kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

               Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности  направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.

               Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов.

                 Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи, но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.

   Мир в наше время требует от  маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе  проявляется  дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.

    Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию. 

   А ведь  формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.

           Приоритетом  в  реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.

          Цель :

формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими  манерами.

 Задачи :

  1. Последовательное и систематическое знакомство  с нормами этикета.

          2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.

               3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры  общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.

               4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.

               5.Развитие общей культуры.

    Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные

    Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические.

     Формы деятельности: Игры, конкурсы, беседы.  Просмотр мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии.

      Место проведения занятий: учебная аудитория, библиотека,    магазины, улицы поселка, парк, стадион. столовая.Материальное обеспечение программы: Аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.

Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы.

          Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

Личностные УУД

  • самоопределение
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи
  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
  • осуществление пошагового и итогового контроля
  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность  учителя
  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • аргументация своего решения и координация его с  решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности

                                             Планируемые результаты

       Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со  сверстниками, педагогами,  окружающими.Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет»  на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

      У ученика будут сформированы :

* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет

* опыт культурного поведения в социальной среде

      Ученик получит возможность научиться:

*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

* преобразовывать практическую задачу в познавательную

*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

             Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

      У ученика будут сформированы :

* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений

* отношение к иному мнению, культуре других народов

* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах

      Ученик получит возможность научиться:

* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре

*  навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело

 Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит  во время социально-ориентированных акций.

      У ученика будут сформированы :

*  умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым

*  желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве

Ученик получит возможность для формирования:

*  активной жизненной позиции

*  внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения

*  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

      Программа рассчитана для детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами  четырёх разделов:

               1.Мир вежливости, мир хороших манер

               2.Я и люди, которые меня окружают.

               3.Культура внешнего вида.

               4.Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями,  с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

  В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе  межличностных отношений.

Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании, формировании культуры внешнего вида.

Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний  культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

Режим работы

Занятия в рамках программы  проходят 1  раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть  (45 минут), так и практическую ( 45 минут). 

В программе есть занятия, содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.    

    Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения  нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить  период взросления  и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

*коллективная  (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.

*групповая (состав группы 5-8 человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.

 *индивидуальная

Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка  эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.

          Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов  обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты, соц.акции, конкурсы.

                Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:

 -Опросник  « Знатоки Этикета»

-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми»

- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета  в общественных местах ?»

- Методика «Какой у нас коллектив».

- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей  (Л.В. Байбородова)

-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости"»


Пояснительная записка.


Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.

Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов.

Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи , но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.

Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.

Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.

А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.

Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.

Цель :

формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.

Задачи :

  1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.

2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.

3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.

4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому.

5.Развитие общей культуры.

Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные

Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические .

Формы деятельности: Игры, конкурсы, беседы. Просмотр мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии.

Место проведения занятий: учебная аудитория, библиотека, магазины, улицы поселка, парк, стадион. столовая .Материальное обеспечение программы: Аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.

Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы.

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

Личностные УУД

  • самоопределение

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи

  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих

  • осуществление пошагового и итогового контроля

  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность учителя

  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности

Планируемые результаты

Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

У ученика будут сформированы :

* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет

* опыт культурного поведения в социальной среде

Ученик получит возможность научиться:

*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

* преобразовывать практическую задачу в познавательную

*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У ученика будут сформированы :

* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений

* отношение к иному мнению, культуре других народов

* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах

Ученик получит возможность научиться:

* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре

* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело

Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.

У ученика будут сформированы :

* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым

* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве

Ученик получит возможность для формирования:

* активной жизненной позиции

* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения

* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Программа рассчитана для детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:

1.Мир вежливости, мир хороших манер

2.Я и люди, которые меня окружают.

3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.

Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.

Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

Режим работы

Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть (45 минут), так и практическую ( 45 минут).

В программе есть занятия , содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

*коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.

*групповая (состав группы 5-8 человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.

*индивидуальная

Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.

Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты , соц.акции, конкурсы.

Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:

-Опросник « Знатоки Этикета»

-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми»

- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах ?»

- Методика «Какой у нас коллектив».

- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей (Л.В. Байбородова)

-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).

- Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)



















Тематическое планирование

Разделы:

1.Мир вежливости, мир хороших манер

2.Я и люди, которые меня окружают.

3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.


Тема

Форма организации внеурочной деятельности


План

Факт.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Кол –во

часов

Формы организации учебно познавательной деятельности учащихся.

Оборудование









1.

Этикет разговора

проект

1

Коллективная

Презентация

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Познавательные : искать и выделять необходимую информацию. Строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



2.

Обращение к разным людям

Ролевая игра

1

Коллективная


Коммуникативные : участвовать в диалоге в жизненных ситуациях. Высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение

Познавательные: строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



3.

Обращение к разным людям

Ролевая игра

1

Коллективная


Коммуникативные: участвовать в диалоге в жизненных ситуациях. Высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



4.

Нравственный мир сказок

Ролевая игра

1

Коллективная


Коммуникативные : умение договариваться и приходить к общему решению.

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений.

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих





5.

Моя малая Родина

Ролевая игра

1

Коллективная, работа в парах

Презентация

Коммуникативные участвовать в диалоге в жизненных ситуациях. Высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



6.

Я и мои друзья

Ролевая игра

1

Коллективная


Коммуникативные: -участвовать в диалоге в жизненных ситуациях. Высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение

Познавательные: - строить логическую цепочку рассуждений.

Личностные : -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



7.

Культура поведения человека

Конкурс,

викторина

1

Коллективная, индивидуальная

Презентация

Коммуникативные : высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



8.

Разговор по телефону

Моделирующая игра

1

Работа в парах


Коммуникативные :участвовать в диалоге в жизненных ситуациях. Высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение

Познавательные :строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



9.

Играем роль воспитанного человека

Ролевая игра

1

Коллективная


Коммуникативные : соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Познавательные : искать и выделять необходимую информацию. Строить логическую цепочку рассуждений

Личностные :ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



10

Что значить быть вежливым?

Проблемно-ценностная дискуссия

1

Коллективная, работа в парах

Презентация

Коммуникативные : соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Познавательные : искать и выделять необходимую информацию. Строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



11

Поступки человека

























Проблемно-ценностная дискуссия

1

Коллективная

Презентация

Коммуникативные : высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений

Личностные :. сриентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



12

Этикет в общественных местах

Практическое занятие

Коллективная

Коллективная


Коммуникативные :высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



13

О вежливости на улице и в транспорте

Дискуссия

Прогулка.

1

Коллективная

Прогулка

Коммуникативные : высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений

Личностные :ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



14

Отзывчивость и доброта

Беседа.

Дискуссия

1

Коллективная, работа в парах

Презентация

Коммуникативные: участвовать в диалоге в жизненных ситуациях. Высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений.

Личностные :ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



15

О вежливости в учреждениях здравоохранения

Дискуссия

Прогулка.

1

Коллективный


Личностны: познавательный интерес.

Коммуникативные : планировать способы совместной работы.

Познавательные : построение этически грамотных высказываний в устной форме



16

На праздничном вечере

КТД

1

Коллективный


Личностные: познавательный интерес.

Коммуникативные : планировать способы совместной работы.

Познавательные:построение этически грамотных высказываний в устной форме



17

Правила поведения на улице

Прогулка

1

Коллективный

Презентация

Коммуникативные: высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные :строить логическую цепочку рассуждений

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



18

В парке и на стадионе

Экскурсия

игра

1

Коллективный


Коммуникативные : соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Познавательные : искать и выделять необходимую информацию. Строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



19

Человек в природе и его здоровье

Презентация

1

Коллективный

Презентация

Личностные: познавательный интерес.

Коммуникативные: планировать способы совместной работы.

Познавательные: построение этически грамотных высказываний в устной форме



20

Приветствия и знакомства


Ролевая игра

1

Коллективный


Коммуникативные : высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: строить логическую цепочку рассуждений

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



21

Вежливые слова в обращении с людьми

Беседа


1

Коллективный

Презентация

Коммуникативные :соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Познавательные : искать и выделять необходимую информацию. Строить логическую цепочку рассуждений

Личностные :ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



22

Дом, где я живу.

Социальный проект

1

Индивидуальный,

групповой


Познавательные :искать и выделять необходимую информацию

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

Коммуникативные :формулировать и объяснять задание.





23

Праздники в жизни человека

Мини- лекция

1

Индивидуальный, работа в парах

Презентация

Познавательные :искать и выделять необходимую информацию

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

Коммуникативные :формулировать и объяснять задание.




24

Культура одежды


Беседа

1

Коллективный

Презентация

Коммуникативные : высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



25

Нравственное отношение в семье

Познавательная беседа


1

Коллективный

Презентация

Коммуникативные :соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Познавательные : искать и выделять необходимую информацию. Строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



26

Добро и зло в сказках

Познавательная беседа


1

Коллективный


Коммуникативные :высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные :строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



27

Что в нашем имени?

Мини-лекция

1

Коллективный

Презентация

Познавательные : искать и выделять необходимую информацию

Личностные :ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

Коммуникативные : формулировать и объяснять задание.




28

Устав –основной закон школы

Мини-лекция


1

Коллективный, работа в парах

Презентация

Познавательные: искать и выделять необходимую информацию

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

Коммуникативные :формулировать и объяснять задание.




29

Роль жестов и мимики в приветствии

Познавательная беседа

игра


Коллективный, работа в парах

Презентация

Коммуникативные :высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные : строить логическую цепочку рассуждений

Личностные : ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



30

Школьный этикет

Экскурсия


Коллективный

Экскурсия

Личностные : познавательный интерес.

Коммуникативные :планировать способы совместной работы.

Познавательные: построение этически грамотных высказываний в устной форме



31

В парке и на стадионе

Экскурсия, игра


Коллективный

Экскурсия

Личностные : познавательный интерес.

Коммуникативные : планировать способы совместной работы.

Познавательные: построение этически грамотных высказываний в устной форме



32

Библиотека – хранительница знаний

Экскурсия


Коллективный

Экскурсия

Личностные: познавательный интерес.

Коммуникативные :планировать способы совместной работы.

Познавательные : построение этически грамотных высказываний в устной форме



33

Я – гость.

Ролевая игра

1



Коммуникативные : высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: строить логическую цепочку рассуждений

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих



34

Итоговое занятие

Конкурс эрудитов

1



Коммуникативные: высказывать, доказывать и аргументировать своё мнение.

Познавательные: строить логическую цепочку рассуждений

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих





17

17



Итого:


34часа

























Содержание программы

1 «Этикет разговора.».

Теория: определение понятия «этикет». Формирование правил поведения людей. Особенности русского этикета. Доброжелательность и вежливость- основа современного этикета.

Практика: тренинговые упражнения «Вежливые слова», игра «Спроси вежливо», составление эскиза дерева «Вежливых слов».


.2 Обращение к разным людям

Теория: из истории происхождения вежливых слов. Слова просьбы, благодарности, извинения.

Практика: оформление словарика «Вежливые слова». Упражнения «извини меня», игра «Поле чудес» по теме «Вежливые слова».


.4 Вежливыйт отказ,несогласие.

Теория: общепринятые нормы ритуала отказа,несогласие. Общеупотребляемые фразы при отказе.

Практика: моделирование ситуаций отказа. Конкурс «Найди ошибки».


5. Этикетные ситуации.

Теория: история зарождения приветствий, их особенности. Национальные особенности этикета приветствий. Общепринятые нормы приветствий.

Практика: ролевая игра с элементами выполнения упражнений «Здравствуй!». Обмен приветствиями, игра «Поздоровайся со мной», «Поздоровайся с другом»

.

6Правила ведения телефонного разговора

Теория: этикетные правила телефонного разговора. Соблюдение культуры речи при общении по телефону. Основные требования к телефонному разговору.

Практика: Игра «Поговорим по телефону», «У меня зазвонил телефон».



7. Играем роль воспитанного человека

Теория: вежливые слова в общении с людьми. Слова просьбы, слова благодарности, слова извинения. Приветливость, доброжелательность, умение держать слово, прийти на помощь любому- показатели вежливости человека.

Практика: игровая программа «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей».

8. Что значить быть вежливым?

Теория: из истории происхождения вежливых слов. Слова просьбы, благодарности, извинения.

Практика: оформление словарика «Вежливые слова». Упражнения «извини меня», игра «Поле чудес» по теме «Вежливые слова».


9.О вежливости на улице и в транспорте

Теория: тон вежливой речи. Я - прохожий. Забота о внешнем виде выходящего на улицу. Правила поведения на улице. Я - пассажир. Лица, которым отдается предпочтение при входе в транспорт и предоставлении мест в транспорте. Правила поведения в транспорте: соблюдение чистоты, исключение громких разговоров, вежливость в отношении с пассажирами и кондуктором. Вежливые слова, обращенные к пассажирам при движении к выходу, при передаче денег на билет.

Практика: ролевая игра "В автобусе". Прогулка «Вежливый пешеход». Проезд в маршрутном автобусе.

10. О вежливости в учреждениях здравоохранения .

Теория: Уважение к труду работников учреждения здравоохранения. Соблюдение тишины и очереди. Умение четко объяснить врачу состояние своего самочувствия. Учтивость и предупредительность в общении с посетителями данного учреждения.

Практика: ролевая игра «На приеме у врача». Экскурсия в поликлинику, прием у врача.


11. На праздничном вечере.

Теория: подготовка к посещению праздничного вечера: проявление заботы о внешнем виде, выбор праздничного костюма. Культура участия в праздничных конкурсах и играх. Внимательность и предупредительность по отношению к другим участникам вечера.

Практика: разработка сценария праздничного вечера с последующим его проведением.


12. В поезде и самолете

Теория: подготовка к дальней поездке. Сбор и упаковка необходимых вещей. Забота о внешнем виде. Заблаговременное прибытие на вокзал. Ожидание поезда, самолета. Основные правила поведения на вокзале: соблюдение тишины, чистоты и порядка, вежливое отношение к пассажирам. Культура поведения во время поездки, полёта.

Практика: ролевая игра «Мы едем, едем, едем», сочинение сказки «Дальняя поездка».


13.В парке и на стадионе

Теория: парк как место прогулок и отдыха. Бережное отношение к парковым насаждениям. Соблюдение правил поведения на качелях, каруселях. Вежливое и доброжелательное отношение к отдыхающим и работникам парка. Стадион как место занятий спортом. Соблюдение чистоты и порядка. Культура выражений эмоций болельщиков во время соревнований.

Практика: посещение парка. Посещение спортивного мероприятия.


14. Дом, где я живу

Теория: культура поведения в семье, в быту. Правила общежития. Соблюдение чистоты и порядка в доме. Соблюдение звукового режима.

Практика: Проект «Мой дом в будущем».


15.. Повседневная одежда

Теория: соответствие одежды месту и событию. Правила этикета для повседневной одежды. Выбор повседневной одежды в зависимости от сезона года.

Практика: составление «ансамбля» из набора вещей.


16. Роль позы во внешнем облике человека

Теория: правила этикета для положения поз «стоя»и «сидя». Манера красиво сидеть, стоять. Осанка в положении сидя и стоя. Расположение спины, плеч, рук, ног при посадке. Выражение почтения через ритуал вставания.

Практика: Пантомима «Учимся красиво сидеть и стоять»


17. Общение со взрослыми

Теория: правила общения со взрослыми. Помощь взрослым. Положительное и отрицательное в общении со взрослыми. Регулирование отношений в общении со взрослыми. Формы общения. Формы обращений с просьбой, выражений благодарности. Уважение взрослых ведущая нравственная норма на Руси.

Практика: посещение дома ветеранов с концертом. Сочинение рассказа «Нет худа без добра»


18.Волосы и головной убор

Теория: Уход за волосами. Средства для ухода за волосами. Прическа. Из истории головных уборов. Ритуалы, связанные с головными уборами. Выбор головного убора в зависимости от сезона года.

