Урок в 8 классе
на тему «Моя малая Родина» 1 сентября 2014 года.
Цель: воспитание у обучающихся чувства гордости и любви к родному городу.
Задачи: сформировать образ города, перспективного для будущей жизни обучающихся; способствовать развитию познавательной активности обучающихся; расширить краеведческий кругозор школьников.
Схема проведения классного часа:
1. Вводное слово учителя - 5 минут.
2. Демонстрация учебного фильма «Волгоград - город-труженик» - 10 минут.
3. Закрепление материала фильма в игровой форме - 10 минут.
4. Подведение итогов - 5 минуты.
Оборудование: компьютер с проектором для демонстрации фильма; учебный фильм «Уникальный Волгоград»; дидактические материалы для закрепления полученной информации в игровой форме.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
1. Учитель. Рада всех видеть, дорогие ребята! Поздравляю вас с началом учебного года. Желаю ещё лучше учиться, показывать стремление к творческому всестороннему развитию. Со своей стороны буду стараться помочь вам в этом.
Слайд 2.
В настоящее время необходимо повышать уровень своих знаний по истории Отчизны, родного края. Ведь не зная истории своей Родины, невозможно научиться любить её и гордиться ею. Образ Родины у подростка начинается с улицы, на которой он живёт, с его района, с его города. Чтобы понятие «Родина» не было абстракцией, необходимо изучать историю, природу и культуру родного края, малой Родины.
Сегодня ученики России пришли на первый урок Знаний. У нас в Волгограде он посвящён 425-летию любимого города, который подвергался испытаниям, но вставал из пепла.
Ученики.
Раскинулся вдоль Волги Волгоград,
Среди степей цветущий нежный сад.
Проспекты, улицы, тенистый мир аллей...
Любимый город, нет тебя родней!
Я с детства помню каждый уголок,
Ты от столицы Родины далёк.
Стоишь на дальних южных рубежах.
Не раз за сотни лет ты утопал в слезах.
Скорбел о павших воинах в бою,
О тех, кто Родину не предавал свою.
Стоишь ты словно гордый великан,
Мамаев возвенчал тебя седой курган.
Цветенье абрикосовых садов,
Ковыль, полынь, разгул шальных ветров,
Трамвайчик, что грохочет под землёй...
Я в нём, как много лет назад, спешу домой.
Степной простор и синева небес:
Здесь моё детство, мать, седой отец.
Здесь Волга-матушка, здесь вольная земля,
В бездонных снах сюда летит душа моя.
2. Учебный фильм.
3. Закрепление материала. Дидактическая игра «Лото»
Слайд 5.
Класс делится на группы, каждая группа получает игровое поле и один из вариантов задания.
Игровое поле
ОАО «Тракторная компания «Волгоградский тракторный завод»
ОАО «Волгоградский судостроительный завод»
ОАО «Химпром»
ФГУП «ПО «Баррикады»
ОАО «Волгограднефтемаш»
ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»
ОАО «Волгоградский завод ЖБИ-1»
ОАО «Волгомясомолторг»
ЗАОр НП «КОНФИЛ»
Задание группе 1.
Разложить на игровом поле районы Волгограда, на территории которых расположены предприятия.
Тракторозаводский район
Красноармейский район
Кировский район
Краснооктябрьский район
Советский район
Краснооктябрьский район
Дзержинский район
Центральный район
Ворошиловский район
Задание группе 2.
Разложить на игровом поле название продукции, которую выпускают данные предприятия.
Гусеничные тракторы
Сухогрузные теплоходы «река-море» неограниченного района плавания, танкеры
Химическая продукция технического назначения (более 120 наименований), средства для борьбы с вредителями, стиральные порошки, растворители и т.д.
Ракетные комплексы «Точка-У», «Пионер», «Ока», береговой артиллерийский комплекс «Берег». Новый ракетный комплекс«Искандер-М» и агрегаты для ракетного комплекса «Тополь-М».
Оборудование для нефтехимического машиностроения
Более 600 марок стали
Бетон, бордюрный камень, керамзит, керамзитобетон, стеновые панели и т.д.
Молочные продукты, майонез, мороженое
Карамель, конфеты, мармелад, зефир и шоколад.
Задание группе 3.
Разложить на игровом поле название продукции, которую данные предприятия выпускали в годы Великой Отечественной войны.
Выпуск и ремонт танков Т-34, танковых двигателей и артиллерийских тягачей
Бронирование судов и паровозов, производство танковых корпусов, ремонт танков и бронекатеров
Бутылки с зажигательной смесью, взрывчатые вещества
76-мм дивизионные пушки, 120-мм полковые минометы, стационарные зенитные установки
Бронеколпаки для пулеметных точек, цистерны для горючего, железобетонные ДОТы
Поставка металла оборонным предприятиям страны
Предприятие начало работу в послевоенный период
Хранение продуктов животноводства, рыбопродуктов, мясных, рыбных и молочных консервов
Галеты, концентраты
На игровом поле и в таблицах заданий материал расположен в правильном порядке
Слайд 6-8. Подведение итогов игры, выявление правильных ответов и исправление ошибок.
Резерв времени. Игра «Узнай слово» (если «да», то букву обводим, «нет» - пропускаем)
Ю*
А
Б*
И*
Л*
О
Е*
Т
У
Й*
1. *ТЗР – самый северный район города.
2. В ТЗР нет высшего учебного заведения.
3. *Волгограду исполнилось 425 лет.
4. *В ТЗР живёт более 50 тысяч человек.
5. *В ТЗР имеется здание бывшего цирка.
6. Самая мощная в мире ГЭС у нас.
7. *Микрорайон Водстрой находится в 9 км от Тракторозаводского района.
8. В микрорайоне Водстрой живёт 15 тыс. жителей.
9. В Тракторозаводском районе есть улица имени Сталина.
10. *У нас много добрых, замечательных людей.
Вывод учителя. Уже к 1913 году в нашем городе было 450 промышленных предприятий, а сколько их сейчас! Сегодня мы поработали над самыми крупными, градообразующими предприятиями. Промышленность нашего города растёт, а значит, будут рабочие места, хорошие зарплаты, процветающий любимый город. Будем гордиться Волгоградом, украшать его улицы, приносить пользу его жителям! Спасибо за урок, всего доброго!
Слайд 9. Кл. руководитель 8 класса Е.Н. Тутубалина