kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Русская азбука.Алфавит".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный на конкурс.Урок выдержан в соответствии с методикой «Педагогика сотрудничества» в системе развивающего обучения Л.В.Занкова, где даётся каждому ребенку уверенность в том, что он добьется успеха. Групповые технологии помогают стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию соревнования. Урок носит продуктивный характер, создаёт благоприятные возможности для усвоения изучаемого материала всеми учащимися. Весь урок построен в виде игры, где используются игровые технологии, которые позволяют снять эмоциональное напряжение. Персонажи – богатыри помогают учащимся перенестись в эпоху Древней Руси и рассказать о первой Азбуке. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. На этапе изучения нового материала используется технология проблемного обучения. Подведение к проблеме идет через наблюдение за первой учебной книгой. Дети делают вывод, почему так называлась их первая учебная книга- Азбука. Дети увидели, что слова алфавит и азбука слова- синонимы, а значение можно посмотреть в толковом словаре. Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся, расставить книги в алфавитном порядке, собрать букет цветов по алфавиту, спеть песенку про алфавит, помогая выучить порядок букв. Используя презентацию, всегда есть возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль. Также учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. На этапе рефлексии самооценка деятельности учащихся производится на материале урока. Дифференцированное домашнее задание позволяет каждому ребёнку выбрать работу по интересам. Применение данных педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения. урок является уроком знакомства с новым материалом «Русская азбука. Алфавит». Цель данного урока: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умения располагать заданные слова в алфавитном порядке; пользоваться словарями; развивать речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка.»

Пояснительная записка

Представленный на конкурс урок является уроком знакомства с новым материалом «Русская азбука. Алфавит». Цель данного урока: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умения располагать заданные слова в алфавитном порядке; пользоваться словарями; развивать речь.

Для достижения данной цели был сформулирован ряд задач:

  1. Предметные:

по­мочь учащимся осознать о необходимости знания алфавита и выучить его.

2. Метапредметные

Познавательные:

-создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-развивать умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения правильно отвечать на вопросы учителя;

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию, осуществлять самоконтроль, самооценку;

- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей умению общаться, использовать свой личный опыт;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помогать первоклассникам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознать необходимость знания алфавита

  • уметь называть буквы в алфавитном порядке

  • повысить активность и самостоятельность на уроке

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки

Используемые технологии на уроке: технология игрового обучения, развивающего обучения, технологии оценки учебных успехов, проблемное обучение, информационно коммуникационные технологии.

Урок выдержан в соответствии с методикой «Педагогика сотрудничества» в системе развивающего обучения Л.В.Занкова, где даётся каждому ребенку уверенность в том, что он добьется успеха. Групповые технологии помогают стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию соревнования.

Урок носит продуктивный характер, создаёт благоприятные возможности для усвоения изучаемого материала всеми учащимися. Весь урок построен в виде игры, где используются игровые технологии, которые позволяют снять эмоциональное напряжение. Персонажи – богатыри помогают учащимся перенестись в эпоху Древней Руси и рассказать о первой Азбуке. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На этапе изучения нового материала используется технология проблемного обучения. Подведение к проблеме идет через наблюдение за первой учебной книгой. Дети делают вывод, почему так называлась их первая учебная книга- Азбука. Дети увидели, что слова алфавит и азбука слова- синонимы, а значение можно посмотреть в толковом словаре.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся, расставить книги в алфавитном порядке, собрать букет цветов по алфавиту, спеть песенку про алфавит, помогая выучить порядок букв. Используя презентацию, всегда есть возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль. Также учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя.

На этапе рефлексии самооценка деятельности учащихся производится на материале урока. Дифференцированное домашнее задание позволяет каждому ребёнку выбрать работу по интересам.

Применение данных педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.



Просмотр содержимого документа
«Урок Алфавит»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8















Конспект

урока русского языка в 1 классе

по учебнику А.В.Полякова «Русский язык»



Тема урока: Русская азбука. Алфавит







Выполнила:

Пшеничникова Светлана Александровна

учитель начальных классов





2014 год

Класс: I

Предмет: русский язык

Тема урока: Русская азбука. Алфавит

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель урока: Познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умения располагать заданные слова в алфавитном порядке; пользоваться словарями; развивать речь.

Задачи урока:

  1. Предметные:

по­мочь учащимся осознать о необходимости знания алфавита и выучить его.

2. Метапредметные

Познавательные:

-создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-развивать умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения правильно отвечать на вопросы учителя;

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию, осуществлять самоконтроль, самооценку;

- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей умению общаться, использовать свой личный опыт;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помогать первоклассникам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознать необходимость знания алфавита

  • уметь называть буквы в алфавитном порядке

  • повысить активность и самостоятельность на уроке

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки

Используемые технологии на уроке: технология игрового обучения, развивающего обучения, технологии оценки учебных успехов, проблемное обучение, информационно коммуникационные технологии.




Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Создание эмоционального настроя. Подготовка к изучению нового.

1-2 слайд







2.Минутка чистописания Повторение изученного.







3 слайд

















3.Постановка проблемы.

4-6 слайд



































7 слайд















4.Работа в парах.































5.Физминутка

8 слайд

6.Самостоятельная работа.









7. Работа в группах.

9- 10 слайд













8.Физминутка 11 слайд

9.Закрепление изученного.































12 слайд













13 слайд







10.Итог урока

14 слайд







11.Рефлекс ия

15 слайд







12.Домашнее задание.












-Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока?

- А что бы вы друг другу подарили? Я дарю вам свою улыбку!

-Я думаю, что вы будете сегодня настоящими моими помощниками. Нас ждёт много интересного впереди!

-А сейчас всё внимание на экран.

-Куда мы сегодня попали?

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит.

- Кто такие богатыри?

Богатыри - художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, в былинах, сказаниях, песнях.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

-В слове БОГАТЫРИ назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

- Запишите в тетрадь. Какая буква лишняя?

-Назовите имена богатырей, начинающихся с гласного звука. Запишите. (Алёша, Илья)

- Чем слова похожи? Отличаются? Подчеркните орфограммы. Поставьте ударение, разделите на слоги.

- Прочитайте предложение. Назовите орфограммы. Спишите, поставьте ударение.

Богатыри – герои русских былин.

Взаимопроверка.

- Молодцы!

-Нас встречает первый богатырь, Алёша Попович

-Что у него в руках?

Правильно, это первая учебная книга называется Азбука или Букварь. Первый российский букварь издан в 1574 году в Львове первопечатником Иваном Федоровым.

- Что обозначает это слово Азбука?

-Прочитайте: Слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ- и получилось русское слово …

Слово пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово…

- Обратимся к толковому словарю и найдём значение этих слов. Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов. (Перечень слов в определённом порядке).

-Как называются слова алфавит и азбука?

- Скажите тему нашего урока. «Русская азбука, или алфавит».

- Зачем нам нужно изучать эту тему?

- Как библиотекарь находит быстро книгу, врач карточку пациента, нужное слово в словаре?

  • Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

  • Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

  • Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

  • Справочники составляются по алфавиту.

-Как вы думаете, ребята, а вам надо учить алфавит?

- Так какова же цель нашего урока?

  1. Уметь называть буквы в алфавитном порядке.

  2. Выучить алфавит.

- Алёша Попович ещё не изучал азбуку, помогите ему победить Змея Горыныча. Прочитайте правильно алфавит.

Выполнение упражнения 51 на стр.44.Поработайте в паре. Что перед вами?

Ошибки в названиях букв алфавита – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку.

-Что мы знаем о русской азбуке?

-Подчеркните гласные. Сколько гласных? Подчеркните согласные. Сколько согласных?

–Назовите особенные буквы. В чём особенность их?

-Что же такое алфавит?

В русском языке 33 буквы, из них 10- это гласные, 21- согласные, все стоят в определённом порядке. И их необходимо запомнить, я надеюсь, что на уроке вы в этом убедитесь!

- Молодцы, мы победили Змея Горыныча!

Гимнастика для глаз

- Какое слово получилось?

- Постройте предложение из слов: Добрыня, для, собрал, Настасьи, цветы.

-Какие правила письма нужно знать для записи предложения?

Запишите его самостоятельно. Назовите орфограммы, подчеркните их. Какая пара готова?

Молодцы!

Добрыня Никитич собрал для Настасьи цветы. А ей подавай названия цветов в алфавитном порядке!

Разделитесь на команды и расположите цветы по алфавиту, запишем их с комментированием. (Приложение 3)(Астра, василёк, гвоздика, ирис, мимоза, пион, роза, фиалка)

1 команда – Найдите трёхсложные слова.

2 команда - Найдите слова, состоящие из твёрдых согласных.

3 команда - Найдите многозначные слова.

Слово предоставляется команде.

Настасье понравился букет Добрыни Никитича спасибо вам за помощь, и она позвала к себе друзей. Потанцуем!

А вот нас встречает и самый старший богатырь Илья Муромец. Он помогает Алёнушке составлять летопись.

-Что такое летопись? Как узнать? Обращаемся к толковому словарю.

- После, какой буквы стоит буква Л?

- Какая группа найдёт это слово?(Летопись - это запись исторических событий по годам).

-Все события в летописи расположены в алфавитном порядке. Соловей- разбойник свистнул, и часть страниц из летописи разлетелись.

- Некоторые буквы остались у вас в учебнике на странице 45, упражнение 52.

-Что вы можете сказать о буквах на рисунке?

- А ещё и названия у них разные. Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук А. Дополните своими ответами.

- Прочитайте буквы, в названии которых есть, звук Э. Дополните своими ответами.

-Когда вы будете учить алфавит по порядку, то правильно нужно называть буквы.

- А сейчас помогите, ребята, Илье Муромцу разобраться с алфавитом, поставьте буквы по порядку. (Приложение 4)

1 команда – от А до К

2 команда - от Л до Х

3 команда - от Ц до Я

- Молодцы, вы очень дружно поработали! В знак благодарности Алёнушка приготовила сюрприз. Расшифруйте слово на экране:

17, 6, 19, 6, 33

Вы правильно сказали, у каждой буквы в алфавите своё место.

- Споём алфавит все вместе!

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что вы запомнили на уроке? Дополните предложения:

Алфавит – это…

В алфавитном порядке записываются…

В русском языке гласных…

, а согласных…

Всего букв…

Нужно ли алфавит знать вам?

Какие герои нам сегодня помогали на уроке?

Возьмите нотку и поместите её на нотный стан. Если вам на уроке было всё понятно, то на верхнюю линию, если в чём-то сомневаетесь, то поставьте нотку на среднюю линейку, а если на уроке ничего не поняли, то на нижнюю линейку. (Приложение 2)

Дома, соедините все буквы русского алфавита по порядку, и у вас получится картинка. (Приложение 1)

Какие задания можно предложить ещё?

Постарайтесь к следующему уроку выполнить одно из заданий, можно придумать своё и об этом рассказать на следующем уроке.






Просмотр в/фрамента.









-Три богатыря











О А Ы И

-С буквы Ы- нет слов, И- смягчает предыдущий согласный.

Сходства - это имена собственные, есть мягкий звук-Л

Отличаются количеством слогов, ударным слогом.





Наша Азбука.













-Азбука





-Алфавит



Работа со словарём

Слова-синонимы

Ответы детей













Ответы детей









Выполняют упражнение.













Делают вывод.





Говорят правило.









Разминка для глаз.

Составляют предложение из слов.



Проверка в паре.



Работа в тетради.









Группы защищают свои проекты.

Дети танцуют.











