Просмотр содержимого документа
«Если друг оказался вдруг.........И не друг и не враг, а так..... »
Тема: «Еслидругоказалсявдруг
Инедруг, иневраг, а – так....»
Форма: классный час
Цели: формирование культуры диалогического взаимодействия на основе литературного произведения.
Задачи:
1) ознакомление с правилами взаимодействия и работы в группе.
2) способствовать развитию речи и формированию умения грамотного аргументирования своего мнения при дискуссионном обсуждении.
3) способствовать воспитанию у учащихся культуры дискуссии и сотрудничества, выдержки и дружелюбия.
Ход мероприятия:
1. Подготовительный этап:
- Детям предложили прочитать рассказы В.А. Осеевой
- далее составить вопросы по понравившимся произведениям
- учитель на основе того литературного материала, который отобрали дети, выбирает два рассказа для инсценирования «Случай» и «Пёрышко»
- распределяются и выучиваются роли для показа сценки перед товарищами.
- учитель раскрывает понятие «дискуссия»
- отличие дискуссии от спора.
2. Постановка проблемы
Сегодня мы с вами проводим классный час на тему:
«Еслидругоказалсявдруг
Инедруг, иневраг, а – так....»
в ходе, которого мы должны с вами ответить на вопрос: что же делать, если рядом с тобой «Инедруг, иневраг, а – так....». Как вести себя, чтобы самому не остаться без друзей. А помогут нам в этом рассказы В.А.Осеевой.
Предлагаем вам посмотреть первую сценку «Случай».
3. Основной этап:
Рассказы В. Осеевой для инсценирования.
(материал для дискуссии 3 класс)
Случай.
Действующие лица:
Автор:
Витя:
Коля:
Автор: Мама подарила Коле цветные карандаши. Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
Витя: Давай рисовать!
Автор: Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зелёный и синий.
Витя: А где остальные?
Автор: Коля пожал плечами.
Коля: Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Петя – у него как раз таких не хватало…
Витя: Но ведь ты сам остался без карандашей! Разве они тебе не нужны?
Коля: Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!
Автор: Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
Витя: Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!
Автор: Коля посмотрел на пустую коробку
Коля: Ну, бери… раз уж такой случай…
После просмотра учитель начинает дискуссию, задаёт вопросы:
1. Почему Коля оказался перед пустой коробкой карандашей?
( он её раздал)
2. Кто считает, что Коля поступил правильно, поднимите руку?
( Если мнения разделились, делим на группы)
3. Если мнение одинаковые задаём вопросы:
А кто мог поступить как Коля?
Если мама купила карандаши на последние деньги, а Коля все карандаши раздал, разве правильно он сделал?
4. Далее дети отстаивают два мнения: Коля поступил верно, он настоящий товарищ. Коля поступил не верно, т.к. сам остался без карандашей.
5. Почему Витя взял последние три карандаша у Коли?
( подумал, что Коля их всё равно кому-то отдаст)
6. Кто считает, что Витя настоящий товарищ, понял и поддержал Колю в его стремлении, выручить товарищей?
7. Учитель подводит детей к тому, чтобы они указали две линии поведения для Вити и две для Коли.
Поведение Коли:
- Он мог дать карандаши на время: порисовали –вернули
- Коля раздал и надеялся, что когда ему нужна будет помощь, друзья его выручат.
- Коля не задумывался о возврате карандашей, т.к. считал, что всем карандаши очень нужны.
Поведение Вити:
- Витя подумал о себе, пользуясь безотказностью друга.
- Витя взял карандаши, чтобы потом отдать другу.
Выводы:
- Коля раздал и надеялся, что когда ему нужна будет помощь, друзья его выручат;
- Витя подумал о себе, пользуясь безотказностью друга.
Далее предлагается посмотреть следующую сценку.
Пёрышко.
Действующие лица:
Автор:
Миша:
Федя:
Ребята:
Автор: У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил.
Миша: Зачем ты взял моё пёрышко?
Федя (кричит): Подумаешь, какая невидаль – пёрышко! Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.
Миша (сердится): Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать!
Автор: Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
Федя (кричит): Жалко пёрышка! Для своего же товарища! Эх ты!
Автор: Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело.
Миша (запинаясь и оправдываясь): Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Автор: Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс.
Федя: Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
Мальчик: Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом!
Девочка: Конечно, отдай, раз он такой!
Мальчик: Отдай! Не связывайся!
Девочка: Из-за одного пера крик подымает!
Автор: Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы. Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту.
Федя: На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Автор: Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.
Учитель задаёт вопросы по данному рассказу:
1.Почему Миша остался в одиночестве?
2. Почему ребята оказались на стороне Феди?
3. Кто, как и Федя считает Мишу жадиной, поднимите руки?
(делим на группы в зависимости от мнения)
4. Почему Миша заплакал?
5. После обсуждения двух мнений:
-Миша- жадина
-Миша плакал от обиды, что не мог доказать свою правоту.
6. Правильно поступил Миша, что потребовал своё пёрышко у Феди?
Выводы:
- Миша не жадина, ему не дали возможность рассказать, как перо оказалось у Феди.
- Федя должен был попросить пёрышко у Миши, а не менять его тайком.
4.Заключительный этап:
Под какой общей темой можно объединить эти два рассказа?
На доске представлены следующие вопросы:
Легко ли быть добрым?
Сам пропадай, а товарища выручай?
Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой.
Докажите своё мнение и попробуйте ответить на эти вопросы.
Вывод:
Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой.