка?
Работа в группах срабочим листом «Скажи наркотикам – нет!».
Группа должна состоять из 4 – 5 человек, желательно, чтобы в нее входили мальчики и девочки. Преподаватель вместе со студентами разрабатывают правила работы в малых группах. Правила записываются на доске. Каждая группа должна выбрать лидера. Он читает каждое утверждение и вместе с группой решает, согласны они с ним или нет. Свой выбор студенты должны обосновать. Далее выслушиваются мнения каждой группы, и данные ответов анализируются преподавателем.
Работа в группах с рабочим листом «Каким способом можно сказать «нет».
Как отказаться от предложений выпить пива, вина или водки, покурить сигарету с марихуаной или табаком? Педагог раздает студентам рабочий лист «каким способом можно сказать «нет». Студенты работают в малых группах. Они составляют сценарий, как бы они поступили в предложенной ситуации, и предлагают свои ответы, используя все средства общения. Группа заслушивает их. Педагог подводит итоги, акцентируя внимания студентов, что существуют способы отказа. Затем ведущий приглашает студентов разыграть одну из сцен отказа. Остальные смотрят и высказывают свое мнение об убедительности и правильности отказа.
Ведущий:Что привлекает подростков в курении, употреблении алкоголя и наркотиков?
Листья этого дерева-дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я должен». - А что человек может? -Я хочу? - Я должен?
Ведущий:
Впереди ожидает Вас Дружба и свет любимых глаз, Шум и радость жизни, И служение Отчизне. Новых звезд и открытий блеск, А не вредных соблазнов треск. Если их не выбираешь, В жизни ты не проиграешь! Ведущий: Спасибо за внимание!