Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")
м«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»
По теме «Витамины»
Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Витамины»
2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развивать познавательный интерес к биологии.
Оборудование:
Таблицы: «Витамины, Плодово-ягодные культуры»,
папки с содержанием дела, ордена «отличника» и «незнайки»,
алфавит с нумерацией букв.
Следствие ведут знатоки биологии.
Ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии» проводим в 8 классе при изучении темы «Витамины» (по программе Пономаревой И.Н.). Игра направлена на развитие познавательного интереса и обобщения изученного материала.
Подготовительный этап.
Класс делится на 4 группы, для них готовятся папки с содержанием дела и заданием для следственной группы, папки нумеруются, и жребий решает какое дело рассматривается первым. Готовятся оценки (орден отличника и незнайки).
Следователи каждого отдела выбирают начальника. Игру проводит учитель или ведущий. Он координирует работу и помогает делать выводы.
Ход работы:
Учитель. Здоровье человека очень важно для каждого. Чтобы сохранить здоровье, нужно не только вести здоровый образ жизни, но и правильно питаться. Пища должна быть разнообразной. Для того чтобы организм не истощался, учитывая энергозатраты, можно определить нормы питания. Немецкий учёный Макс Рубнер выяснил, что при окислении 1 г. белков и углеводов образуется 4,1 ккал, а при расщеплении 1 г. жира- 8.2 ккал энергии. Для того, чтобы составить правильный рацион, надо знать сколько энергии потрачено и сколько пищи необходимо съесть. Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона, необходимо учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Например, растительный белок не содержит некоторых аминокислот, необходимых человеку, а животные белки больше подходят, т.е. соответствуют человеческому организму; зато жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Значит необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Например, яблоки содержат много солей железа, творог- кальция, морковь- каротин, из которого синтезируется витамин А, но он усваивается только в присутствии жиров. Поэтому морковь надо есть с маслом или сметаной. Также в пище должны присутствовать биологически активные вещества, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. При отсутствии их возникают нарушения- авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям. Сейчас я предлагаю ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии». Уважаемые следователи! Сегодня вы можете показать свои деловые качества и знания и за это получить орден отличника.
(Отделам предлагается расследовать 4 дела. Содержание каждого дела, написанного на карточке, зачитывает ведущий и раздает группам. Группы выполняют задания и оформляют бланк заключения по делу. Как только заключение составлено начальник отдела поднимает руку. Первый, поднявший руку, вызывается для отчета. Ответ должен звучать, как связанный рассказ. Когда все дела рассмотрены - церемония награждения. Команды, правильно ответившие на вопросы, получают орден отличия. Остальным вручается орден незнайки).
Но прежде чем преступить к расследованию – небольшая разминка.
На доске написаны пронумерованные ответы, вопросы зачитываются учителем.
Запишите № ответов в правильной последовательности.
Ответы: 1) Витамин А 6)Органические вещества
2) Витамин В 7) Углеводы
3) Витамин С 8)Витамины
4) Витамин Д 9) Вода
5) Белки
- отсутствие вещества приводит к параличу нервной системы, болезни бери - бери;
Определите перечень продуктов, необходимых для решения проблемы.
Если учащиеся испытывают затруднения, при выполнении какого-то задания, можно поднять документацию отдела (т.е. посмотреть тетрадь). Если ответ по-прежнему не найден, дело отправляется на доследования, срок – следующий урок биологии. В конце урока проводится общий итог, и выставляются отметки.
Итак, ребята, в ходе игры вы выяснили значение витаминов. Теперь вы знаете, как важно беречь своё здоровье, рационально питаться, используя достаточное витаминов.
Ключ к заданиям : 1) 2,6,7,1,8,9,4,3. 2) а) А; б) печень трески, шпинат, красный перец, морковь, петрушка и т.п.; в) жирорастворимый ; г) необходим для нормального роста, недостаток может привести к нарушению сумеречного зрения- Куриной слепоте.
3)а) В1,В2,В3,………….В12; б) печень, яйца, сыр, молоко, пивные дрожжи, отруби, в) участвуют в обмене веществ, тканевом дыхании, влияют на центральную нервную систему, недостаток вызывает серьезные заболевания - Бери – бери и Пеллагру. 4) а) дать витамин С ;пользовать в б) использовать в пищу продукты, содержащие витамин С- овощи,плоды,ягоды,фрукты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины") »
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»
По теме «Витамины»
Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Витамины»
2. Уметь устанавливать причинно – следственные связи.
3. Развивать познавательный интерес к биологии.
Оборудование:
Таблицы: «Витамины, Плодово-ягодные культуры»,
папки с содержанием дела, ордена «отличника» и «незнайки»,
алфавит с нумерацией букв.
Следствие ведут знатоки биологии.
Ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии» проводим в 8 классе при изучении темы «Витамины» (по программе Пономаревой И.Н.). Игра направлена на развитие познавательного интереса и обобщения изученного материала.
Подготовительный этап.
Класс делится на 4 группы, для них готовятся папки с содержанием дела и заданием для следственной группы, папки нумеруются, и жребий решает какое дело рассматривается первым. Готовятся оценки (орден отличника и незнайки).
Следователи каждого отдела выбирают начальника. Игру проводит учитель или ведущий. Он координирует работу и помогает делать выводы.
Ход работы:
Учитель. Здоровье человека очень важно для каждого. Чтобы сохранить здоровье, нужно не только вести здоровый образ жизни, но и правильно питаться. Пища должна быть разнообразной. Для того чтобы организм не истощался, учитывая энергозатраты, можно определить нормы питания. Немецкий учёный Макс Рубнер выяснил, что при окислении 1 г. белков и углеводов образуется 4,1 ккал, а при расщеплении 1 г. жира- 8.2 ккал энергии. Для того, чтобы составить правильный рацион, надо знать сколько энергии потрачено и сколько пищи необходимо съесть. Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого рациона, необходимо учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи. Например, растительный белок не содержит некоторых аминокислот, необходимых человеку, а животные белки больше подходят, т.е. соответствуют человеческому организму; зато жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Значит необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Например, яблоки содержат много солей железа, творог- кальция, морковь- каротин, из которого синтезируется витамин А, но он усваивается только в присутствии жиров. Поэтому морковь надо есть с маслом или сметаной. Также в пище должны присутствовать биологически активные вещества, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. При отсутствии их возникают нарушения- авитаминозы, приводящие к различным заболеваниям. Сейчас я предлагаю ролевую игру «Следствие ведут знатоки биологии». Уважаемые следователи! Сегодня вы можете показать свои деловые качества и знания и за это получить орден отличника.
(Отделам предлагается расследовать 4 дела. Содержание каждого дела, написанного на карточке, зачитывает ведущий и раздает группам. Группы выполняют задания и оформляют бланк заключения по делу. Как только заключение составлено начальник отдела поднимает руку. Первый, поднявший руку, вызывается для отчета. Ответ должен звучать, как связанный рассказ. Когда все дела рассмотрены - церемония награждения. Команды, правильно ответившие на вопросы, получают орден отличия. Остальным вручается орден незнайки).
Но прежде чем преступить к расследованию – небольшая разминка.
На доске написаны пронумерованные ответы, вопросы зачитываются учителем.
Запишите № ответов в правильной последовательности.
Ответы: 1) Витамин А 6)Органические вещества
2) Витамин В 7) Углеводы
3) Витамин С 8)Витамины
4) Витамин Д 9) Вода
5) Белки
- отсутствие вещества приводит к параличу нервной системы, болезни бери - бери;
Определите перечень продуктов, необходимых для решения проблемы.
Если учащиеся испытывают затруднения, при выполнении какого-то задания, можно поднять документацию отдела (т.е. посмотреть тетрадь). Если ответ по-прежнему не найден, дело отправляется на доследования, срок – следующий урок биологии. В конце урока проводится общий итог, и выставляются отметки.
Итак, ребята, в ходе игры вы выяснили значение витаминов. Теперь вы знаете, как важно беречь своё здоровье, рационально питаться, используя достаточное витаминов.
Ключ к заданиям : 1) 2,6,7,1,8,9,4,3. 2) а) А; б) печень трески, шпинат, красный перец, морковь, петрушка и т.п.; в) жирорастворимый ; г) необходим для нормального роста, недостаток может привести к нарушению сумеречного зрения- Куриной слепоте.
3)а) В1,В2,В3,………….В12; б) печень, яйца, сыр, молоко, пивные дрожжи, отруби, в) участвуют в обмене веществ, тканевом дыхании, влияют на центральную нервную систему, недостаток вызывает серьезные заболевания - Бери – бери и Пеллагру. 4) а) дать витамин С ;пользовать в б) использовать в пищу продукты, содержащие витамин С- овощи,плоды,ягоды,фрукты.