Урок начинается с психологического настроя:
Улыбкой ясная природа,
Сквозь сон встречает утро года.
Синея, блещут небеса
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли! Садитесь!
Далее идёт актуализация опорных знаний- повторяем всё об именах существительных и прилагательных.
Ввод в тему предполагает собрать тему урока, записанную на снежинках вразброс.
Запись числа в тетрадь
Минутка чистописания:
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
(Александр Твардовский «Опять зима»)
Необходимо :
Найдите в четверостишие имена прилагательные.
- С каким существительным они согласуются? Определите род, число и падеж имен прилагательных.
(густой и белый снег – м.р., ед.ч., Имен.падеж.)
Словарная работа ведется над словом ОДЕЖДА. Здесь также идет игровой момент -Раскрась слово-добавить к слову одежда имена прилагательные.
Слово учителя.
«Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Сегодня на уроке мы будем упражняться согласовывать имена прилагательные с именами существительными». Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.
Работа с учебником.
Прочитай неполные предложения. Вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Спиши. Определи их род.
1. Река ….., а ручей …. . 2. Камень …., а вата … 3.Сметана …, а чай …. .
4. Сажа …, а снег …. 5. Зимой день …., а ночь ….. 6. Нитка …., а канат …. .
7. Ворона ….., а воробей …...
Игра с мячом
(превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и наоборот). Дети образуют формы единственного и множественного числа.
Сильный мороз - … Родные просторы - …
Выносливый парень - … Любимые страны - …
Храбрый волк - … Надежная подруга - …
Пушистый снег - … Снежные зимы - …
Огромный сугроб - … Красивые дома - …
Морозный день - … Зимние узоры - …
Физминутка «Грамматический чай».
-Ребята, как вы уже, наверное, заметили, наш урок украшает зимняя тема. И чтобы нам немного согреться, давайте на нашей физминутке попьем чай. Но чай будет не простой – грамматический.
С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…
- считают русский язык своим любимым школьным предметом
- имеют дома словари русского языка
- знают, сколько букв в русском алфавите
- могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита
- умеют разгадывать ребусы
- могут произнести слово «звонит» с правильным ударением
- никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного
(Дети и гости пьют чай)
Далее выполняем задание-склоняем словосочетание КИСЛЫЙ ЛИМОН.
6. Задание «Работаем быстро!!!»
А теперь внимание.
Новое испытание.
Вставьте окончания
В эти словосочетания.
- В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание и прочитать словосочетание в быстром темпе.
утренн ___ туман
после грибн ___ дождя
к русск ___ человеку
в космическ ___ корабле
долгожданн ___ телеграмму
красн ___ карандашом
от зимн____ мороза
с лучш…. приятелем
в ночн_____ небе
современн____ кино
новогодн____ песни
богат ____ урожай
модн ____ блузка
в больш____ сугробе
Задание «Исправь ошибки»
Мальчик Боря на доске написал такое:
Плывёт лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут весёлая друзья,
И везут они с собой забавная игра.
Что же это за игра?
Вам я не скажу.
Лучше дальше вам слова ещё я напишу.
В небе звёзды яркая светят и горят,
А друзья с вопросами к вам уже спешат.
Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,
Но ошибок не нашёл.
Он решил запутать вас.
Кто исправит весь рассказ?
-Чего не знал Боря?
-Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?
Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.
Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).
Задание «Образуй прилагательное».
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.
Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.
(Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда)
Обобщение
Рефлексия
Домашнее задание.