Внеклассное мероприятие по русскому языку для первого класса.
«Грамматический чай»
Цель мероприятия:
1. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку.
2. Обучать грамматике.
3. Развивать память, внимание, речь, внимательность, любознательность.
В классе два стола. На столах - самовар, баранки, варенье, пустое блюдо и таблички с названием команд.
Ход мероприятия.
Организация мероприятия.
Добрый день гости дорогие!
Добро пожаловать в гости к нам.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
Горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
От недуги исцеляет
И усталость прогоняет
-Что это?
-Кто догадался о каком русском обычае пойдет сегодня разговор?
Много обычаев было и есть на Руси, но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?
Сверху – дыра, снизу – дыра,
А посередине – огонь да вода.
Никогда не ест, а только пьёт,
А как зашумит – всех приманит.
(Самовар).
Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров – самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Вед.1 -Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.
Вед2. Если величать - так на пороге встречать. Мы гостей встречаем чаем, чаем, чаем! Первым делом угощаем, чаем, чаем, чаем!
Вед.1 Приглашаем к самовару с чаем, чаем, чаем! Пейте чай, друзья, по- русски. А чай у нас – грамматический!
Вед.1.Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Да и пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать душистые листья вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинали резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как делали это с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил»
Вед.2 Так зародился обычай пить чай. Чай – русское слово. Русские люди торговали с китайцами, китайцы чай называли ча – е, отсюда и наше слово чай.
Уч. А теперь мы с вами поиграем. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Выбрать капитана.
Участники мероприятия делятся на две команды: «Гласные» и «Согласные» (ученики вынимают из шкатулки таблички с изображением буквы, если досталась гласная, то играют за команду «Гласные», если досталась согласная, то играют за команду «Согласные»)
Уч. Одна команда будет называться “Гласные”, а другая “Согласные”.
Ну а теперь пришло время представить жюри…………………………..
Конкурс 1. «Визитная карточка»
Девиз гласных:
“Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать”
Девиз согласных:
“А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь”.
Конкурс 2. «В гости к Гласным» -5мин.
-У каждой команды карточки с буквами. Здесь есть и гласные и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух согласных.
САМЕНЛРОПС (село, сало, смена, пора, роса, нора, рота, масло, море, лето, рано, тепло, темно)
Конкурс 3. «В гости к Согласным»
-Замените в словах одну согласную букву, чтобы получилось другое слово.
ФАРА (пара)
ШАР (ЖАР)
КОЧКА (почка)
БАР (пар)
ЛУК(луг)
ЧАЙКА (майка)
СЦЕНКА: ВСЕГДА ВМЕСТЕ
Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились в кучу, хотят поговорить – никак.
Согласные. Кх (кашляют), пхч (чихают), хм (хмыкают).
Ведущий. И заскучали... Вдруг...
Согласные. Тсс!
Ведущий. Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.
Гласные (выходят на сцену и плачут). А-а-а-а! Оо-о-о! Уа-Уа! Уа!
Ведущий. Аукают.
Гласные. Ау! Ау! Ау!
Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье.
Согласные. [бдм] [всгд] [вмст].
Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное.
Гласные. [у-е-е-а-е-е]!
Ведущий. Решили они заключить мир. Снова стали рядом и так чётко сказали...
Согласные и гласные. Будем всегда вместе!
Ведущий. С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом всё равно мирятся.
Конкурс 4. Загадки
Я буду вам по очереди загадывать загадки, а вы отвечать на них.
1.Белый камешек растаял,
На доске свой след оставил.
(Мел)
2. В школьной сумке я лежу,
Все оценки покажу.
(Дневник)
3. На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус)
4. Черные птички
От рождения молчат,
А когда вдруг встанут в ряд –
Сразу же заговорят.
(Буквы)
5. Я тире в грамматике,
А кто я в математике?
(Минус)
6. В школе есть такая птица:
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой,
Ухожу потом домой.
(Двойка)
7. Хоть и не прачка я, друзья,
Стираю старательно я.
Если работу ему дашь —
Зря трудился карандаш.
(Ластик)
8. На странице букваря -
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (буквы)
Конкурс 5. Перевертыши
На доске для каждой команды написаны два слова, но буквы в этих словах перепутаны. Вам нужно будет составить правильные слова:
КЕФТАНО конфета
БРАКАНА баранка
Конкурс 6. Бой скороговорок
Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесёт,
Тот очко своей команде
Непременно принесёт.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибётся,
Тот в бою и победит!
1.Черепаха не скучая,
час сидит за чашкой чая.
2.Чайные чашки в печали,
скучая, бренча закричали.
Вед.1 Сегодня в наших магазинах продаются разные чаи, чёрные, зелёные, чаи с травами. Чай выращивают в Индии, Англии и других странах.
Вед.2 А пять тысяч лет тому назад единственным представителем был Китай и свой секрет они оберегали, но одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки.
Вед.1 В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.
Учитель: Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.
Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
1.Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
2.Самовар поёт, гудит.
Только с виду он сердит
К потолку пускает пар
Наш красавец – самовар.
3.Самовар пыхтит, искрится.
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
4.Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, душистого
Самоварного чайку!
5. Самовар шумит, баранки
На скатёрке самобранке
И конфеты и печенье,
И душистое варенье.
Подведём итоги нашего мероприятия, победителям вручаем грамоты, а всех приглашаем отведать ароматного чая!
Ве.1 Подходите, детки. Чаем
Вас сердечно угощаем
К чаю ароматному
Прянички печатные.
Вед.2 Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости приходите!
8