Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Пояснительная записка.
Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.
Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов.
Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи, но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.
Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.
Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.
А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.
Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.
Цель :
формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.
Задачи :
Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.
2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.
3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.
4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.
5.Развитие общей культуры.
Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические.
Формы деятельности: Игры, конкурсы, беседы. Просмотр мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии.
Место проведения занятий: учебная аудитория, библиотека, магазины, улицы поселка, парк, стадион. столовая.Материальное обеспечение программы: Аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.
Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы.
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)
Личностные УУД
самоопределение
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
понимание и сохранение учебной задачи
адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
осуществление пошагового и итогового контроля
различие способа и результата действия
Познавательные УУД
включение в творческую деятельность учителя
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Планируемые результаты
Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими.Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
У ученика будут сформированы :
* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет
* опыт культурного поведения в социальной среде
Ученик получит возможность научиться:
*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
* преобразовывать практическую задачу в познавательную
*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы :
* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений
* отношение к иному мнению, культуре других народов
* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах
Ученик получит возможность научиться:
* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре
* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело
Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.
У ученика будут сформированы :
* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым
* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве
Ученик получит возможность для формирования:
* активной жизненной позиции
* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения
* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Программа рассчитана для детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:
1.Мир вежливости, мир хороших манер
2.Я и люди, которые меня окружают.
3.Культура внешнего вида.
4.Культура поведения в общественных местах.
В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.
В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.
Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании, формировании культуры внешнего вида.
Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.
Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.
Режим работы
Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть (45 минут), так и практическую ( 45 минут).
В программе есть занятия, содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.
Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»
*коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.
*групповая (состав группы 5-8 человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.
*индивидуальная
Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»
В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.
Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты, соц.акции, конкурсы.
Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:
-Опросник « Знатоки Этикета»
-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми»
- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»
- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»
- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах ?»
- Методика «Какой у нас коллектив».
- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей (Л.В. Байбородова)
-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости"»
Пояснительная записка.
Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.
Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов.
Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи , но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.
Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.
Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.
А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.
Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.
Цель :
формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.
Задачи :
Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.
2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.
3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.
4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому.
5.Развитие общей культуры.
Формы организации: коллективные,групповые, индивидуальные
Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические .
Формы деятельности: Игры, конкурсы, беседы. Просмотр мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии.
Место проведения занятий: учебная аудитория, библиотека, магазины, улицы поселка, парк, стадион. столовая .Материальное обеспечение программы: Аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.
Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы.
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)
Личностные УУД
самоопределение
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
понимание и сохранение учебной задачи
адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
осуществление пошагового и итогового контроля
различие способа и результата действия
Познавательные УУД
включение в творческую деятельность учителя
установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Планируемые результаты
Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
У ученика будут сформированы :
* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет
* опыт культурного поведения в социальной среде
Ученик получит возможность научиться:
*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
* преобразовывать практическую задачу в познавательную
*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы :
* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений
* отношение к иному мнению, культуре других народов
* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах
Ученик получит возможность научиться:
* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре
* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело
Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.
У ученика будут сформированы :
* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым
* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве
Ученик получит возможность для формирования:
* активной жизненной позиции
* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения
* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Программа рассчитана для детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:
1.Мир вежливости, мир хороших манер
2.Я и люди, которые меня окружают.
3.Культура внешнего вида.
4.Культура поведения в общественных местах.
В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.
В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.
Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.
Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.
Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.
Режим работы
Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть (45 минут), так и практическую ( 45 минут).
В программе есть занятия , содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.
Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»
*коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.
*групповая (состав группы 5-8 человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.
*индивидуальная
Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»
В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.
Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты , соц.акции, конкурсы.
Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:
-Опросник « Знатоки Этикета»
-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми»
-Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»
-Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»
- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах ?»
-Методика «Какой у нас коллектив».
-Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей (Л.В. Байбородова)
-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).
- Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Тематическое планирование
Разделы:
1.Мир вежливости, мир хороших манер
2.Я и люди, которые меня окружают.
3.Культура внешнего вида.
4.Культура поведения в общественных местах.
№
Тема
Форма организации внеурочной деятельности
План
Факт.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Кол –во
часов
Формы организации учебно познавательной деятельности учащихся.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
17
17
Итого:
34часа
Содержание программы
1 «Этикет разговора.».
Теория: определение понятия «этикет». Формирование правил поведения людей. Особенности русского этикета. Доброжелательность и вежливость- основа современного этикета.
