kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Жилин и Костылин – два разных характера,

две разные судьбы»

Цели урока:

Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.

    Оборудование:

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мы гостям всегда рады. Давайте покажем, как активно и слаженно мы умеем работать.

-Прослушайте аудиозапись и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

  1.  Мотивация учебной деятельности. «Вызов» (прослушивание песни В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг.»)

В. Высоцкий. Песня о друге.

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке с тобой в одной –

Там поймёшь – кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут и тут,

Про таких не поют.

 

 

 

 

 

Беседа

- Почему урок начат с этой песни? (речь пойдёт о дружбе, о двух боевых товарищах, о товарищах по несчастью, о том, как важна поддержка и помощь товарища-друга в трудной ситуации, во время испытания)

Тема урока: «Жилин и Костылин – два разных характера,

две разные судьбы»

 

Эпиграф к уроку: Не тот пропал, кто в беду пропал, а тот пропал, кто духом упал.

- Что значит эта народная мудрость.

  1. Целеполание:

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

  • : рассмотреть основные проблемы, поднятые автором в произведении, выяснить, как характер, поведение человека влияют на его судьбу.

-Что такое характер?

Словарная работа: характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека.

Судьба  1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 
2. Участь, доля, жизненный путь

  1. Работа над новым материалом.

 

1.Сообщение ученика

- В какое время происходят события, описанные в рассказе?

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

- Обратимся к рассказу. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы свои задания. На обсуждение отводится 3-5 минут.

2. Работа в группах

1 группа.Почему фамилии Жилин и Костылин «говорящие»?Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии? Найдите в тексте детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Объясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.

2 группа Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по –другому? При каких условиях? Охарактеризуйте поведение героев по время погони, пленения.

3 группа Жизнь в плену. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Чем занимаются пленники? Как к ним относятся местные жители? Какие качества Жилина вы можете отметить?

Музей забытых вещей: кто забыл эти вещи?(глиняный кувшинчик, колодки, часы, куклы из глины, конверт, лепёшка, перо, чернильница)

4 группа

1 побег пленников. Сравните поведение героев. Найдите глаголы, характеризующие поведение каждого. Почему Костылин во время  побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Сделайте вывод:какие качества можно отметить в этом эпизоде?

5 группа

 Сравните второй побег с первым. Кто помогает Жилину? Как вы считаете, почему Жилину удаётся спастись?

Работают в группах.

( 1 группа). Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, Костылин словно на костылях, на подпорках

Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.

Колода-  о толстом неповоротливом человеке.

Удалой- полный удали.

Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по –другому, если бы Костылин не ускакал. Костылин закатился что было духу.Жилин – живой не дамся, готов биться

Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

Жилин повел себя иначе. Не падает духом. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать.                 Жилин                               Костылин

ходит по аулу                                          спит

всматривается                                          скучает

выпытывает информацию                     считает дни

рукодельничает                                 ждет ответ на письмо

     -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. А Костылин безвольно ждет решения своей судьбы.)

Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…

Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.

Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.

1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;

2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина.

Борется до конца, не теряет веру в себя, не опускает руки.

Вывод: Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? Герои оказались в одинаковой ситуации, но исход различный, т.к. многое зависит от самого человека, от его выбора. Нельзя терять веру, нужно бороться до конца.

-Какие важные проблемы поднимает Толстой в рассказе? (храбрость и стойкость в трудной ситуации, верность дружбе и товариществу, Толстой славит сильных духом людей, говорит о дружбе, способной сближать людей всех национальностей, Толстой выступает против национальной вражды)

Распределительная работа: распределите качества, принадлежащие разным героям, на 2 группы

  • Благородство
  • Доброта
  • Великодушие           
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство     
  • Внимательность
  • Прощение
  • сострадание    
  • Эгоизм
  • иждивенчество (Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.         
  • равнодушие    
  • Лень
  •   равнодушие
  1. Итог урока.
  2. Рефлексия – составление синквейна.

- Составьте синквейн о Жилине, т.к. именно этот герой является носителем таких качеств характера, которые помогают ему бороться и побеждать.

Жилин

Храбрый, добрый(находчивый, стойкий)

Трудится, высматривает, готовится(борется, не сдаётся, помогает)

Под лежачий камень вода не течёт(нельзя падать духом)

Молодец (герой)

 Оценки за урок

Д/з: творческое задание: подобрать для интервью с главным героем или письмо, адресованное главному герою.

Если в конце уроки останется время, то перед синквейном включить фрагмент фильма «Кавказский пленник» ( 01.09.20)- 1,5 мин(И из уст героя мы слышим слово «судьба».Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.)

