Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока : комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)
Оборудование урока:
раздаточный материал, сигнальные карточки с цифрами «1», «0».
План урока:
1.Оргмомент
2.Работа с сигнальными карточками
3. Постановка темы и цели урока
4. Повторение изученного:
- Разбор предложений
- Построение предложений по схемам.
- Анализ текста.
5. Подведение итогов урока.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Работа с сигнальными карточками
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, показывайте цифру "1", если нет - "0".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные? (1)
2. Определение не отвечает на вопрос чей? (0)
3. Предложение – это синтаксическая единица? (1)
4. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? (1)
5. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (0)
6. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. (1)
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101101».
3. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя:
Ребята! Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении.
- Какие предложения называются СПП?
- Из каких частей состоит СПП?
- Назовите группы СПП.
Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.
А помогут нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Потому что, ребята, сегодня , 25 января, этому замечательному поэту, певцу, актёру исполнилось бы 76 лет.
Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре и кино, в том числе Гамлета («Гамлет», В. Шекспир), Лопахина («Вишнёвый сад», А. Чехов). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища». Актёр театра Драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Любимовым в 1964 году.
Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.
Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».
4. Повторение изученного:
Задание1 .
(Прослушивание песни «Я не люблю»)
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.
А теперь выполним анализ предложений.
- Выполните синтаксический разбор, определите вид придаточных, составьте схемы:.
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Задание 2
Конструирование предложений по схемам
- Из простых предложений постройте СПП по схеме:
Кедровка навсегда останется в нашей памяти. Здесь мы провели своё детство и юность.
- Из двух простых предложений постройте СПП и укажите вид придаточного.
Я нашёл гриб. Гриб оказался боровиком.
Задание 5
Анализ текста.
Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Задания:
- Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком
- Указать тему текста.
- В каком предложении заключена основная мысль текста.
- Составьте схему 8 предложения
- Сравнить структуру 8 и 14 предложения
- Объясните значение слова бард.
- Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование и управление.
8. Итог урока.
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
9. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось на уроке ?
- Что не понравилось ?
- Что вам мешало?
- Кто вам помогал?
Оценки учащимся за урок.
8. Домашнее задание.
1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненные предложения вокруг нас». (Зернова В.,Абрамов Д.)
2.Выполнить задания по карточкам(Золоторёв В.,Козлов А.)