статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ"
Статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ"
Патриотическое воспитание личности на уроках истории и во внеурочной деятельности детей с ОВР.
Ковбасюк Руслан Валерьевич, учитель истории
ГБОУ Стерлитамакская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 25 VIII вида,
Республика Башкортостан
Сегодня в обществе растёт понимание необходимости изменения отношения к ребенку-инвалиду, которое связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. В образовательной практике это понимание реализуется в идее интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями.
Личностно-ориентированный компонент построения адаптивной среды обучения означает, что в ней ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно полноценной, социально активной (через активизацию внутренних резервов), компетентной и саморазвивающейся личности. Все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется ими.
В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству”
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Именно на уроках истории, изучение героических страниц прошлого Отечества и истории родного края, дает детям возможность осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданами великой страны, впитать нравственные ценности.
Формирование чувства любви к Родине у подрастающего поколения способствует решению следующих задач:
- расширить мотивацию изучения истории Отечества;
- воспитать любовь и уважение к малой Родине, предкам, семье.
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к символам страны, непримиримость к врагам России.
Считаю, что, только представив события, прочувствовав, пропустив через себя, сопоставив с настоящим временем, только тогда зарождается интерес к познанию, к дальнейшей деятельности.
Начиная с 6-го класса, учащиеся составляют родословную своей семьи, летописные странички, рассказывающие об их дедах и прадедах. Как люди понимали мир природы в древности, об искусстве, культуре. Значительное воздействие производят на учащихся познавательные исторические игры-путешествия. Фотографии с изображением родной природы, сочинения детей о родном городе, о знаменитых соотечественниках, затем переходит в знакомство с государственными изображениями символики России, героями Отечества, культурными достижениями Державы. Такие уроки требуют активного участия учащихся, а значит, через их активную деятельность достигается поставленная задача развитие интереса. Интерес перерастает в понимание значимости окружающей действительности, гордости о своей сопричастности с ней.
В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. Благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне, на которых создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с музыкального сопровождения песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи. На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города.
На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений.
Изучение истории невозможно без знакомства с историческими личностями, которые способствовали процветанию России. Нравственная сила русского народа укрепилась в многолетних войнах. Российский народ всегда был носителем таких качеств как патриотизм, жертвенность, человеколюбие, милосердие к поверженному противнику. Важно, чтобы на таких уроках учащиеся не являлись пассивными слушателями, а были активными партнерами учителя на уроке. Использование дополнительной литературы, презентаций, исторические источники, документы того времени. скрашивает информацию об исторических личностях. используя
Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно внести вклад в развитие нравственных идеалов. Приглашение на внеклассные мероприятия ветеранов Афганской, Великой Отечественной войн, ветеранов труда, является для учащихся ответственным событием. Тесное общение со старшим поколением оставляет неизгладимый след в душах детей. Ветераны живые свидетели исторических событий. Совместно со школьниками в нашей школе был создан музей ветеранов войны и тружеников тыла, работавших в нашей школе. Дети были заинтересованы в общении с ветеранами и сборе материалов об их подвигах и трудовой деятельности во время Великой Отечественной войны.
История оживает перед ребятами, перестает быть только школьным предметом, когда пробуждает интерес, когда становится частью их жизни. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.
Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
Список литературы
1. Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.
2. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавание истории и обществознания в школе// 2007., №7
4. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавание истории и обществознания в школе., 2002.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" »
Патриотическое воспитание личности на уроках истории и во внеурочной деятельности детей с ОВР.
Ковбасюк Руслан Валерьевич, учитель истории
ГБОУ Стерлитамакская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 25 VIII вида,
Республика Башкортостан
Сегодня в обществе растёт понимание необходимости изменения отношения к ребенку-инвалиду, которое связано с утверждением ценности его человеческого достоинства и потенциальной возможности стать полноправным и компетентным членом социума. В образовательной практике это понимание реализуется в идее интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями.
Личностно-ориентированный компонент построения адаптивной среды обучения означает, что в ней ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно полноценной, социально активной (через активизацию внутренних резервов), компетентной и саморазвивающейся личности. Все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется ими.
В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству”
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Именно на уроках истории, изучение героических страниц прошлого Отечества и истории родного края, дает детям возможность осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданами великой страны, впитать нравственные ценности.
Формирование чувства любви к Родине у подрастающего поколения способствует решению следующих задач:
- расширить мотивацию изучения истории Отечества;
- воспитать любовь и уважение к малой Родине, предкам, семье.
Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе - этопроцесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к символам страны, непримиримость к врагам России.
Считаю, что, только представив события, прочувствовав, пропустив через себя, сопоставив с настоящим временем, только тогда зарождается интерес к познанию, к дальнейшей деятельности.
Начиная с 6-го класса, учащиеся составляют родословную своей семьи, летописные странички, рассказывающие об их дедах и прадедах. Как люди понимали мир природы в древности, об искусстве, культуре. Значительное воздействие производят на учащихся познавательные исторические игры-путешествия. Фотографии с изображением родной природы, сочинения детей о родном городе, о знаменитых соотечественниках, затем переходит в знакомство с государственными изображениями символики России, героями Отечества, культурными достижениями Державы. Такие уроки требуют активного участия учащихся, а значит, через их активную деятельность достигается поставленная задача развитие интереса. Интерес перерастает в понимание значимости окружающей действительности, гордости о своей сопричастности с ней.
В методической литературе также трудно найти что-либо, посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о любви к Родине! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. Благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне, на которых создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с музыкального сопровождения песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи. На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города.
На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений.
Изучение истории невозможно без знакомства с историческими личностями, которые способствовали процветанию России. Нравственная сила русского народа укрепилась в многолетних войнах. Российский народ всегда был носителем таких качеств как патриотизм, жертвенность, человеколюбие, милосердие к поверженному противнику. Важно, чтобы на таких уроках учащиеся не являлись пассивными слушателями, а были активными партнерами учителя на уроке. Использование дополнительной литературы, презентаций, исторические источники, документы того времени. скрашивает информацию об исторических личностях. используя
Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно внести вклад в развитие нравственных идеалов. Приглашение на внеклассные мероприятия ветеранов Афганской, Великой Отечественной войн, ветеранов труда, является для учащихся ответственным событием. Тесное общение со старшим поколением оставляет неизгладимый след в душах детей. Ветераны живые свидетели исторических событий. Совместно со школьниками в нашей школе был создан музей ветеранов войны и тружеников тыла, работавших в нашей школе. Дети были заинтересованы в общении с ветеранами и сборе материалов об их подвигах и трудовой деятельности во время Великой Отечественной войны.
История оживает перед ребятами, перестает быть только школьным предметом, когда пробуждает интерес, когда становится частью их жизни. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то, материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.
Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
Список литературы
1. Ратнер Ф. Л., Юсупова А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.
2. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавание истории и обществознания в школе// 2007., №7
4. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавание истории и обществознания в школе., 2002.