Толстой очень любил свой рассказ «К.п.»  и  считал его одним из лучших. Этим рассказом писатель показывает, что жизнь человека зависит от его характера, от того выбора, который  каждый из нас делает сам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы»

Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы. Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал. Пословица

Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы.

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.

Пословица

Характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека. Судьба - 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).   2. Участь, доля, жизненный путь
  • Характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека.
  • Судьба - 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).  2. Участь, доля, жизненный путь
1 группа  Жилин и Костылин - «говорящие» фамилии.  Внешность героев.

1 группа Жилин и Костылин - «говорящие» фамилии. Внешность героев.

  • Внешность героев.
2 группа  Как вели себя Жилин и Костылин  во время нападения татар? Жилин   пытается уйти от погони   надеется на помощь товарища   «Не дамся же живой!»   до последнего сражается с татарами Костылин   не думает помогать Жилину   даже не пытается отпугнуть татар

2 группа Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Жилин

  • пытается уйти

от погони

  • надеется на

помощь товарища

  • «Не дамся же живой!»

  • до последнего

сражается с татарами

Костылин

  • не думает помогать Жилину

  • даже не пытается отпугнуть татар

  • трусливо сбегает
3 группа  Жизнь в плену

3 группа Жизнь в плену

4 группа  Первый побег.   Жилин Костылин    Знает дорогу, ведет за собой товарища. Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.    Помогает Костылину Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)

4 группа Первый побег.

Жилин

Костылин

  • Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  • Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.

  • Помогает Костылину
  • Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)

  • «Бросать товарища не годится»
5 группа  Второй побег   Жилин  постоянно думает о вольном житье  уговаривает Дину помочь ему  шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил  не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам Костылин отказывается от побега  не может превозмочь свою боль Прекращает бороться:  «Уже мне, видно, отсюда не выйти»

5 группа Второй побег

Жилин

  • постоянно думает о вольном житье
  • уговаривает Дину помочь ему
  • шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
  • не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  • отказывается от побега

  • не может превозмочь свою боль
  • Прекращает бороться:

«Уже мне, видно, отсюда не выйти»

Почему так по-разному  сложились судьбы героев?      Человек (по Л.Н. Толстому)  сам отвечает за свою судьбу

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

  • Человек (по Л.Н. Толстому)

сам отвечает за свою судьбу

Благородство Эгоизм   Равнодушие           Дружелюбие Уважение Мастерство      Прощение   Иждивенчество (стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.          Великодушие     Доброта Лень Внимательность
  • Благородство
  • Эгоизм
  •   Равнодушие          
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство     
  • Прощение  
  • Иждивенчество (стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.         
  • Великодушие    
  • Доброта
  • Лень
  • Внимательность
Синквейн  Жилин  1 строка – имя существительное (тема)  2 строка – 2 имени прилагательных  3 строка – 3 глагола  4 строка – мысль по теме  5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.

Синквейн

Жилин

  • 1 строка – имя существительное (тема)

  • 2 строка – 2 имени прилагательных

  • 3 строка – 3 глагола

  • 4 строка – мысль по теме

  • 5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

Автор: Перетятько Елена Александровна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Урок литературы в 5 классе "Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев или «Жилин и Костылин – два разных характера,  две разные судьбы" "
    ["seo_title"] => string(167) "urok-litieratury-v-5-klassie-zhilin-i-kostylin-obuchieniie-sravnitiel-noi-kharaktieristikie-ghieroiev-ili-zhilin-i-kostylin-dva-raznykh-kharaktiera-dvie-raznyie-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "115159"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411879604"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Жилин и Костылин -  разные характеры,  разные судьбы"
    ["seo_title"] => string(52) "zhilin-i-kostylin-raznyie-kharaktiery-raznyie-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "306555"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458145228"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Подготовка к сочинению на тему «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»."
    ["seo_title"] => string(80) "podghotovka_k_sochinieniiu_na_tiemu_zhilin_i_kostylin_dva_raznykh_kharaktiera_dv"
    ["file_id"] => string(6) "428545"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505664745"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы."
    ["seo_title"] => string(52) "zhilinikostylindvaraznykhkharaktieradvieraznyiesudby"
    ["file_id"] => string(6) "310473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459019454"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема: "Жилин и Костылин: два разных характера, две разные судьбы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse_tema_zhilin_i_kostylin_dva_raznykh_khara"
    ["file_id"] => string(6) "639656"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1699718080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства