«Жилин и Костылин – два разных характера,
две разные судьбы»
Цели урока:
Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;
Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;
Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.
Оборудование:
- Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мы гостям всегда рады. Давайте покажем, как активно и слаженно мы умеем работать.
-Прослушайте аудиозапись и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
- Мотивация учебной деятельности. «Вызов» (прослушивание песни В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг.»)
В. Высоцкий. Песня о друге.
Если друг оказался вдруг,
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его.
Пусть он в связке с тобой в одной –
Там поймёшь – кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут и тут,
Про таких не поют.
Беседа
- Почему урок начат с этой песни? (речь пойдёт о дружбе, о двух боевых товарищах, о товарищах по несчастью, о том, как важна поддержка и помощь товарища-друга в трудной ситуации, во время испытания)
Тема урока: «Жилин и Костылин – два разных характера,
две разные судьбы»
Эпиграф к уроку: Не тот пропал, кто в беду пропал, а тот пропал, кто духом упал.
- Что значит эта народная мудрость.
- Целеполание:
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- : рассмотреть основные проблемы, поднятые автором в произведении, выяснить, как характер, поведение человека влияют на его судьбу.
-Что такое характер?
Словарная работа: характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека.
Судьба 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).
2. Участь, доля, жизненный путь
- Работа над новым материалом.
1.Сообщение ученика
- В какое время происходят события, описанные в рассказе?
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.
- Обратимся к рассказу. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы свои задания. На обсуждение отводится 3-5 минут.
2. Работа в группах
1 группа.Почему фамилии Жилин и Костылин «говорящие»?Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии? Найдите в тексте детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Объясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.
2 группа Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по –другому? При каких условиях? Охарактеризуйте поведение героев по время погони, пленения.
3 группа Жизнь в плену. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Чем занимаются пленники? Как к ним относятся местные жители? Какие качества Жилина вы можете отметить?
Музей забытых вещей: кто забыл эти вещи?(глиняный кувшинчик, колодки, часы, куклы из глины, конверт, лепёшка, перо, чернильница)
4 группа
1 побег пленников. Сравните поведение героев. Найдите глаголы, характеризующие поведение каждого. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Сделайте вывод:какие качества можно отметить в этом эпизоде?
5 группа
Сравните второй побег с первым. Кто помогает Жилину? Как вы считаете, почему Жилину удаётся спастись?
Работают в группах.
( 1 группа). Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, Костылин словно на костылях, на подпорках
Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.
Колода- о толстом неповоротливом человеке.
Удалой- полный удали.
Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по –другому, если бы Костылин не ускакал. Костылин закатился что было духу.Жилин – живой не дамся, готов биться
Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.
Жилин повел себя иначе. Не падает духом. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать. Жилин Костылин
ходит по аулу спит
всматривается скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо
-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. А Костылин безвольно ждет решения своей судьбы.)
Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…
Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.
Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.
1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;
2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина.
Борется до конца, не теряет веру в себя, не опускает руки.
Вывод: Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? Герои оказались в одинаковой ситуации, но исход различный, т.к. многое зависит от самого человека, от его выбора. Нельзя терять веру, нужно бороться до конца.
-Какие важные проблемы поднимает Толстой в рассказе? (храбрость и стойкость в трудной ситуации, верность дружбе и товариществу, Толстой славит сильных духом людей, говорит о дружбе, способной сближать людей всех национальностей, Толстой выступает против национальной вражды)
Распределительная работа: распределите качества, принадлежащие разным героям, на 2 группы
- Благородство
- Доброта
- Великодушие
- Дружелюбие
- Уважение
- Мастерство
- Внимательность
- Прощение
- сострадание
- Эгоизм
- иждивенчество (Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
- равнодушие
- Лень
- равнодушие
- Итог урока.
- Рефлексия – составление синквейна.
- Составьте синквейн о Жилине, т.к. именно этот герой является носителем таких качеств характера, которые помогают ему бороться и побеждать.
Жилин
Храбрый, добрый(находчивый, стойкий)
Трудится, высматривает, готовится(борется, не сдаётся, помогает)
Под лежачий камень вода не течёт(нельзя падать духом)
Молодец (герой)
Оценки за урок
Д/з: творческое задание: подобрать для интервью с главным героем или письмо, адресованное главному герою.
Если в конце уроки останется время, то перед синквейном включить фрагмент фильма «Кавказский пленник» ( 01.09.20)- 1,5 мин(И из уст героя мы слышим слово «судьба».Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.)
Толстой очень любил свой рассказ «К.п.» и считал его одним из лучших. Этим рассказом писатель показывает, что жизнь человека зависит от его характера, от того выбора, который каждый из нас делает сам.