Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 47 г. Белгорода
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ СОШ № 47 г.Белгорода _________Г.Окунева Протокол № 10 от «18» июня 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ №47 г. Белгорода _________ Г.Анохина «19 » июня 2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №47 г.Белгорода ____________ Маховицкая Н.Ф. Приказ № ___ от «31» августа 2015 г . |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука православия»
2 год обучения
возраст воспитанников
9-10 лет
Разработчик:
Учитель начальных классов
Шуклина Ирина Владимировна
высшая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука православия» составлена в соответствии авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.).
Программа разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей
(письмо Департамента общего образования Министерства России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования № 03-296 от 12 мая 20011 г., ФГОС НОО п.19. Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2010 г., № 1241 «О введении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 373», изменения в п.16. ФГОС НОО); региональными и муниципальными нормативными документами (Методические рекомендации ОГАОУ ДПО (повышения квалификации) «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», 2012г. По организации внеурочной деятельности в начальной, основной школе, письмо муниципального учреждения «Научно-методический информационный центр» от 19.09.2011 №360 – рекомендации организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, из расчёта 1 часа в неделю.
Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету „Православная культура" и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач. Она включает его содержательные компоненты с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры.
Цели курса внеурочной деятельности «Азбука православия» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;
воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Программа внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи:
Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в природе, в быту), так как от внешнего мира красоты возвышается душа.
Дать знаний о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной и её источника в Боге Красоте.
Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни и т.д.).
Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).
Дать знания и показать на примерах житий святых как строилась система отношений христиан к ближним (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним), отношения к Богу (заповеди: так Бог повелел).
Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.
В программе для 2-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:
• Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей.
• Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
• Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Принцип обучения в атмосфере предмета. Его реализация предполагает создание в процессе обучения атмосферы увлеченности предметом, так как полноценное восприятие информации о православной культуре предполагает создание ситуации сопереживания этой информации. В соответствии с этим учебный материал отобран с учетом его нравственной значимости и художественной ценности и разработан в сквозной педагогической драматургии содержания и формы уроков на протяжении всего учебного курса.
Принцип личностно - ценностного соответствия реализован в организации учебного материала с учетом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей в целях формирования у них эмоционально-ценностных отношений к объектам православной культуры. В связи с этим при отборе материала был учтен характер его привлекательности и доступности для детей.
На 2-м году обучения раскрывается христианский смысл красоты духовной, показываются ее проявления в феноменах православной культуры как духовное состояние христианской радости (сорадование) о Господе. Показано, что радость православной веры проявляет себя как радость встречи с Богом (сретение), радостный мир православной иконы, несущий радость встречи с миром Горним («О Тебе радуется» - чудотворные иконы Богородицы, несущие христианам радость, высшая степень радости - «торжество» в иконах «Воздвижение Креста», «О Тебе радуется»), радость церковных песнопений акафистов, песнопений праздников, песнопений святого Романа Сладкопевца» радость пребывания в православном храме, радость, открывающаяся при знакомстве с житиями святых («И будет тебе радость и веселие. И многие о рождении его возрадуются» - о пророке Иоанне Крестителе), радость выполнения заповеди послушания, «небесное веселье» христианских мучеников, «веселое время» (по словам христианских авторов) православного поста, радость праведных о Царствии Небесном и вершина христианской радости - «праздник праздников и торжество торжеств» - праздник Воскресения Христова и его отражение в песнопениях Пасхи, иконах, духовной поэзии, литературных текстах и т.д.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.
Приоритет отдается следующим методам обучения:
Практическая работа
Игровые занятия
экскурсия
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9-10 лет.
Срок реализации программы: 2 года
Направленность программы – духовно-нравственная.
Формы занятий: учебная игра, практические занятия,экскурсия
Форма обучения - очная.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Учащиеся должны
- знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие», иметь представление об их назначении, основы церковнославянского языка;
- уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий;
- понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл православных праздников;
- узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
- проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).
Таким образом, определяющим для формулировки требований к уровню подготовки учащихся служит содержание учебного курса для конкретного года обучения (см. содержание учебного курса).
