Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа на тему "Моя малая Родина"»
Тема: «Моя малая родина – Югра»
Составитель: Бурик Н.В.,
классный руководитель
6 «а»класса.
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Формирование представления учащихся о родном крае.
Знакомство с административной картой округа, с традициями и бытом народов севера, разнообразием флоры и фауны, с творчеством земляков.
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине, привитие любви к своему краю. Оборудование:мультимедийное оборудование, презентация.
Ход классного часа
Вступительная часть.
Учитель: Добрый день, ребята. Поздравляю вас с Днём знаний. Желаю удачи и успехов в новом учебном году. Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.
Учитель:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Ученик: Сегодня мы будем говорить о Родине.
Учитель:Правильно, ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный. Мы сегодня будем с вами говорить о Родине.
Основная часть.
Учитель: В какой стране мы с вами живем?
Ученик: Мы живём в России.
Учитель: Как называется столица нашей страны?
Ученик: Столица нашей страны – город Москва.
Учитель: Можно ли сказать, что Россия – это Родина? Почему?
Учитель: А сейчас подумайте и скажите, как понимаете слово «РОДИНА». Что значит слово Родина для вас?
(Игра с мячом. Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)
Учитель: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.
Россия – это самая большая в мире страна. Когда в Москве вечер, то на Чукотке день. Территория её протянулась от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. На ней есть как высокие горы, полноводные реки, так и бескрайние поля, густые леса. Мы гордимся нашей великой Родиной, её трудолюбивыми и талантливыми людьми.
Прекрасна наша Россия, но у каждого из нас есть место, тот уголок земли, где прошло наше детство, где живут наши родные, друзья. Зовется это место – Малая Родина. У каждого это своё место: улица, небольшой посёлок, город.
Учитель: Назовите свою Малую Родину.
(Ответы детей)
Учитель: В каком округе мы живём?
(Ответы детей)
Учитель: Назовите столицу нашего округа.
Ученик: Столица нашего округа – Ханты-Мансийск.
Учитель: Мы сегодня будем говорить о нашей Малой Родине – Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.
Учитель:
Наш округ— седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России — Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!
Под небом сибирской земли
Богатства от края до края,
И крылья надежды мы здесь обрели,
Югру на века прославляя.
Учитель: Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края Югра) образован 10 декабря 1930 г. До 1940 года он назывался Остяко-Вогульский.
Югра – теперь уже официальное название Ханты-Мансийского автономного округа. Административный центр – город Ханты-Мансийск. Входит в состав Уральского федерального округа. Занимает площадь 523 тыс.кв.км (3,1% - территории России), превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции.
В октябре 1995г Тюменской областной думой был учрежден герб и флаг ХМАО.
Флаг – прямоугольный, двухцветный, разделен вдоль на две части – голубого и зеленого цветов. Голубой цвет означает, что это край многочисленных голубых рек и озер, зеленый – это край, богатый лесами. Белый орнамент в верхнем левом углу – показывает корону ХМАО, а корона изображена в виде оленьих рогов, узоры которых являются орнаментами, которые расшивали коренные народы севера свою одежду и обувь.
Герб – отражает признаки края. В центре герба щит двух цветов: голубой и зеленый, которые означают богатство лесов, рек и озёр края. Красный цвет под щитом означает красоту и расцвет края, а желтый, обрамляющий сам щит указывает на солнечный свет. А ветви, как бы обнимающие сам щит, говорят о богатстве хвойных лесов края: пихты, ели, кедра, сосны. Изображение птиц на щите – показывает наличие в крае ценных животных и птиц. А венчает герб корона – оленьи рога. Символы оленьих рогов являются основным узором в украшении одежды ханты и манси. Голубая лента, обвивающая внизу хвойные ветви, как бы связывает, объединяет все достоинства Югорского края.
Учитель: Назовите людей коренных национальностей.
(Ответы детей)
Учитель: На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси.
Именно они являются коренными жителями нашего округа. У них, как и у других народов, есть своя национальная одежда и обувь, предметы быта и труда), своеобразные жилища (землянка, чум, изба). Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами.
Учитель: Чем ещё богат наш край?
(Ответы учеников)
Учитель: - Ребята, разгадайте ребус, и вы узнаете, о ком мы будем говорить дальше (ребус записан на доске).
Жираф +ворона +торф+норка+ый= животный
Муха +иволга+рысь = мир
Ученик: Животный мир
Учитель: Правильно, мы будем говорить о животных нашего края.
Учитель: Назовите животных нашего края.
(Ответы детей)
Учитель: Наиболее яркими представителями нашего края являются:
Учитель: Богат наш Югорский край и лесами. Много деревьев растет в них. Назовите названия деревьев.
(Ответы учеников)
Учитель: Разнообразен растительный мир нашего края. Но больше всего хвойных деревьев. Учитель: Чем отличается хвойное дерево от лиственного дерева?
(Ответы детей)
Учитель: Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других – сосны и лиственницы. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная – бор. В округе есть своя красная книга, которая содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. На территории Ханты-Мансийского округа есть заповедники: Малая Сосьва и Юганский.
Учитель: Чем богат наш край?
Ученик: Наш край богат лесами, животными. У нас добывают нефть и газ.
Учитель: Правильно. Югра – это древний край, сохранивший в жизни югорских народов не только старинные обычаи, обряды, одежды, образ жизни, но и стал процветающим в современные годы. Добыча нефти и газа, возникшие новые города преобразовали этот край. Крупный район добычи нефти (месторождения Самотлорское, Мамонтовское, Федоровское, Красноленинское и др.) и газа (месторождения Игримское, Пунгимское и др.). Газоперерабатывающие заводы. Лесная, деревообрабатывающая, рыбная промышленность. Также распространены лишайники, используемые в качестве корма оленям. Леса богаты дикоросами: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, морошкой, черёмухой, рябиной, грибами. Развито рыболовство и оленеводство. Большую часть территории нашего округа занимают заказники, природные парки, памятники природы.
Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство (в т.ч. оленеводство). Звероводство, пушной промысел. Картофелеводство, овощеводство. Судоходство по Оби, Иртышу, Конде, Сев. Сосьве, Ваху. Развит трубопроводный транспорт (нефтепроводы, газопроводы).
Учитель: Но не только этим богат наш край. В нашем округе проживали и живут много замечательных людей, которые прославляли и прославляют наш край своим трудом, успехами, достижениями, творчеством.
Конькова Анна Митрофановна писатель, член союза писателей СССР, член Союза писателей России, почетный гражданин города Ханты-Мансийска, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа.
Шесталов Юван Николаевич, один из самых ярких представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик, но все - таки больше и главным образом – первый профессиональный поэт манси. Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель - блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа.
Еремей Айпин – писатель Ханты-Мансийского автономного округа.
Филиппенко Александр Васильевич – (24.02.2010-15.02.2015) губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Комарова Наталья Владимировна – в настоящее время действующий губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Заключительная часть.
Учитель: О чём мы сегодня говорили?
Ученик: Мы сегодня говорили о России, наше родине – Югре.
Учитель: Что вы запомнили и можете рассказать?
Ученик: Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края Югра) образован 10 декабря 1930 г. До 1940 года он назывался Остяко-Вогульский. Столица нашего округа – Ханты-Мансийск. Наш край богат лесами, животными. У нас добывают нефть и газ.
Учитель: Родина…Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать – одна, общие у них испытания, единая судьба. Понятие «Родина» широкое и большое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина. Это место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
Учитель: На территории округа проживает множество национальностей. Название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси и других. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами.
Всех людей мы называем ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек.
Потому, что это слово – ханты
В переводе значит – человек.
Это очень дорогое слово!
Ты не выпускай его из рук.
Не развей по ветру бестолково
На него откликнется твой друг.
И куда б потом ты не поехал
Разнеси своим друзьям его,
Словно раскаленные орехи
Искры у чувала твоего.
Это слово северным сияньем
Пусть сияет в заполярной мгле.
Помни наше мудрое названье
Ханты – все народы на земле.
Наш округ - седой богатырь,
Свой дух возродил величаво,
Опора России - Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву.
Югра - ты прекрасный наш дом, Здесь ценят всегда человека, И нашим упорством, и нашим трудом Тебе процветать век от века!
Учитель: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине.