Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России»
Урок подготовлен учителем нач. классов ГБОУ СОШ с. Камышла Ореховской И. И.
Тема урока: «С. Черный «Живая азбука»».
Место урока в изучаемой теме: 3-й урок в теме «Жили – были буквы»
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы:
1. фронтальная
2. самостоятельная
3. парная
4. групповая
Методы:
- Словесные (беседа);
- Практические (чтение);
- Ролевая игра (инсценирование) Цель деятельности педагога: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Задачи:
обучающие: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука»;
обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению по ролям, пониманию главной мысли текста;
развивающие: развивать воображение, речь, память, мышление;
воспитывающие: воспитывать культуру общения в процессе групповой работы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.
Метапредметные:
Познавательные: знание основ смыслового и выразительного чтения художественного произведения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.
Основные понятия: поэт, писатель, рифма, стихотворение, рассказ.
Межпредметные связи: окружающий мир, русского языка.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 1 часть, 1 класс, Л. Ф. Климанова; карточки, текст для речевой разминки, флипчарт с изображением удода и портретом писателя, словарики, оценочные листы, ИКТ.
Технологическая карта
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формируемые УУД
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы начинаем урок чтения. Давайте пожелаем друг другу удачи… и хорошего настроения.(звучит музыка)
- С чего начнем наше занятие?
- Как всегда с разминки.
II.Речевая разминка
-Давайте прочитаем стихотворение хором.
Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан,
Рыжий клок торчит под носом —
Вся прическа на весу, перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
А. Пудваль
-Понравилось оно вам? О какой птице идет речь? Встречается ли эта птица в наших краях?
-Эту птицу мы не встретим в наших лесах. Размером она чуть больше скворца. Оперение удода яркое, пестрое. Перья хохолка в виде веера. Птица может складывать и распускать хохолок.
-Птица просто чудесная, как и стихотворение. Давайте проведем эксперимент и узнаем, как лучше его прочитать…У вас на столах лежит этот текст.
1гр – Прочитает это стихотворение без знаков препинания.
2гр - Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией.
3гр - Прочитайте стихотворение выразительно.
- А мы посмотрим, чье стихотворение будет лучше.
1 минута на подготовку и не забываем про листы оценивания.
-Какое стихотворение вам больше понравилось? Почему?
-А какие недостатки вы услышали в 2-х других?
Вывод: Да, ребята, стихотворение нужно читать четко, громко, соблюдая все знаки препинания с выражением – тогда оно будет ярким и красивым.
-Прочитайте еще раз выразительно.
(Чтение хором)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
-Найдите в этом стихотворении рифмующиеся слова.
- Какой звук выделяется в этих словах?
-Что вы о нем можете сказать?
-Пофантазируйте, где может спрятаться буква « у» в птице? (рисует букву)
-Какая красивая буква в форме веера, а у нас есть еще красивые буквы в классе?
-А на какие 2 группы можно разделить эти буквы?
Дидактическая игра «Раздели буквы на группы»
-А где живут все буквы? Или?
-И сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были буквы» и познакомимся еще с одним произведением замечательного писателя о буквах.
-Откройте учебник на с. 11.
-Какая тема нашего урока?
-Чему мы должны научиться?
- А как мы этому научимся?
IV. Работа по теме урока
Прочитайте, кто автор произведения? Посмотрите на него, а я буду рассказывать…
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С. Черного:
одна из его лучших детских книг получила название «Детский остров». Мир детства был для писателя тем островом идеальной любви, веселья и покоя, куда он хотел попасть.)
И наше новое стихотворение вошло в эту книгу. (презентация-слайд )
-Прочитайте название этого стихотворения.
- Что значит «Живая азбука»?
- Посмотрите что изображено на иллюстрации к стихотворению?
Как вы думаете, о чем будет произведение?
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Почему автор назвал свое стихотворение «Живая азбука»? Значит ваши предположения оправдались?
-Значение каких слов вам были непонятны?
-Давайте попросим нам помочь другие группы
-Как вы поняли выражения 1гр «маскарад» 2гр «кучей угорелой», 3гр «затеяли проказу». Оцените себя…
- Кто затеял проказу, шалость?
-Как вы понимаете слово маскарад?
- Давайте проверим, правильно ли мы определили значение слов и заглянем в наш словарь?
А теперь возьмите эти слова на ваших столах и вклейте их в свои словарики, потому что они будут нам нужны на следующем уроке русского языка.
- Мы сказали, что маскарад – это бал с переодеванием?
- А что еще происходит на маскарадах?
И я вам предлагаю потанцевать вместе со мной и моими помощниками…
V. Физкультминутка
«Собачий вальс» ( музыкальная зарисовкой «На веселой лужайке»)
Весело было?
Дети под музыку выполняют движения за учителем
VI. Закрепление
б)Работа в группах: инсценировка
- А почему в нашем стихотворении поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом?
А какой знак выражает наше веселое настроение?
-Посмотрите, какие слова в стихотворении нужно выделить голосом, произнести громче. Почему?
-Посмотрите, какой знак препинания соответствует паузе. Как вы догадались?
- Прочтите стихотворение еще раз, обращая внимание на тире и восклицательный знак.
в)-Обратите внимание, какой знак стоит в конце стихотворения? Что он означает?
- Как бы вы продолжили прекрасный бал?
Игра «Актеры».
-Придумайте и покажите продолжение карнавала.
-Оцените свое выступление? Все ли получилось?
-А теперь скажите какая история вам понравилась больше и почему?
-Какое качество помогло буквам организовать такой веселый и добрый карнавал?
Дидактическая игра «Соберите пословицы о дружбе» на интерактивной доске
г) –И у вас в группе не одна голова, а 4.
Поэтому вы легко сможете найти ответ на мой вопрос в тексте?
- Когда буквы устроили маскарад?
- Почему буквы затеяли проказу?
-Кто смог все узнать о празднике букв?(Кто «Я»)?
Оцените себя…
-Назовите героев стихотворения?
-Кто главный герой и почему?
-В кого превращались буквы?
-А в кого могут превратиться наши веселые буквы?
Ответы детей:
> Все за одного, один за всех.
> Дружба и братство – дороже любого богатства.
> Одна голова хорошо, а две лучше.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Пришло время подвести итог урока.
-Как называется стихотворение, которые мы читали на уроке? Кто главные герои? Что произошло с ними?
- Чему вас научили буквы?
-Назовите его автора.
-Что особенно интересно было на уроке?
-Оцените себя: кто хорошо работал на уроке и все ему было понятно – приклейте красную елочку; кто работал, но иногда ему было трудно – приклейте зеленую елочку; кто с урока ничего не запомнил – приклейте желтую елочку. Правильно себя оценить вам помогут ваши листы оценивания.
Оценивание учителем (сравнительный анализ)
Мы сегодня все читали.
Всё сумели!
Всё смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
VIII.Исправлялка
Ребята, если кто - то недоволен результатом своей работы на уроке и хотел бы его исправить – то нам нужно заглянуть куда?
-Подготовить выразительное чтение стихотворения.
* нарисовать «сказочную» букву и выучить стихотворение об этой букве;
-А кто любит фантазировать - может
**составить рассказ о буквах гласных и (или) согласных.
- В «исправлялку». Выбирают по желанию с учетом своих возможностей
Уровневый подход: базовый и повышенной сложности.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»
Пояснительная записка Автор:Ореховской Ирина Ивановна, учитель начальных классов ГОУ СОШ с. Камышла, м. р. Камышлинский, Самарской области Тема урока: «С. Черный «Живая азбука»». Место урока в изучаемой теме: 3-й урок в теме «Жили – были буквы» Класс:1 УМК: «Школа России» Тип урока: изучения нового материала Формы работы: 1. фронтальная 2. самостоятельная 3. парная 4. групповая Методы: Цель деятельности педагога: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления. Задачи: обучающие: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению по ролям, пониманию главной мысли текста; развивающие: развивать воображение, речь, память, мышление; воспитывающие: воспитывать культуру общения в процессе групповой работы. Планируемые результаты образования: Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков. Метапредметные: Познавательные: знание основ смыслового и выразительного чтения художественного произведения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы. Основные понятия: поэт, писатель, рифма, стихотворение, рассказ. Межпредметные связи: окружающий мир, русского языка. Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 1 часть, 1 класс, Л. Ф. Климанова, Просвещение2011г; карточки, текст для речевой разминки, презентация с изображением удода и портретом писателя, словарики, оценочные листы, ИКТ. Технологии: | Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – реализуется на всех этапах урока; Исследовательские и проектные методы в обучении – реализуется на 3 этапе урока; при выполнении домашнего задания; Технология обучения в сотрудничестве – реализуется на всех этапах урока; Технология развивающего обучения - реализуется на всех этапах урока. Дифференцированный подход – реализуется на 2,4,6 и 7 этапе урока. | Программа: | Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г с учётом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Разработана на основе авторской учебной программы «Литературное чтение» 1 класс, Л. Ф. Климанова | Количество часов: Количество часов в год – 132. Количество часов в неделю – 4
|
|
Краткая характеристика 1 «А» класса
(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития):
В 1 «А» классе 25 учащихся. Из них: мальчиков – 14, девочек – 11. Два мальчика по состоянию здоровья переведены на надомное индивидуальное обучение - это Кирюшев Максим и Габдрахманов Ильнур
Почти все дети пришли в школу после посещения детского сада села Камышла «Улыбка», в котором пробыли от 3 до 5 лет. Лишь двое учащихся не посещали детского сада – это Шакуров Ленар и Горбунова Ксения. Но кропотливыми стараниями родителей, Шакуров Ленар не только догнал объемом усвоенных знаний своих сверстников, но и по некоторым темам имеет высокий показатель умений.
Предварительное тестирование и беседа с психологом показали, что все дети, кроме Горбуновой Ксении, готовы обучаться в первом классе общеобразовательной школы. Что у всех сформированы первичные знания и навыки о природе, быте, об отношениях, как между детьми, так и между детьми и взрослыми. Имеют представление о правилах поведения на улице и в школе. Знают об опасностях, которые могут их подстерегать на улице и дома. Умеют считать до 10 в прямом и обратном порядке, знают названия фигур и их признаки. Знают некоторые буквы. Двое детей читают целыми словами; Хайбдрахманова Альбина, Надров Дамир; 5 человек умеют читать по слогам: Мингалиева Альбина, Габдулин Рустам, Галиуллин Дамир, Вайсов Даниль, Каримова Диана. Ни кто из детей обучающихся в классе не имеет никаких отклонений в психическом развитии. Все дети уравновешены и могут адекватно реагировать на все требования, выдвигаемые социумом.
В классе есть два ученика с ограниченными возможностями здоровья. Это Габдрахманов Ильнур по заболеванию ДЦП и Кирюшев Максим - ЗПР.
В классе есть дети из неполных семей. Это семьи, в которых родители находятся в разводе или один родитель отсутствует. Это Габдулин Рустам, Вайсов Даниль, Ягфарова Зарина, Надров Дамир, Жораева Альбина, Галиуллин Дамир, Горбунова Ксения. Но в данных семьях все мамы работают, стараются, чтобы дети ни в чём не нуждались.
Все дети в классе умеют дружить, с большим желанием идут на помощь, все отзывчивы на чужую беду, готовы поделиться своим. Спокойно принимают других детей к себе в уже устоявшийся, маленький коллектив. Например, Габдуллин Рустам и надров Дамир пришли из старшей группы детского сада «Улыбка», а Шакуров Ленар ездит из села Давлеткулово, Жораева Альбина – из села Ермаково. Невозможно даже сказать, что эти дети познакомились лишь в стенах школы, хотя основной костяк более трех лет занимались в одной группе детского сада.
Леворуких детей в классе двое: Хайбдрахманова Альбина, Валиахметов Рафаиль.
Посещают внешкольные детские учреждения 22 человека. Не посещает 1 человек, по причине проживания в соседнем поселке «Бузбаш».
В самом начале учебного года в классе создан родительский комитет из числа самых активных родителей. Помощь родителей выражается в организации внеклассной работы, общественного питания, быта учащихся.
Просмотр содержимого документа
«РЕЦЕНЗИЯ ореховской»
РЕЦЕНЗИЯ
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема урока: «С. Черный «Живая азбука»».
Место урока в изучаемой теме: 3-й урок в теме «Жили – были буквы»
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы:
1. фронтальная
2. самостоятельная
3. парная
4. групповая
Методы:
Цель деятельности педагога: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Задачи:
обучающие: познакомить с произведениями С. Черного «Живая азбука»;
обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению по ролям, пониманию главной мысли текста;
развивающие: развивать воображение, речь, память, мышление;
воспитывающие: воспитывать культуру общения в процессе групповой работы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.
Метапредметные:
Познавательные: знание основ смыслового и выразительного чтения художественного произведения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.
Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.
Основные понятия: поэт, писатель, рифма, стихотворение, рассказ.
Межпредметные связи: окружающий мир, русского языка.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 1 часть, 1 класс, Л. Ф. Климанова; карточки, текст для речевой разминки, флипчарт с изображением удода и портретом писателя, словарики, оценочные листы, ИКТ.
Цели урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Организовано действие учащихся по принятию цели урока. Для этого были использованы словесно-наглядные , практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечили диалог в обучении.
Урок введения новых знаний и умений – один из наиболее продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий. В данном случае педагогу удалось успешно соединить несколько направлений: практическим применением полученных ранее знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности. Для осуществления целей и задач урока педагогом были подобраны задания направленные на развитие умений сравнивать объекты, строить речевые высказывания.
На первом этапе урока, образовательной целью которого являлась актуализация умений детей рассуждать и высказывать свое мнение, педагог акцентировал внимание на знании алфавита с помощью игровых методов. После убедительной речи педагога, сопровождаемой слайдами с соответствующим содержанием, началась работа с учебником, работа в тетради и у доски. Производя записи словарных слов, дети получали возможность самим стать составителями собственного «Словарика», где явно проявились навыки сотрудничества на уроке между собой и учителем. Эти приемы является очень значимым в формировании таких универсальных учебных действий как: самооценка, контроль, умение искать и получать необходимую информацию, сравнивать. Приобретенные УУД будут не раз отражаться в дальнейшей деятельности учеников, но был и ближайший результат: к прочтению нового произведения приступили с особым вдохновением, т.к. предлагалось оперировать не отвлеченными понятиями, а обдуманными и осознанными, непосредственно связанными с окружающим их миром.
Логическим продолжением урока стала физминутка «Собачий вальс», сопровождаемая веселыми стихотворными строчками и ритмичной музыкальной зарисовкой «На веселой лужайке»
Весь урок прошел в дружеской рабочей атмосфере. Дети с удовольствием принимали участие в обсуждениях проблем, активно считали, искали решения задач.
Заявленная тема урока реализована полностью, но педагогу удалось много больше: дети получили хороший урок Добра. Использованные в ходе урока мультимедийные дополнения – презентация, игры были вписаны очень органично. Урок хорошо продуман, направлен на успешную реализацию, стал достойным вкладом в методическую копилку школы.
Зам. директора по УВР Михайлова В.С.