Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Тема: Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цель:
дать представление о причастии как особой форме глагола;
познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию;
формировать умения отличать причастия от прилагательных.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с дидактическим материалом, работа в группах, самостоятельная работа.
Оборудование: презентация урока; учебник для 6 класса, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Запись числа и классной работы.
II. Объяснение нового материала.
1. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас понятием.
Запишите тему урока:
Причастие
Объясните, как вы понимаете это слово? Выделим орфограммы. (при , ча ) Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)
Обратимся к словам В.И.Даля.
Как вы понимаете слова В.И. Даля?
“Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”
Давайте вспомним, что такое глагол? Что вы о нем знаете? Признаки? Что такое прилагательное? Что вы о нем знаете? Признаки?
2. Давайте, выполним задание.
Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.
а)
Осыпаются астры в садах, Желтый клён под окошком желтеет.
(И. Бунин)
б) Мелькает желтый лист на зелени дерева.
в) Волнуется желтеющая нива.
Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий) Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?
В первом предложении? Во втором? В третьем?
Желтеет – действие - глагол.
Желтый - признак предмета - имя прилагательное.
Желтеющий - ?
Вспомним слова В.И.Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.
Это слово похоже на глагол? (нет) На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)
Сравним эти два слова – желтый и желтеющий. Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий? Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.
Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.
Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)
3. Прочитаем, что сказано о причастии в учебнике на странице 125, выделенное жирным шрифтом.
Я вам хочу предложить другое определение причастия.
Причастие – это особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?
Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола) Есть ли в моем определении причастия что-то от прилагательного? (да, признак, вопрос-какой?)
Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.
План изучения причастия.
1. Грамматическое значение. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая роль.
Про грамматическое значение мы уже сказали? (да) Что же такое причастие?
4. Давайте проанализируем словосочетания и посмотрим, какие признаки есть у причастия:
I в. – анализирует а, б, в II в. – анализирует г, д, ж
а)
желтеющая нива; желтеющее поле; желтеющий лист;
б)
желтеющая нива; желтеющие нивы;
в)
желтеющая нива; от желтеющей нивы; на желтеющей ниве;
г)
желтеющая нива; желтевшая нива;
д)
желтевшая нива; пожелтевшая нива;
е)
желтеющая нива; колышущаяся нива;
(учитель записывает все признаки на доске:
род; число; падеж; время; вид; возвратность.
От каких частей речи берет эти признаки причастие? (от прилагательного и глагола) Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?
Попробуем составить таблицу (I в.- признаки глагола; II в.- признаки прилагательного).
Признаки глагола
Признаки прилагательного
1. Вид
1. Падеж
2. Время
2. Число
3. Возвратность
3. Род
Проверка по вариантам. Запись второго столбика.
Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия?
Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.
Итак, вернемся к нашему плану.
Что отработали? Что осталось?
5. Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.
Выполните частичный синтаксический разбор предложения (члены предложения, части речи)
Волнуется желтеющая нива
(Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.)
Какова же синтаксическая роль причастия?
6. У причастия есть свои опознавательные морфемы.
Давайте обратимся к слову желтеющая.
Кто может назвать эту опознавательную морфему?
Причастия
Образуются от глагола при помощи суффиксов
-ущ—ющ-
-ащ—ящ-
-ом—ем—им-
-енн—нн-
-вш—ш-
-т-
Если вы хорошо выучите эти опознавательные морфемы, то вы легко сможете выделять, отличать причастия в тексте.
Прочитаем, что написано о суффиксах причастия в учебнике на странице 125
III. Закрепление.
А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание.
Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.
На улице светило яркое солнце.
Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.
С неба падали холодные снежинки.
Смирно стоят зеленеющие ели.
В поле завывает злая вьюга.
Падающий снег сверкал на солнце.
Заяц оставил на снегу маленькие следы.
Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.
Давайте проверим, что вы выписали.
Проверим.
яркое
заснувший
холодное
скованной
маленькие
зеленеющие
загадочные
падающие
злая
заколдованный
Выделите суффиксы причастий.
У кого все выполнено без ошибок?
А теперь мы попробуем не только находить причастие, но и научимся определять его признаки.
Упражнение № 300.
Пронизанных туч – пронизать.
совершенный вид; прошедшее время; невозвратный; в форме множ. числа; прошедшего времени.
Какой признак вы не смогли определить? Почему?
Что вызвало затруднения? (в этом случае обращение к учебнику)
IV. Итоги урока.
Что мы сегодня узнали? Что узнали нового? А еще? Какие есть признаки? От каких частей речи? От какой части речи зависит? Чем является в предложении? От какой части речи образуется При помощи чего? Каких?
V. Домашнее задание.
Параграф 24 (повторить),
Упражнение № 300 (по образцу).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.»
Тема: Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цель:
дать представление о причастии как особой форме глагола;
познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию;
формировать умения отличать причастия от прилагательных.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с дидактическим материалом, работа в группах, самостоятельная работа.
Оборудование: презентация урока; учебник для 6 класса, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Запись числа и классной работы.
II. Объяснение нового материала.
1. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас понятием.
Запишите тему урока:
Причастие
Объясните, как вы понимаете это слово? Выделим орфограммы. (при , ча ) Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)
Обратимся к словам В.И.Даля.
Как вы понимаете слова В.И. Даля?
“Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”
Давайте вспомним, что такое глагол? Что вы о нем знаете? Признаки? Что такое прилагательное? Что вы о нем знаете? Признаки?
2. Давайте, выполним задание.
Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.
а)
Осыпаются астры в садах, Желтый клён под окошком желтеет.
(И. Бунин)
б) Мелькает желтый лист на зелени дерева.
в) Волнуется желтеющая нива.
Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий) Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?
В первом предложении? Во втором? В третьем?
Желтеет – действие - глагол.
Желтый - признак предмета - имя прилагательное.
Желтеющий - ?
Вспомним слова В.И.Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.
Это слово похоже на глагол? (нет) На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)
Сравним эти два слова – желтый и желтеющий. Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий? Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.
Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.
Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)
3. Прочитаем, что сказано о причастии в учебнике на странице 125, выделенное жирным шрифтом.
Я вам хочу предложить другое определение причастия.
Причастие – это особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?
Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола) Есть ли в моем определении причастия что-то от прилагательного? (да, признак, вопрос-какой?)
Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.
План изучения причастия.
1. Грамматическое значение. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая роль.
Про грамматическое значение мы уже сказали? (да) Что же такое причастие?
4. Давайте проанализируем словосочетания и посмотрим, какие признаки есть у причастия:
I в. – анализирует а, б, в II в. – анализирует г, д, ж
а)
желтеющая нива; желтеющее поле; желтеющий лист;
б)
желтеющая нива; желтеющие нивы;
в)
желтеющая нива; от желтеющей нивы; на желтеющей ниве;
г)
желтеющая нива; желтевшая нива;
д)
желтевшая нива; пожелтевшая нива;
е)
желтеющая нива; колышущаяся нива;
(учитель записывает все признаки на доске:
род; число; падеж; время; вид; возвратность.
От каких частей речи берет эти признаки причастие? (от прилагательного и глагола) Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?
Попробуем составить таблицу (I в.- признаки глагола; II в.- признаки прилагательного).
Признаки глагола
Признаки прилагательного
1. Вид
1. Падеж
2. Время
2. Число
3. Возвратность
3. Род
Проверка по вариантам. Запись второго столбика.
Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия?
Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.
Итак, вернемся к нашему плану.
Что отработали? Что осталось?
5. Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.
Выполните частичный синтаксический разбор предложения (члены предложения, части речи)
Волнуется желтеющая нива
(Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.)
Какова же синтаксическая роль причастия?
6. У причастия есть свои опознавательные морфемы.
Давайте обратимся к слову желтеющая.
Кто может назвать эту опознавательную морфему?
Причастия
Образуются от глагола при помощи суффиксов
-ущ—ющ-
-ащ—ящ-
-ом—ем—им-
-енн—нн-
-вш—ш-
-т-
Если вы хорошо выучите эти опознавательные морфемы, то вы легко сможете выделять , отличать причастия в тексте.
Прочитаем, что написано о суффиксах причастия в учебнике на странице 125
III. Закрепление.
А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание.
Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.
На улице светило яркое солнце.
Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.
С неба падали холодные снежинки.
Смирно стоят зеленеющие ели.
В поле завывает злая вьюга.
Падающий снег сверкал на солнце.
Заяц оставил на снегу маленькие следы.
Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.
Давайте проверим, что вы выписали.
Проверим.
яркое
заснувший
холодное
скованной
маленькие
зеленеющие
загадочные
падающие
злая
заколдованный
Выделите суффиксы причастий.
У кого все выполнено без ошибок?
А теперь мы попробуем не только находить причастие, но и научимся определять его признаки.
Упражнение № 300.
Пронизанных туч – пронизать.
совершенный вид; прошедшее время; невозвратный; в форме множ. числа; прошедшего времени.
Какой признак вы не смогли определить? Почему?
Что вызвало затруднения? (в этом случае обращение к учебнику)
IV. Итоги урока.
Что мы сегодня узнали? Что узнали нового? А еще? Какие есть признаки? От каких частей речи? От какой части речи зависит? Чем является в предложении? От какой части речи образуется При помощи чего? Каких?