Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время
Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребёнок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым достоянием, совершенствуется духовно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время»
Духовно – нравственное воспитание детей с ОВЗ во внеурочное время
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников в России утверждена не так давно. Стратегия развития и воспитания рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.
Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.
В данном документе описаны главные положения школьного воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».
Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.
В концепции освещаются такие вопросы:
модель школьника — выпускника;
задачи, условия и результаты школьного воспитания;
структурные компоненты и основное содержание программы воспитания и социализации школьников;
перечень и раскрытие сути основных общенациональных ценностей.
В концепции детально раскрыто:
содержание всех ключевых задач воспитательного процесса;
направления воспитательной деятельности;
система организации воспитания;
формы и методы духовно-нравственного развития школьников.
Указывается на необходимость осуществления воспитательного процесса через целостный комплекс мер, который должен реализовываться и на уроках, и во время внеурочных мероприятий.
Планирование формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
общешкольные праздники;
коллективные творческие дела;
интеллектуальные викторины;
конкурсы;
изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
организация дискуссионной формы общения;
создание проблемных ситуаций;
решение практических задач.
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
кружков;
секций.
Перед общеобразовательной школой на сегодняшний день ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии со своими интересами и интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать активную жизненную позицию, найти место в социуме, жить полноценной жизнью, дали ему право быть полноправным хозяином собственной жизни, членом общества. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации.
В этой связи работа воспитателя состоит в том, чтобы правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества.
Сложность процесса воспитания в школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. но существуют и специфичные для специальных учреждений принципы:
1.Единство обучения и воспитания в процессе исправления недостатков психофизического развития.
2.Доступность воспитания – организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностях детей.
3.Воспитание в труде.
4.Уважение к личности ребенка параллельно с разумной требовательностью.
5.Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании - всестороннее изучение личности детей и определение воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуально-типологических особенностей детей.
6.Рещающая роль воспитателя в формировании личности.
Воспитание рассматривается как целенаправленное развитие каждого растущего человека как личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека. Целенаправленное формирование личности человека предполагает её развитие в соответствии с индивидуальными физиологическими и психологическими способностями.
В процессе воспитания необходимо формировать у ребенка ценностные ориентации и убеждения, которые будут обеспечивать следование исторически обусловленным нормам поведения.
Считается, что духовно - нравственное воспитание является наиболее значимым направлением работы в специальной коррекционной школе. Оно предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных ценностей, выработки навыков и умений нравственного поведения.
Задачей духовно - нравственного воспитания является формирование у детей нравственных чувств и оценок, формирование нравственного сознания, опыта поведения, которое соответствует принятым нормам и традициям.
Любовь к родным, чужим, близким и далеким людям, сострадание, взаимопомощь, чувство ответственности, красоты, справедливости, правдивость – вот где заложены истинные основы человеческой личности. Наличие или отсутствие указанных качеств и создает то, что мы называем нравственный характер.
Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности умственно отсталого ребенка. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций.
Кроме того, необходимо учитывать, что у некоторых детей наблюдаются аффективные вспышки, расторможенность, неразвитость элементарных человеческих чувств и эмоций – страха, обиды, смущения, которые вызваны действием не только средовых факторов, но и биологическими причинами. Данное определение ещё больше затрудняет процесс обучения детей моральным нормам.
То есть, своеобразное развитие проблемного ребенка затрудняет процесс его нравственного воспитания и может привести к закреплению отрицательных черт поведения. Поэтому важная воспитательная задача в нашей школе – помочь детям осмыслить, обобщить и выделить те нравственные нормы, которые им подлежит усвоить, так как проблемные дети затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении отношения и поведенческих актов, которые включены в педагогическую деятельность. При этом важно, чтобы дети проявляли личную заинтересованность в правильном поступке.
У наших воспитанников с опозданием и трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа. Если не будет соответствующего воспитания, то место высших чувств по мере роста ребенка могут стихийно занимать элементарные потребности и эмоции.
В формировании правильного поведения у детей с ОВЗ важную роль играют условия, в которых протекает их жизнедеятельность - режим дня, личный пример взрослых и др.
Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у детей с ОВЗ играют специальные методы и приёмы.
Методы и приёмы формирования нравственного поведения
1.Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):
• прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);
• требование – просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);
• требование – доверие («Я не сомневаюсь, что ты сможешь…».);
• требование – одобрение («Молодец, вовремя помог товарищу».);
• показ положительного действия («Посмотрите, как нужно…».)
• контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).
2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).
3. Общественно - полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения):
• поручения;
• организация конкретной помощи;
• одобрение со стороны педагога;
• организация соревнования.
Методы и приёмы формирования нравственного сознания
Информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
Практически – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства). Эти и другие практически-действенные методы применяются в сочетании с различными информационными методами.
Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.
Большое значение в нравственном воспитании проблемных детей имеет правильное использование похвалы и наказаний, которые тормозят неправильные поступки и препятствуют превращению их в привычки, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, состояние его интеллектуального и эмоционально - волевого развития, а также учитывать возрастные и типологические особенности ребенка.
Но, следует учесть, что воспитание культуры поведения детей с интеллектуальными нарушениями будет эффективным, если в школе будут созданы необходимые условия: правильно организованный режим дня, единство требований, предъявляемых к детям, благоприятная атмосфера, высокая культура педагогов, уют в школьных помещениях, должный уровень их эстетического оформления.
В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития, и реализации личности. Воспитатель в нашей школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т. е. коррекционно - развивающую среду. Внеклассная работа должна способствовать развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию знаний, умений и навыков.
Таким образом, вопрос духовно – нравственного воспитания является одной из ключевых проблем, стоящим перед обществом и государством в целом. В ФГОС духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности.
Наша задача – воспитание в детях нравственных норм поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Духовно – нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни – важнейшая составляющая развития личности. Духовность и нравственность – это приоритетные ценности, которые являются ключевой задачей современной государственной политики.
Используемая литература:
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика Ростов – на – Дону, 2004г.
Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дефектология», М.: Просвещение, 1977.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994
Дефектология Научно – методический журнал № 2 Москва 2003г.
Специальная педагогика. Учебное пособие / под редакцией Назаровой Н.М. М., 2006.
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л.А. Нисневич Как помочь «Особому» ребенку Санкт – Петербург, 2001г.
Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. Москва 2005г.
Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва 2004г.