Практика: тренинговые упражнения «Вежливые слова», игра «Спроси вежливо», составление эскиза дерева «Вежливых слов».
.2 Обращение к разным людям
Теория: из истории происхождения вежливых слов. Слова просьбы, благодарности, извинения.
Практика: оформление словарика «Вежливые слова». Упражнения «извини меня», игра «Поле чудес» по теме «Вежливые слова».
.4 Вежливыйт отказ,несогласие.
Теория: общепринятые нормы ритуала отказа,несогласие. Общеупотребляемые фразы при отказе.
Практика: моделирование ситуаций отказа. Конкурс «Найди ошибки».
5. Этикетные ситуации.
Теория: история зарождения приветствий, их особенности. Национальные особенности этикета приветствий. Общепринятые нормы приветствий.
Практика: ролевая игра с элементами выполнения упражнений «Здравствуй!». Обмен приветствиями, игра «Поздоровайся со мной», «Поздоровайся с другом»
.
6Правила ведения телефонного разговора
Теория: этикетные правила телефонного разговора. Соблюдение культуры речи при общении по телефону. Основные требования к телефонному разговору.
Практика: Игра «Поговорим по телефону», «У меня зазвонил телефон».
7. Играем роль воспитанного человека
Теория: вежливые слова в общении с людьми. Слова просьбы, слова благодарности, слова извинения. Приветливость, доброжелательность, умение держать слово, прийти на помощь любому- показатели вежливости человека.
Практика: игровая программа «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей».
8. Что значить быть вежливым?
Теория: из истории происхождения вежливых слов. Слова просьбы, благодарности, извинения.
Практика: оформление словарика «Вежливые слова». Упражнения «извини меня», игра «Поле чудес» по теме «Вежливые слова».
9.О вежливости на улице и в транспорте
Теория: тон вежливой речи. Я - прохожий. Забота о внешнем виде выходящего на улицу. Правила поведения на улице. Я - пассажир. Лица, которым отдается предпочтение при входе в транспорт и предоставлении мест в транспорте. Правила поведения в транспорте: соблюдение чистоты, исключение громких разговоров, вежливость в отношении с пассажирами и кондуктором. Вежливые слова, обращенные к пассажирам при движении к выходу, при передаче денег на билет.
Практика: ролевая игра "В автобусе". Прогулка «Вежливый пешеход». Проезд в маршрутном автобусе.
10. О вежливости в учреждениях здравоохранения .
Теория: Уважение к труду работников учреждения здравоохранения. Соблюдение тишины и очереди. Умение четко объяснить врачу состояние своего самочувствия. Учтивость и предупредительность в общении с посетителями данного учреждения.
Практика: ролевая игра «На приеме у врача». Экскурсия в поликлинику, прием у врача.
11. На праздничном вечере.
Теория: подготовка к посещению праздничного вечера: проявление заботы о внешнем виде, выбор праздничного костюма. Культура участия в праздничных конкурсах и играх. Внимательность и предупредительность по отношению к другим участникам вечера.
Практика: разработка сценария праздничного вечера с последующим его проведением.
12. В поезде и самолете
Теория: подготовка к дальней поездке. Сбор и упаковка необходимых вещей. Забота о внешнем виде. Заблаговременное прибытие на вокзал. Ожидание поезда, самолета. Основные правила поведения на вокзале: соблюдение тишины, чистоты и порядка, вежливое отношение к пассажирам. Культура поведения во время поездки, полёта.
Теория: парк как место прогулок и отдыха. Бережное отношение к парковым насаждениям. Соблюдение правил поведения на качелях, каруселях. Вежливое и доброжелательное отношение к отдыхающим и работникам парка. Стадион как место занятий спортом. Соблюдение чистоты и порядка. Культура выражений эмоций болельщиков во время соревнований.
Теория: культура поведения в семье, в быту. Правила общежития. Соблюдение чистоты и порядка в доме. Соблюдение звукового режима.
Практика: Проект «Мой дом в будущем».
15.. Повседневная одежда
Теория: соответствие одежды месту и событию. Правила этикета для повседневной одежды. Выбор повседневной одежды в зависимости от сезона года.
Практика: составление «ансамбля» из набора вещей.
16. Роль позы во внешнем облике человека
Теория: правила этикета для положения поз «стоя»и «сидя». Манера красиво сидеть, стоять. Осанка в положении сидя и стоя. Расположение спины, плеч, рук, ног при посадке. Выражение почтения через ритуал вставания.