Работа со словарём











Ответы детей: буквы печатные и письменные, большие и маленькие.

-а, ша, ха

-эль, эм, бэ, тэ,



Работа в группах.









Слово «песня»

Песня про алфавит.







Повтор правила.











Оценка своей деятельности на уроке.



Раскрасить картинку. Попробовать составить аналогичное задание.



Источники информации:

Дмитриева О.И.Поурочные разработки по русскому языку. – М. «Вако», 2006.

Крылова О.Н. Русский язык. Входные тесты. 1 класс.- М. Экзамен, 2011.

Лоскутова З.С. Открытые уроки в начальной школе.- Брянск, 2000.

Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу.- М.»Первое сентября», 2000.

http://mediaomsk.ru/inform/lit

http://odezhka-baby.by/page-bu

http://www.liveinternet.ru/use…

http://www.youtube.com/watch?v=_gf-wZ... 

Приложение 1.





























Приложение 2.















Приложение 3.



АСТРА ВАСИЛЁК ГВОЗДИКА

ИРИС МИМОЗА ПИОН



РОЗА ФИАЛКА











Приложение 4.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я























Просмотр содержимого презентации
«Алфавит»

Урок русского языка  в 1 классе    Тема: Алфавит Выполнила: Пшеничникова Светлана Александровна учитель начальных классов

Урок русского языка в 1 классе Тема: Алфавит

Выполнила:

Пшеничникова Светлана Александровна

учитель начальных классов

Богатыри – герои русских былин.  БОГАТЫРИ  Ладно скроен, Крепко сшит, За землю русскую стоит  ____________________ О А Ы И____ Алёша Илья______

Богатыри – герои русских былин.

БОГАТЫРИ

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит

____________________

О А Ы И____

Алёша Илья______

Первый российский букварь издан  в 1574 году во Львове  первопечатником Иваном Федоровым .

Первый российский букварь издан

в 1574 году во Львове

первопечатником

Иваном Федоровым .

Тема урока:  Русская азбука или алфавит   Слово пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово   Слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ , а буква Б-  БУКИ . Из этих названий- АЗ и БУКИ - и получилось русское слово  АЗБУКА АЛФАВИТ

Тема урока: Русская азбука или алфавит

Слово пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово

Слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

Буква А называлась тогда АЗ , а буква Б- БУКИ . Из этих названий- АЗ и БУКИ - и получилось русское слово

АЗБУКА

АЛФАВИТ

Русская азбука или алфавит.

Русская азбука или алфавит.

Собери слово . для Настасьи собрал цветы

Собери слово .

для

Настасьи

собрал

цветы

Добрыня собрал для Настасьи цветы.

Добрыня собрал для Настасьи цветы.

Расставь цветы по алфавиту: Астра василёк гвоздика ирис

Расставь цветы по алфавиту:

  • Астра василёк гвоздика ирис

  • Мимоза пион роза фиалка
Расположи книги по порядку  А К  Л  Х  Ц     Я Б В Г Д Е Ё Ж З И  М Н О П Р С Т У Ф  Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

Расположи книги по порядку

А К

Л Х

Ц Я

Б В Г Д Е Ё Ж З И

М Н О П Р С Т У Ф

Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

17, 6, 19, 6, 33  П Е С Н Я

17, 6, 19, 6, 33

П Е С Н Я

Прапрадедовской порой Стали буквы в четкий строй. Строй как строй, Да не простой. Был он назван алфавит И повсюду знаменит. До сих пор с него, как встарь, Начинается букварь. Буквы разуму верны, И за это им даны Высочайшие права Образовывать слова.

Прапрадедовской порой

Стали буквы в четкий строй.

Строй как строй,

Да не простой.

Был он назван алфавит

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.

  • Алфавит – это…
  • В алфавитном порядке записываются…
  • В русском языке гласных…
  • , а согласных…
  • Всего букв…
Итог урока.

Итог урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Русская азбука.Алфавит".

Автор: Пшеничникова Светлана Александровна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства