Презенация на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»
Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Специально организуемая педагогами деятельность во внеурочное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности. Сущность внеклассной работы.
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности обучающегося.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - Сенека.
Цель воспитания – усвоение учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Задачи:
1. Дать воспитанникам доступную сумму знаний, умений и навыков в процессе воспитательной работы по основным направлениям.
2. Коррекция и исправление нарушенных функций организма. Использование коррекционных задач, присущих только вспомогательной школе, которые исправляют развитие способностей детей.
3. Прививать любовь к родному краю, умению правильно оценивать окружающих. Воспитывать положительные качества, такие как: трудолюбие, аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда.
Функции внеклассной работы:
- Обучающая
- Коррекционная
- Воспитывающая
Формы внеклассной работы делятся:
- по объекту воздействия: индивидуальные, групповые, массовые
-по направлениям и задачам воспитания: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, этническое и т.д.
А в организации воспитательной работы пытаются решить их:
- Создать условия для коллективного творческого дела
- Создать творческую атмосферу в отряде: воспитание активности воспитанников, стремление к победе и умение проигрывать
- Воспитать у учащихся желания учиться, умения преодолевать трудности, достигать поставленные цели
- Выявить сильные, приоритетные стороны каждого ребёнка
Обязательное условие – каждый ребёнок в отряде должен иметь свой положительный статус. Воспитание и развитие учеников строить на позитиве. Активировать и пропагандировать приоритетные стороны личности.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова Виссариона Григорьевича Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё более большую значимость в наше время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Внеклассная работа — это организационные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время, для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей учащихся. Во внеклассной работе больше внимания, чем на уроках, можно уделить воспитанию и коррекции эмоционально-волевой сферы, нравственному развитию учащихся с недостатками интеллекта формированию коллективизма, трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, установлению более разносторонних связей с окружающей жизнью.
Занятия с учащимися с недостатками интеллекта в процессе внеклассной работы помогают педагогу успешнее решать стоящие перед школой образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.
Правильно организационная работа положительно влияет на развитие речи учащихся и усвоение ими норм речевого поведения.
Основу этой деятельности составляет годовой курс традиционных дел:
- Праздник первого звонка.
- Творческая мастерская «Золотая осень» (конкурс осенних букетов, поделок из природного материала, рисунков и стенгазет)
- Концертная программа ко Дню учителя
- Трудовые десанты «Чистый четверг», «Чистый двор»
- Предметные месячники (конкурсы, викторины, игровые программы, экскурсии, выставки работ учащихся)
- Тематические воспитательные часы с направленностью:
- патриотизм и гражданственность («Я – патриот своей страны», «День памяти»)
- нравственность («Жизнь дана на добрые дела»);
- эстетика;
- мир моих увлечений;
- здоровый образ жизни («Безопасная дорога»);
- трудом славен человек («Все работы хороши, выбирай на вкус»)
- Международный женский день «8-марта»
- Праздник «День защитника Отечества»
- Праздник «День Победы»
- День Конституции
- Праздник школы «Последний звонок»
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя. Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 1 до 8 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
Как воспитатель я планирую и провожу свою работу в соответствие с концепцией воспитательной работы. Моя главная задача - создать условия для того, чтобы каждый воспитанник успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Круг обязанностей воспитателя велик, но не менее велики и его возможности проявить себя в процессе выполнения каждой из них. Совершенно дополняя и во многом продолжая работу учителя, организую выполнение домашних заданий, провожу воспитательные часы, которые способствуют формированию личности ученика; под руководством логопеда продолжаю работу по исправлению речи детей; вместе с психологом, врачом и классными руководителями осуществляю коррекционно-воспитательную работу во внеурочное время.
Главный смысл воспитательной системы в отряде в том, чтобы создать комфортную для каждого воспитанника атмосферу, в которой он будет развиваться как личность и успешно усваивать знания. Важно научить воспитанников включаться в различные коллективные виды деятельности и совместно решать проблемы. Школа должна быть местом, где можно раскрыть свои способности, а для этого необходимо вести воспитательную работу в отряде, основанную на системном подходе.
Таким образом, роль внеклассной работы состоит в следующем:
- Повышение интереса учащихся к предмету.
- Расширение и углубление знаний.
- Развитие творческих способностей.
- Подготовка к трудовой деятельности.
- Развитие умений на практике применять свои знания.
Рассмотрим некоторые формы организации внеклассных мероприятий
Конкурсы рисунков. Проведение выставок.
Экскурсии в музеи.
Коллективные Творческие Дела
Воспитательный час
Самоподготовка
Физминутка
Режимные моменты
Столовая
Трудовые дела
Чтение книг
Кружковая работа
Работа с родителями:
Профессиональная взаимосвязь всех специалистов школы
В одиночку, одному человеку трудно чего-либо добиться, справиться с большой работой, гласит мудрая пословица: «Один в поле не воин».
Данная схема наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов коррекционной школы в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями. Качественная воспитательная работа охватывает множество направлений деятельности, способствующих оптимальному развитию личности воспитанника, формированию его индивидуальности, раскрытию творческого потенциала.
Заключение: Воспитательная работа в школе – это взаимосвязанный процесс, который создаётся педагогами, родителями, воспитанниками.
Рекомендации:
- Продолжить работу по оптимизации системы внеклассной работы:
– организовывая встречи с интересными людьми, проводить экскурсии в музей, по окрестностям реки Медведица. Конкурсы и викторины (приуроченные к знаменательным датам и праздникам, которые проводятся в нашей школе- интернате).
- Продолжить целенаправленную работу по совершенствованию внеклассной работы в образовательном процессе, активно применять в данной деятельности разнообразные формы и технологии:
– использование интерактивной доски, компьютеров, ТCO.
3. Привлекать родителей, организовывая совместные мероприятия:
– общешкольные праздники.