Практика: Пантомима «Учимся красиво сидеть и стоять»
17. Общение со взрослыми
Теория: правила общения со взрослыми. Помощь взрослым. Положительное и отрицательное в общении со взрослыми. Регулирование отношений в общении со взрослыми. Формы общения. Формы обращений с просьбой, выражений благодарности. Уважение взрослых ведущая нравственная норма на Руси.
Практика: посещение дома ветеранов с концертом. Сочинение рассказа «Нет худа без добра»
18.Волосы и головной убор
Теория: Уход за волосами. Средства для ухода за волосами. Прическа. Из истории головных уборов. Ритуалы, связанные с головными уборами. Выбор головного убора в зависимости от сезона года.
Практика: экскурсия в парикмахерскую. Оказание услуг по выполнению стрижки
19. «Ты» и «Вы» в общении
Теория: из истории возникновения общения на «ты» и «вы». Лица, к которым принято обращаться на «Вы». Употребление местоимения «ты» в обращении к друзьям, сверстникам.
Практика: игра «Когда «Вы», когда «ты»?», игра «Вежливо – невежливо». Конкурс «Найди ошибки».
20. Роль жестов и мимики в приветствиях
Теория: Нестандартные формы приветствий жителей разных стран.Национальные особенности рукопожатий. Типы рукопожатий и их смысл. Поклон, кивок, улыбка. Жесты, сопровождающие приветствия.
Практика: ролевая игра «Ситуация без слов», обыгрывание ситуации приветствий с использованием жестов и мимики, упражнение «Дружеское рукопожатие».
21. Я- читатель
Теория: библиотека- книжный храм. Запись в библиотеку. Вежливое обращение с просьбой помочь найти нужную книгу. Бережное отношение к книгам, своевременное возвращение их в библиотеку, соблюдение тишины и порядка в библиотеке.
Практика: практическая работа "Лечим книги".
22.В парке и на стадионе
Теория: парк как место прогулок и отдыха. Бережное отношение к парковым насаждениям. Соблюдение правил поведения на качелях, каруселях. Вежливое и доброжелательное отношение к отдыхающим и работникам парка. Стадион как место занятий спортом. Соблюдение чистоты и порядка. Культура выражений эмоций болельщиков во время соревнований.
Теория: приведение в порядок внешнего вида перед походом в магазин. Предупредительность и внимательность в дверях магазина: пропускаем входящих, придерживаем за собой дверь. Соблюдение порядка и очередности в магазине. Умение внятно и четко изложить свою просьбу продавцу при приобретении покупки. Слова вежливости и благодарности за обслуживание.
Практика: ролевая игра «Продавец и покупатель». Экскурсия в магазин «Я- покупатель».
.24. Я – гость
Теория: правила поведения в гостях. Обязанности гостя. Опоздавший гость. Выбор и вручение подарков. Поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами.
Практика: вечер «Мы идем в гости
Список литературы.
Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л., 1981.
Антилогова Л.Н. Основы современного этикета. - М., 2006.
Байдурина А.К. У истоков этикета.- М., 2006.
Безруких М.Я. и другие. Я или Правила поведения для всех – М.., 1991.
Божович Л.И. Золотая книга хорошего тона.- М., 1997.
Бушелева Б.В. Правила хорошего тона- М., 2006.
Волченко Л.Б. Этика и этикет. – М., 2005.
Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
Гольдин В.Е.. Этикет и речь. – Саратов, 1978.
Дунцова К.Г. Этикет за столом. – М., 1990.
Домострой. – М., 1991.
Канторович В.Я., Ты и Вы. – М., 1970.
Колесов В.В., культура речи – культура поведения.-Л.,1988
Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме.- М., 2006.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
Марейн К.Н Воспитательная работа в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.- М., 1998.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 2002.
Смолка К. Правила хорошего тона. – М., 1980.
Соколова О.А. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2003.
Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981.
Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.- М., 2005.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах.- М., 2000
Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день. – М., 1979.
Ягодинский В.Н. Наш этикет. – М., 1988.
Список литературы для детей.
Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.
Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких джентльменов. –СПб., 1997.
Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб., 1998.
Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой. (Книга для девочек).- М., 1992.
Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М., 1991.
Левитан К.М. Знаете ли вы себя? – Свердловск, 1991.
Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М., 1995.
Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2003.
Пивовар В. Энциклопедия хороших манер. – СПб., 1998.