1. Интерактивная беседа на тему «Общение». 2. Мини-лекция «Золотые правила общения». 3. Игра «Тайна третьей планеты»:
а) «Экипаж». Формирование групп;
б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков;
в) Планета открытий. Поиск положительных качеств;
г) Планета «Бумеранг».
4.Упражнения «Как можно общаться»
5. Подведение итогов .
Ход :
I. Интерактивная беседа на тему «Общение»
Воспитатель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.
- Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?
Примерные ответы детей:
- Дома мы общаемся с членами своей семьи.
- Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.
- Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.
- Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, общаются с работниками ЖКХ.
- Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, мы будем общаться по радио с Центром управления полетом.
Воспитатель. Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань - это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение? - Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?
- Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?
Примерные ответы детей:
- Принять его таким, какой он есть.
- Найти в нем что-то хорошее.
- Простить ему какие-то недостатки.
- Пожалеть его.
- Сочувствовать ему.
II. Мини-лекция «Золотые правила общения»
Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.
Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:
- как понравиться окружающим;
- как стать популярным;
- как заставить людей выполнять твои желания.
Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует - значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.
Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила. Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки? Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия.
Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».
Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».
- Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».
Игра «Тайна третьей планеты»
Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.
«Экипаж». Формирование групп
Воспитатель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 3 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 4 (красный, белый, синий, желтый).
Воспитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле. Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы. Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.
Дети собирают квадраты.
Планета "Содружество". Поиск общих признаков
Воспитатель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета - Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу - найти что-то общее для всех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.
Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 15 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т. п.
- Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?
- А кто нашел больше 5 таких признаков?
Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.
Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.
Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.
Планета открытий. Поиск положительных качеств
Воспитатель. А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?
Итак, начинаем выполнять задание этой планеты. Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача - найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.
Вопитатель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.
Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству под фамилией участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.
Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг».
Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого
Воспитатель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать. Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время.
Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время.
Воспитатель. Фраза для первого экипажа: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил...» Что же вспомнил этот древний ученик?
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.
Воспитатель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил...»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.
Воспитатель. Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил...»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
Воспитатель. Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил...»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.
Воспитатель. А теперь фраза для первого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил...»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.
Воспитатель. Второму экипажу достается такая фраза: «Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил...»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.
Воспитатель. Фраза для третьего экипажа: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил...»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным.
Воспитатель. Четвертый экипаж, угадайте окончание такой фразы: «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил...»
Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.
А эти фразы для всех. Кто первым ответит.
Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание -дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»?И какое золотое правило нарушил этот древний ученик?
Примерные ответы детей:
- На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.
- Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.
- Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Воспитатель. Ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.
Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.
Воспитатель. Ну, вот мы и прибыли на Землю.
Упражнения «Как можно общаться»
Упражнение 1. “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя.
Вводится первый секрет общения “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.
Упражнение 2. “Лица”. На доске пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”. Учитель предлагает детям определить настроение “маски”.
Вводится определение “мимика”. Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
На доске вывешивается данное определение. Определение записывается детьми в словарик.
Упражнение 3. “Маски”. Дети разбиваются на пары и каждому участнику предлагается: А) выразить с помощью мимики горе, боль, страх, радость. Другой участник должен определить, что выражает лицо партнера. Затем дети меняются ролями. Б) используя “грустную маску” сказать веселую фразу и наоборот.
Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.
Упражнение 4. “Жесты”. Общаться можно и с помощью жестов. Я предлагаю вам вспомнить, какие жесты вы знаете, и показать их классу.
Упражнение 5. “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.
Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.
Упражнение 6. “Эти разные слова”. Детям предлагается вспомнить и назвать ласковые, добрые слова.
Задание: “С помощью жестов сделать другу подарок”.
5. Подведение итогов.
Что вам понравилось или запомнилось больше всего?
Примерные ответы детей:
- Мне очень понравилось находить хорошее в людях.
- Мне понравилось находить общее у нас, таких разных.
- Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.
- Мне кажется, теперь я буду смотреть на людей другими глазами.
- Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.
Список использованной литературы.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие [Текст] / Л. Н. Блинова. – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение,
Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.
Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей». /000 СЛК, Минск,!996.