Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые Действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые Действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1-й этап урока Организационный |
Приветствует детей | | | | | Приветствуют учителя | Самоконтроль |
2-й этап Мотивирование |
Организует и проводит заранее подготовленную работу учащихся (чтение стихотворений) | | | | | Рассказывают стихотворения по повторению правил | Самоконтроль |
3-й этап урока Выявление места и причины затруднений |
Организует работу с загадками, для выявления затруднений у детей | | | Отвечают на вопросы учителя | Умение вступать в диалог, делать выводы | Записывают отгадки, выделяя орфограммы | Самоконтроль |
4-й этап Построение проекта выхода из затруднения |
Организует работу над упражнениями, для того чтобы дети не допускали ошибок | | | Отвечают на вопросы учителя | Умение вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения | | |
5-й этап Реализация построенного проекта |
Организует работу над прослушиванием музыкальных произведения, для закрепления правил | Прослушивают фрагменты музыкальных произведений | Умение вслушиваться в музыку, анализирован материал | Отвечают на вопросы учителя | Умение вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения | Записывают слова в тетрадь из строк песен, выделяя орфограммы | Самоконтроль, самооценка |
6-й этап Самостоятельная работа |
Предлагает задание для закрепления умения правописания жи-ши,ча-ща,чу-щу | Выполняют самостоятельную работу | Умение применять правила | | | Записывают в тетрадь предложения, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы | Самоконтроль |
7-й этап Включение в систему знаний и повторения |
Организует взаимопроверку учащихся | | | Проверяют работу у соседа по парте | Умение работать в паре, слышать и слушать собеседника | Проверяют друг у друга тетради, сравнивая с образцом учителя | Самооценка |
8-й этап Рефлексия учебной деятельности |
Организует систему вопросов для закрепления изученного материала | | | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная форма, беседа | Оценивание своей деятельности на уроке | Самооценка |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы | Формируемые УУД |
Организационный момент | -Прозвенел звонок сейчас Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво Вижу: класс мой - хоть куда! Мы начнём урок русского языка. -Здравствуйте, дети, я рада видеть вас! -открывайте тетради, запишем число и тему урока | -выполняют действия в соответствии со стихотворением учителя и приветствуют его | декламация | Личностные УУД: -- доброжелательное отношение друг к другу |
Мотивационный (3 минуты) | -Ребята, ваши одноклассники приготовили для нас стихотворения, которые помогут вам вспомнить правила изученные на прошлых уроках русского языка, эти правила нам пригодятся для успешного выполнения дальнейших заданий -Выходите к доске, все остальные проявляют уважение, сидите правильно, вслушиваясь в текст стихотворения и определите правило о котором пойдет речь -молодцы ребята! Давайте похлопаем и поблагодарим наших выступающих! -Итак ребята, так на какие же правила рассказали нам стихотворения? | Обучающиеся выходят к доске 1 ученик: В сочетаниях жи, ши Только и всегда пиши! Мыши, ёжики, ужи, Лыжи, лужи, крыши. Жирафы, шины и моржи, Шиповник и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, шипеть и шить. Запомни слоги жи и ши И только с буквой и пиши. 2 ученик: В сочетаниях ча, ща Пишем только букву а. Куча, гуща, каланча, Туча, роща, саранча, Чаща, дача и печать Нужно с буквой а писать. 3 ученик: сочетаниях чу, щу Пишут только букву у. Я грамотно писать хочу, Слова на чу и щу учу: Чулок, и чудо, и чугун, Чудак, и щука, и ворчун, Чумазый, чучело, чурбан, Чудесный, чувства и чулан, Кричу, ворчу, тащу. Я с у пишу и чу, и шу. -хлопают в ладоши и благодарят выступающих! -правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | Словесный метод (монолог, беседа) | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия; Метапредметные: умение производить простые логические действия (анализ); Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор |
Выявление места и причины затруднений ( 7 минут) | -ребята, а сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Правила вам помогут правильно написать отгадки, вы запишите их в тетрадь, а далее вы выполните задание, которое я вам говорю -Итак, начинаем! 1 загадка: Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Носит обувь из резины, А зовут её : -Запишите слово, поставьте ударении, выделите орфограммы Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами: машинка машинное (масло) машинист машинистка машиностроение Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Загадка №2: Очень мирные мы змеи. Любим жить в лесах у рек Яда вовсе не имеем И не знались с ним во век .. Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них? Вывод: ужи - это не ядовитые змеи, они занесены в Красную Книгу Природы. Загадка № 3: На огне ворчу-бурчу, А потом чихаю: пар я выпускаю Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром. Загадка № 4 Он хорошо для кислых щей Помимо прочих овощей) Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. -В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель - это травянистое растение с кислыми съедобными листьями. Вывод: Щавель - это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С. Загадка № 5: Урод стоит на палке С бородой из мочалки
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение. Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц. Загадка № 6: Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку Не проглотит лишь ерша …
Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука - это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей. -молодцы, ребята. А сейчас прочитайте все слова которые у нас получились и определите тему нашего урока -молодцы!
-ребята, скажите какие проблемы у вас возникли в написании слов и допустили ли вы ошибки, в каких словах
| -машина -выполняют задание -ужи -чайник -щавель -чучело -щука -машина, уж, чайник, щавель, чучело, щука. -Тема нашего урока: правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу -затруднения были, ошибки присутствуют | Словесный метод(диалог) Практическая работа, -метод упражнений | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия Метапредметные: умение производить простые логические операции (обобщение) Регулятивные: целеполагание |
Построение проекта и выхода из затруднения (10 минут) | -тогда сейчас давайте попробуем поработать над упражнениями, для того чтобы вы не допускали ошибок 1 задание а) Письмо по памяти: (обратите внимание на правильное написание предложений) Ребята, а сейчас я предлагаю вам записать чистоговорки в тетрадь и выделить орфограмму - Щу-щу-щу – я по маме грущу. - Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу. Ребята какой можно сделать вывод 2 задание: б) Составление деформированного предложения: 1) Ребята, составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы. 2)На доске записаны слова составьте из них предложения: у / Наташи / кошка / пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест. -Ребята, давайте проверим, что у нас получилось: -Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? -Найдите грамматическую основу в предложении.
Ребята, какой можно сделать вывод -молодцы ребята!
3 задание: (дополнительное задание) в)Ребята, давайте поиграем с вами в игру "Фотограф" На доске вы видите 10 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча –Сейчас предлагаю вам в течение двух минут прочитать слова, а потом записать в тетрадь по памяти, при этом обозначьте орфограммы. Проверка: кто больше запомнил и написал слов? Ребята, какой можно сделать вывод -Молодцы ребята! | -выполняют задание А) чу-щу пишу с буквой у. Б) 2. у Наташи и Сережи пушистая кошка Пушинка ест рыбу Проверка: 1. Наташа и Сережа, Пушинка написаны с заглавной буквы потому что это имена, клички животных 2. кошка –подлежащее Ест-сказуемое -жи-ши пиши с буквой и. Читают слова, запоминают, записывают в тетрадь слова делают вывод ча-ща пишу с буквой а. | Практический метод (метод упражнений) | Личностные: действие смыслообразования (интерес) Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать |
Реализация построенного проекта (5минут) | -Ребята, а сейчас ваши знания проверим с помощью песен, хотите послушать песни? -тогда сейчас послушаем с вами строки из разных песен, но не просто так, ваша задача будет состоять в том, чтобы вы из каждой услышанной строке записали слова, которые имеют отношения к нашим правилам, -будьте внимательны! 1 песня: "Песенка крокодила Гены" 2 песня: "Чунга-Чанга"
3 песня: "Два весёлых гуся" 4 песня: "Голубой вагон"
5 песня: «Крейсер Аврора»
-Ребята, а сейчас давайте быстро проговорим какие слова вы записали по цепочке
-а сейчас давайте хором проговорим каждое правило 1. жи-ши пиши с буквой и; 2. ча-ща пиши с буквой а; 3. чу-щу пиши с буквой у. (учитель вывешивает карточки с правилами на доску) --при необходимости внесите коррекцию в свою работу
| Отвечают на вопросы -да -дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. прохожим, непогожий -чунга-чанга, чудо, счастье, жить - жили -бежит, качается, кончается -притихший -называют слова по цепочке -хором проговаривают правила | использование аудиозаписи метод восприятия Словесный(проговаривание) | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия Метапредметные: формирование умения производить простые логические операции (обобщение) |
Самостоятельная работа (10 минут) | -молодцы ребята, я надеюсь каждый из вас запомнил эти важные правила. -Сейчас я раздам карточки с заданием, где вы должны вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы (приложение 1) | Обучающиеся слушают внимательно задание учителя, получают карточки, выполняют работу | Индивидуальная форма работа Метод упражнений | Личностные: формирование желания выполнять учебные действия Регулятивные: самоконтроль |
Включение в систему знаний и повторений (7 минут) | -ребята заканчивайте свою работу и прошу вас обменяться тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу и обменяйтесь мнениями о работе друг друга, а самой хорошей работе сообщите мне, похвалите друг друга -Ребята, у кого возникли трудности, при написании работы? -расскажите, когда вы будете применять это правило? Зачем оно нужно? -Молодцы ребята! | -проверяют работу друг друга -обобщают ее | Словесный метод (беседа) Работа в парах | Личностные: действие смыслообразования (интерес) Метапредметные: коммуникативные: формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос |
Рефлексия (1 минута) | Ребята, сейчас по желанию я предлагаю вам сделать вывод по проверке самостоятельной работы, обратите внимание на доску вам предложено начало предложений с помощью, которых вы должны рассказать по проделанной работе: «Проверяя …..работу, я нашел следующие ошибки (без подсказки учителя/или с подсказкой), я считаю, что работа заслуживает….оценки, потому что» -Ребята, запишите домашнее задание, вам нужно будет найти в чистоговорках, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание | Декламация | Регулятивные: Самооценка |