-Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока? - А что бы вы друг другу подарили? Я дарю вам свою улыбку! -Я думаю, что вы будете сегодня настоящими моими помощниками. Нас ждёт много интересного впереди! -А сейчас всё внимание на экран. -Куда мы сегодня попали? Ладно скроен, Крепко сшит, За землю русскую стоит. - Кто такие богатыри? Богатыри - художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, в былинах, сказаниях, песнях. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. -В слове БОГАТЫРИ назовите буквы, обозначающие гласные звуки. - Запишите в тетрадь. Какая буква лишняя? -Назовите имена богатырей, начинающихся с гласного звука. Запишите. (Алёша, Илья) - Чем слова похожи? Отличаются? Подчеркните орфограммы. Поставьте ударение, разделите на слоги. - Прочитайте предложение. Назовите орфограммы. Спишите, поставьте ударение. Богатыри – герои русских былин. Взаимопроверка. - Молодцы! -Нас встречает первый богатырь, Алёша Попович -Что у него в руках? Правильно, это первая учебная книга называется Азбука или Букварь. Первый российский букварь издан в 1574 году в Львове первопечатником Иваном Федоровым. - Что обозначает это слово Азбука? -Прочитайте: Слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ- и получилось русское слово … Слово пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово… - Обратимся к толковому словарю и найдём значение этих слов. Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов. (Перечень слов в определённом порядке). -Как называются слова алфавит и азбука? - Скажите тему нашего урока. «Русская азбука, или алфавит». - Зачем нам нужно изучать эту тему? - Как библиотекарь находит быстро книгу, врач карточку пациента, нужное слово в словаре? Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту. Справочники составляются по алфавиту. -Как вы думаете, ребята, а вам надо учить алфавит? - Так какова же цель нашего урока? Уметь называть буквы в алфавитном порядке. Выучить алфавит. - Алёша Попович ещё не изучал азбуку, помогите ему победить Змея Горыныча. Прочитайте правильно алфавит. Выполнение упражнения 51 на стр.44.Поработайте в паре. Что перед вами? Ошибки в названиях букв алфавита – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку. -Что мы знаем о русской азбуке? -Подчеркните гласные. Сколько гласных? Подчеркните согласные. Сколько согласных? –Назовите особенные буквы. В чём особенность их? -Что же такое алфавит? В русском языке 33 буквы, из них 10- это гласные, 21- согласные, все стоят в определённом порядке. И их необходимо запомнить, я надеюсь, что на уроке вы в этом убедитесь! - Молодцы, мы победили Змея Горыныча! Гимнастика для глаз - Какое слово получилось? - Постройте предложение из слов: Добрыня, для, собрал, Настасьи, цветы. -Какие правила письма нужно знать для записи предложения? Запишите его самостоятельно. Назовите орфограммы, подчеркните их. Какая пара готова? Молодцы! Добрыня Никитич собрал для Настасьи цветы. А ей подавай названия цветов в алфавитном порядке! Разделитесь на команды и расположите цветы по алфавиту, запишем их с комментированием. (Приложение 3)(Астра, василёк, гвоздика, ирис, мимоза, пион, роза, фиалка) 1 команда – Найдите трёхсложные слова. 2 команда - Найдите слова, состоящие из твёрдых согласных. 3 команда - Найдите многозначные слова. Слово предоставляется команде. Настасье понравился букет Добрыни Никитича спасибо вам за помощь, и она позвала к себе друзей. Потанцуем! А вот нас встречает и самый старший богатырь Илья Муромец. Он помогает Алёнушке составлять летопись. -Что такое летопись? Как узнать? Обращаемся к толковому словарю. - После, какой буквы стоит буква Л? - Какая группа найдёт это слово?(Летопись - это запись исторических событий по годам). -Все события в летописи расположены в алфавитном порядке. Соловей- разбойник свистнул, и часть страниц из летописи разлетелись. - Некоторые буквы остались у вас в учебнике на странице 45, упражнение 52. -Что вы можете сказать о буквах на рисунке? - А ещё и названия у них разные. Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук А. Дополните своими ответами. - Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук Э. Дополните своими ответами. -Когда вы будете учить алфавит по порядку, то правильно нужно называть буквы. - А сейчас помогите, ребята, Илье Муромцу разобраться с алфавитом, поставьте буквы по порядку. (Приложение 4) 1 команда – от А до К 2 команда - от Л до Х 3 команда - от Ц до Я - Молодцы, вы очень дружно поработали! В знак благодарности Алёнушка приготовила сюрприз. Расшифруйте слово на экране: 17, 6, 19, 6, 33 Вы правильно сказали, у каждой буквы в алфавите своё место. - Споём алфавит все вместе! - Над какой темой мы сегодня работали? - Что вы запомнили на уроке? Дополните предложения: Алфавит – это… В алфавитном порядке записываются… В русском языке гласных… , а согласных… Всего букв… Нужно ли алфавит знать вам? Какие герои нам сегодня помогали на уроке? Возьмите нотку и поместите её на нотный стан. Если вам на уроке было всё понятно, то на верхнюю линию, если в чём-то сомневаетесь, то поставьте нотку на среднюю линейку, а если на уроке ничего не поняли, то на нижнюю линейку. (Приложение 2) Дома, соедините все буквы русского алфавита по порядку, и у вас получится картинка. (Приложение 1) Какие задания можно предложить ещё? Постарайтесь к следующему уроку выполнить одно из заданий, можно придумать своё и об этом рассказать на следующем уроке. |