Общая тема 2 года обучения (3 класс): «Радостный мир православной культуры вокруг нас» - 34 часа, 1 час в неделю
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм- православная икона-православный праздник)» | 8 часов |
2 | «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина» | 8 часов |
3 | «Радость православной веры» | 10 часов |
4 | «О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» Экскурсия. | 8 часов |
Содержание изучаемого курса
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм - православная икона - православный праздник).
О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.
Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?
Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?
Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.
Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. ОЦарствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?
Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина.
Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость добродела-ния. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?
Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста « Радуйтесь ». Чему радовались христиане?
Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?
Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?
Радость праздника « Введение во храм Пресвятой Богородицы ». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?
Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).
Радость православной веры.
Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?
Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.
Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.
Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что « многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?
Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.
Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.
Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство - счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего.
«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?
Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?
О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?
Какими качествами души обладали православные мастера?
Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.
Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.
«Праздник праздников и торжество торжеств » - Воскресение Христово.
Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.
Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.
Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.
Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?
Формы и средства контроля
Результатами изучения православной культуры школьниками являются:
- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала),
-критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и
- критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
Формы контроля могут быть вариативными, включая
- анкетирование,
- тестирование,
- анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Задания на закрепление и проверку изложены в учебном пособии для учащихся.
Вопросы и задания для повторения тем за курс 3 класса.
Рассмотри илл. № 99 и расскажи о событиях Священной истории, которые на ней изображены.
Как называются книги, в которых рассказывается об этих событиях? (Библия, Евангелие).
Какие имена носили авторы четырёх Евангелий? (Матфей, Марк, Лука, Иоанн).
Кто такие апостолы? (Посланники Божии).
Сколько апостолов избрал Иисус Христос первоначально? (12).
Рассмотри илл. № 98, послушай церковнославянский текст и расскажи о событиях, которые на них изображены.
Посмотри на илл. №№ 100, 101 и скажи, какие события Священной истории изображены на них
Сравни илл. № 50 и № 51 и ответь, какая из них является иллюстрацией иконы? (№ 51).
Ответь на вопрос, о каком празднике сказано: «Праздник праздников. Торжество торжеств». (Праздник Воскресения Христова).
Объясни, почему это событие радостно празднуется христианами всего мира.
Как называются праздничные песнопения?
Что такое икона?
Как называют человека, который пишет иконы?
Скажи, какие иконы, посвященные христианским праздникам, ты знаешь?
Расскажи историю создания первой иконы Спасителя.
Что означает слово «аллилуйя»?
Назови, какие церковнославянские буквы ты знаешь.
Назови слова, которые начинаются с этих букв.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с.
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения: Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
Дополнительная литература
Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/Авт.состМ.Тимофеев._М.:Эксмо,2010. -368с.: ил.- (Мир православия).
Жития русских святых: месяцеслов. – М.: Издательский дом «Ниола 210й век»; Издательский дом «ЮНИОН-паблик», 2005. – 280с.:ил.
Ионина Н.А. Православные святыни. Изд.РООССА. 2010.
Моя первая книга Священная история в рассказах для детей П.Н,Воздвиженского Изд. «Белый город», 2007
Музыкальное пособие «Звуковая палитра» [Звукозапись]. Православная культура. 1- года обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
Мультимедийное приложение к учебнику «Православная культура» [Электронный ресурс] В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. «ИНФОФОНД», Ульяновк, 2007.
Шевченко Л.Л, Основы православной культуры. Экспериментальное учебное пособие для учащихся общеобразовательнох школ, лицеев, гимназий.-М.? Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010.112с.
Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 1-й год обучения.. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.-112 с.
Шинкарчук С.А., Библейские рассказы в картинах великих мастеров: Справочник школьника. -СПб.: Издательский Дом «Литера»,2008.-64с.:ил. – (Серия «Словарик школьника»).
Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256 с.
http://www.eroshka.ru; http://www.skaz.ru; http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Магнитофон, (музыкальный центр) - даёт возможность
непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы
окружающего мира.