Практика: экскурсия в парикмахерскую. Оказание услуг по выполнению стрижки


19. «Ты» и «Вы» в общении

Теория: из истории возникновения общения на «ты» и «вы». Лица, к которым принято обращаться на «Вы». Употребление местоимения «ты» в обращении к друзьям, сверстникам.

Практика: игра «Когда «Вы», когда «ты»?», игра «Вежливо – невежливо». Конкурс «Найди ошибки».


20. Роль жестов и мимики в приветствиях

Теория: Нестандартные формы приветствий жителей разных стран. Национальные особенности рукопожатий. Типы рукопожатий и их смысл. Поклон, кивок, улыбка. Жесты, сопровождающие приветствия.

Практика: ролевая игра «Ситуация без слов», обыгрывание ситуации приветствий с использованием жестов и мимики, упражнение «Дружеское рукопожатие».


21. Я- читатель

Теория: библиотека- книжный храм. Запись в библиотеку. Вежливое обращение с просьбой помочь найти нужную книгу. Бережное отношение к книгам, своевременное возвращение их в библиотеку, соблюдение тишины и порядка в библиотеке.

Практика: практическая работа "Лечим книги".


22.В парке и на стадионе

Теория: парк как место прогулок и отдыха. Бережное отношение к парковым насаждениям. Соблюдение правил поведения на качелях, каруселях. Вежливое и доброжелательное отношение к отдыхающим и работникам парка. Стадион как место занятий спортом. Соблюдение чистоты и порядка. Культура выражений эмоций болельщиков во время соревнований.

Практика: посещение парка. Посещение спортивного мероприятия


23.Я - покупатель

Теория: приведение в порядок внешнего вида перед походом в магазин. Предупредительность и внимательность в дверях магазина: пропускаем входящих, придерживаем за собой дверь. Соблюдение порядка и очередности в магазине. Умение внятно и четко изложить свою просьбу продавцу при приобретении покупки. Слова вежливости и благодарности за обслуживание.

Практика: ролевая игра «Продавец и покупатель». Экскурсия в магазин «Я- покупатель».


.24. Я – гость

Теория: правила поведения в гостях. Обязанности гостя. Опоздавший гость. Выбор и вручение подарков. Поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами.

Практика: вечер «Мы идем в гости

Список литературы.

  1. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л., 1981.

  2. Антилогова Л.Н. Основы современного этикета. - М., 2006.

  3. Байдурина А.К. У истоков этикета.- М., 2006.

  4. Безруких М.Я. и другие. Я или Правила поведения для всех – М.., 1991.

  5. Божович Л.И. Золотая книга хорошего тона.- М., 1997.

  6. Бушелева Б.В. Правила хорошего тона- М., 2006.

  7. Волченко Л.Б. Этика и этикет. – М., 2005.

  8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

  9. Гольдин В.Е.. Этикет и речь. – Саратов, 1978.

  10. Дунцова К.Г. Этикет за столом. – М., 1990.

  11. Домострой. – М., 1991.

  12. Канторович В.Я., Ты и Вы. – М., 1970.

  13. Колесов В.В., культура речи – культура поведения.-Л.,1988

  14. Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме.- М., 2006.

  15. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.

  16. Марейн К.Н Воспитательная работа в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского.- М., 1998.

  17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 2002.

  18. Смолка К. Правила хорошего тона. – М., 1980.

  19. Соколова О.А. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2003.

  20. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981.

  21. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.- М., 2005.

  22. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах.- М., 2000

  23. Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день. – М., 1979.

  24. Ягодинский В.Н. Наш этикет. – М., 1988.


Список литературы для детей.

  1. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.

  2. Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких джентльменов. –СПб., 1997.

  3. Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб., 1998.

  4. Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой. (Книга для девочек).- М., 1992.

  5. Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М., 1991.

  6. Левитан К.М. Знаете ли вы себя? – Свердловск, 1991.

  7. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М., 1995.

  8. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2003.

  9. Пивовар В. Энциклопедия хороших манер. – СПб., 1998.

  10. Рыданова И.И. И лицо, и одежда… - Минск, 1988.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости"

Автор: Кочурова Валентина Петровна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства