kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Доброе сердце дороже красоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных качеств у детей на примере литературных образов сказки. Формирование интереса к донской литературе.

Развивать способность понимать ценность народных традиций,уважать культурное, историческое прошлое предков. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.Углубленное знакомство с произведениями П.В.Лебеденко из сборника "Сказки Тихого Дона". Создать условия для проявления творческих способностей детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Доброе сердце дороже красоты"»

«Доброе сердце дороже красоты»

Цель:

Воспитание нравственных качеств у детей на примере литературных образов сказки. Формирование интереса к донской литературе.

Задачи:

Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему. Углубленное знакомство произведениями П .В. Лебеденко из сборника «Сказки Тихого Дона». Создать условия для проявления творческих способностей детей.



На фоне музыки

Дон… Давным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном, много песен весёлых пропето с тех пор в станицах зелёных. Проносились ветры буйные, проплыли тучи грозовые над полями широкими.

Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море.

На фоне песни «Дон православный»

Презентация «Донской край»


Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Закрепилось в традициях и уважение к старшим. Об обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из песен, былин, сказок. Много сказок живет на Дону. Донская земля всегда была богатой на литературные таланты. Можно назвать многих значительных писателей Дона, которые родились или жили, учились или работали здесь. Среди них сказки писателя Лебеденко Петра Васильевича (1916–2003), которые для многих стали любимыми авторскими сказками. Из под его пера вышел один из первых фольклорный сборник «Сказки Тихого Дона» (1950).

Презентация о книге «Сказки Тихого Дона»


Не раз глядевший в глаза смерти, обращается он со своим самым заветным словом к детям, к доверчивому наследнику, человеку завтрашнего дня.

Книга вобрала в себя легенды и предания Донского края, отличалась романтической приподнятостью и в тоже время покоряющей достоверностью.

В  ней нашли свое отражение беспокойная история вольнолюбивого Дона и патриотические и героические мотивы донского фольклора, народно-поэтическая традиция расстановки образов: добрые, мудрые русские люди живут на Дону, землю пашут, рыбу ловят, детей уму-разуму учат, стариков почитают, соседям не угрожают, все живое от зла и гибели защищают. Да нет им покоя от злобных сил: то чудовище водяное, кровожадное, о семи головах, из чужедальных морей заплывает, то ворог со злодейским войском нападает. И бьются насмерть за родину, за свободу, за земляков своих и за всех людей добрых и стар, и млад. Всем полюбились герои сказок:


Презентация Донских сказок


Петрусь-мальчонка русский.



Петрусь-мальчонка русский, хоть и вырос в ханской неволе, не забыл своей родной сторонушки, своего Тихого Дона. Копил в себе силу духа на борьбу с ханом турецким в образе хищного орла. Как не пытался хан воспитать его в ненависти ко всему доброму и живому, сохранил Петрусь свою душу русскую, не запятнал ее кровью невинных. А пришло время, восстал Петрусь против хана и морской царевны Зуралы, только силы были неравны, как увидел герой, что не устоять ему против них, подумал «Эх, стали бы мои ноги каменными – не видать бы разбойникам Тихого Дона…» И окаменели его ноги, и стала его грудь утесом, и разбился о него насмерть хищник злой, не стала больше литься кровь русская от его когтей, не льются больше слезы материнские от горя страшного.


Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице.


Из-за моря приплыло в Тихий Дон чудо-чудище страшное, убивало оно людей русских. Долго сражались казаки с чудищем. И однажды решил храбрый воин послать свою дочку Светланку за помощью… В тяжелую битву за Тихий Дон вступила девица Светланка со зверем–рыбой Чудом-чудищем. Помогли ей в том рыбки-стерлядки, одарили волшебной палицей и волшебной кольчужкой, да только с условием: сотню лет жить рыбой. Не было в ней сомнения, соглашаться ли сто лет носить волшебную кольчужку, в Дону плавать, и землю родную от горя избавить. А серая волчица быстрее ветра доставила Светланку к месту жестокой битвы. Победила храбрая девица Чудо-чудище, стала маленькой рыбкой и осталась жить в реке. А только «…старые люди говорят, что когда приходил откуда-нибудь враг на Тихий Дон, появлялась на серой волчице девица-красавица в рубашке-кольчужке, с волшебной палицей в руках, - и бежал тогда враг с Тихого Дона».

Игнатка


Герой сказки «Игнатка» помнил слова деда: 
     «Нет на свете ничего сильнее силы народной, Игнатка. Когда трудно будет тебе в жизни – ищи силу в людях, и будешь ты сильным их силой». 
     Эта сила народная помогла мальчику спасти дочь славного богатыря Тихого Дона Пи-кви-ли-ви от злого Кваррадамала, спасти русских людей от его ига. Чуть было не погиб Игнатка, поверив Кваррадамалу, притворившимся дряхлым стариком, выпил сонного зелья. Спас его богатырь Тихий Дон, да впредь наказывал: «Запомни, Игнатка: не всякие сладкие речи – мед».

Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном

«Горе человеческое, беда людская, дума-гора, где в незапамятные времена зло лютое-Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую, и Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи…»








.  В каждой сказке – свой герой, своя мораль, свой нравственный урок.

.      Каждый член казачьего общества должен был знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.


Вот основные заповеди казачьего общества:


• «Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее».

• «Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово – слово народа твоего!»

• «Всем служи честно, будь законопослушен».

• «Люби все, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в казачьей семье, чти традиции и обычаи своих предков».

• «Пуще благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны».

• «Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, он скор и справедлив!»

• «Будь свободен душою, но страсти держи в оковах».

• «Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем».

• «Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть».

• «Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а, вступивши, служи ему всем сердцем, всем помышлением».

• «Соблюдай правила и обычаи народа своего. Никогда никого не поучай, но объясняй и советуй, когда  у тебя спросят. Тогда станица – любое казачье общество станет тебе домом, отцом и матерью твоими».






Наше мероприятие называется «Доброе сердце дороже красоты» и это еще одно произведение Петра Васильевича Лебеденко.



Сказка «Доброе сердце дороже красоты» учит различать, добро и  зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека  со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в  сердце».

Сегодня я вам предлагаю послушать эту сказку, но не просто послушать, но и посмотреть ее в исполнении кукольного театра.

Доброе сердце дороже красоты

Жил как-то на берегу Тихого Дона добрый казак, и была у него любимая дочка Груня. Некрасива лицом была девушка да и горбата. Еще маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине.

Зато сердце у Груни было — сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров — шагу лишнего не даст ему ступить Груня: возьмет дрова и сама донесет куда надо. Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодится, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня.

Любили люди девушку за ее сердце доброе. Мать Груни давно померла, и решил отец новую жену в дом взять.

А уж что казак решит, то сделает.

Привел он в дом жену новую, а у нее тоже дочка была, одних лет с Груней. Улитой ее звали.

Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету — не найдешь.

Да было одно лихо у девушки: сердце у нее злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться:

— И чего ты, бабушка, живешь до сих пор, — спрашивает злая девушка. — Чего ты до сих пор свет коптишь? Кому ты нужна, старая?

Посмотрит на нее старушка, остановится, слезу от обиды ладонью смахнет, покачает головой и пойдет дальше.

А Улита уже к древнему старичку бежит, толкнет его, будто невзначай, посмеется над ним.

А то пойдет на реку, поймает маленькую рыбку, бросит ее на горячий песок и смотрит, как бьется рыбка, задыхается, от боли корчится.

Сразу же невзлюбила Груню злая Улита. Уж как только она не издевалась над бедной Груней! То за косу ее дернет, то ущипнет больно, то привяжет полотенцем к своей спине подушку и начнет показывать, как горбатые ходят.

Забьется в темный уголок Груня, плачет тихонько, никому не жалуется.

А мачеха увидит Груню в слезах — и ну попрекать:

— Ах ты, лентяйка такая-сякая, только и знаешь, что плакать да рыдать. И чего ты не помрешь, убогая?

Еще сильнее плачет Груня, а все молчит.

…В ту пору казаки войну с врагами вели, и случилось так, что ехал на войну казак молодой мимо дома их. Остановил он коня и крикнул:

— Люди добрые, нельзя ли у вас коня напоить да самому с дороги отдохнуть?

Проходила в это время по двору красавица Улита, взглянула на казака сапоги у него в пыли, лицо бородой обросло, красоты мало в нем, и сказала:

— Негде у нас коней привязывать, проходи, служивый, дальше.

А Груня выскочила из куреня, коня напоила, казаку помыться дала, чистое полотенце принесла, отвела казака в горницу, накормила, на чистую кровать спать уложила, а сама села в головах, сидит — мух отгоняет.

Залюбовалась Груня красотой казака: чуб казачий на белый лоб падает, от длинных ресниц тень на белые щеки ложится, грудь богатырская, как волна, вздымается.

Положила Груня тихонько руку свою на белый лоб молодца, а казак во сне взял Грунину руку и поцеловал крепко. Испугалась Груня, отдернула руку, а на том месте, где поцеловал казак, горит рука, как огнем обожженная.

Поспал-поспал казак, встал поутру, попрощался с Груней, сел на своего быстроногого скакуна и умчался.

Опять живет Груня в тоске да в обиде, живет — ни на кого не жалуется, вспоминает часто казака-молодца, вспоминает да горько вздыхает:

— Где мне, уродине несчастной, о добром молодце думать? Собаки и те боятся смотреть на меня…

Вот год проходит, два проходят, прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, идет обратно войско казачье с песнями, с шутками-прибаутками, идет люди радуются, зазывают казаков доброй браги откушать, белого калача отведать.

А к Груниному отцу заехал самый главный командир из войска их. Молод он был, красив и очень храбр — о геройстве его уже на Дону песни пели. Пошел он на войну простым казаком, а стал командиром главным.

Мачеха Грунина свою дочку Улиту наряжает, косы ей заплетает, на руки билезики — красивые браслеты — надевает. Еще краше становится Улита. Взглянешь на нее — глаз не отведешь.

А Груня полы моет, на стол кушанья подает, брагу ставит.

Вот сели все за стол, взял командир казачий кубок, крепкой бражкой наполненный, поднял его и повел такую речь:

— Шел я когда на войну с ворогами, притомился с дороги да и зашел в курень казацкий отдохнуть. Лег я спать, и приснился мне сон такой: пришла в горницу девица, села возле меня и сидит, смотрит на меня, сон мой сторожит.

Добрая эта девица была, а какая она лицом — не ведаю. Крепко спал я тогда и запамятовал. Встал я поутру, оседлал коня и уехал. Еду и диву дивуюсь: «Никогда во мне силы молодецкой такой не было! Встретил бы горы тогда — горы свернул. Откуда, думаю, сила эта богатырская во мне?» Повстречалась мне тогда старушка древняя, остановила меня и молвила:

«Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе — от сердца девицы перешла, от доброты ее. Запамятовал ты, добрый молодец, как поцеловал ты руку девицы той. А быть тебе добрым мужем девицы той. И найдешь ты ее так: на правой руке у нее будет отметинка, и не исчезнет она у нее до тех пор, пока ты не найдешь свою суженую. Лучшей невесты не ищи, ласковое сердце — дороже красоты».

— Сказала так старушка, поклонилась и пошла. С тех пор и ищу я свою суженую, нет мне в сердце покоя. Найду ее — в ноги поклонюсь ей за то, что силу она мне такую дала, и будет она мне женою верною.

Пока говорил так казак, встала Груня, вышла на крыльцо, села, сидит, думу думает. Узнала она того казака, который ей руку целовал, а признаться не может ему: куда ей такой добру молодцу сказываться!

Сидит она пригорюнившись, сидит, вдруг слышит — Улита зовет ее. Подошла к ней Груня, а Улита спрашивает:

— А чего это у тебя, сестрица, правая рука всегда перевязана?

Смутилась Груня, покраснела и отвечает:

— Рубила я дрова да топором и ударила. Никак вот не заживает рука…

А Улита уже догадалась обо всем, злые глаза так и бегают, сердце щемит от зависти.

— А чего ты встала из-за стола, сестрица? — спрашивает она Груню.

— Пить мне захотелось, Улита.

— А иди сюда, я тебе дам водицы, сестрица, — говорит Улита.

Подошла Груня к ней, взяла чашку с водой, выпила и упала замертво: подсыпала ей Улита яду крепкого, смертного.

Схватила ее Улита, оттащила в чулан, бросила, а сама сделала себе на правой руке такую же отметинку, какая у Груни была, обмотала тряпкой и пошла опять в горницу.

Увидал ее обмотанную руку молодой казак, спрашивает:

— А что это у тебя, девица? Аль поранила где, аль ушиблась?

Подошла Улита к нему и говорит:

— Я та самая девица, которой ты руку поцеловал. Вот и отметинка на руке, не заживает с тех пор. Забыл ты, добрый молодец, как сидела я около тебя, сон твой сторожила…

Обрадовался казак, велел все войско свое собрать, свадьбу готовить. Собрались на свадьбу воины, все люди служивые, пришли старики, старухи и дети малые. Начался тут пир горой.

День гуляют казаки, два гуляют, а на третий день входит в горницу старушка древняя, волосы, как нитки серебряные — седая вся. Вошла, посохом о пол стукнула и так молвила:

— Шла я, старая, через леса и горы, через луга и пашни и пришла вовремя: не кончилась еще свадьба, не свершилось еще дело злое.

Взяла она командира казачьего за руку, привела в чулан, а там лежит Груня, лицо у нее посинело, страшное стало.

Брызнула старушка на Груню живой водой, открыла глаза девушка, а в глазах столько доброты, будто от самого сердца идет.

Узнал тут казак девушку, обнял ее и сказал:

— Доброе сердце дороже красоты. Будешь ты женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти.

Пришли они в горницу, поклонились старому казаку, отцу Груниному, сели за стол, крепкой бражки выпили.

А старушка подошла к Улите и сказала:

— Нельзя с таким сердцем с людьми жить, злая девица. Будешь ты отныне ползать по дну Тихого Дона, и не знать тебе ни добра, ни ласки человеческой. А за то, что смеялась ты над горем людским, — будешь ты всегда горб на себе носить.

Сказала так старушка, ударила ее посохом своим — и превратилась злая Улита в маленькую улитку-горбатку.

А потом обернулась старушка к Груне, дотронулась до нее своей рукой и сказала:

— А ты, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.

И стала Груня такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обнялись они с молодым казаком, поклонились старушке, чарку бражки крепкой ей поднесли, спасибо сказали.


И стали они с той поры жить-поживать, детей растить, да старых людей уважать.

А улитка-горбатка так и ползает с тех пор по дну Тихого Дона да в озерах синих, в реках прозрачных.

Ползает и не знает ни добра, ни ласки человеческой.



Сегодня для вас показывали сказку ребята 4 «б» класса:

Казак, отец Груни – Сокиренко Адам Мачеха – Рябкова Екатерина Старушка – Романова Нелли Улита – Ростовская Карина Груня – Таегян Вероника Молодой казак – Зимаев Даниил



Давайте поаплодируем нашим артистам.



Ребята, следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты.

     Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений. Наверно вы заметили, что в сказке звучали необычные для нашего слуха слова, такие как « курень, не ведаю, запамятовал и многие другие.» Эти слова называются – диалектные. В казачьих сказках, как и в других жанрах казацкого фольклора, прежде всего бросаются в глаза именно диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его ярким, красочным, эмоциональным.   Следует отметить так же что слова такого рода стали не только использовать писатели в своих произведениях, но их используют обычные люди  и в повседневной речи.

  А теперь ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая и покажет насколько хорошо вы понимаете  диалектные слова, характерные для говора казаков. 

Игра

Я называю вам слово, а вы говорите его обозначение:
Гуртоваться – собираться в стадо, сплачиваться, объединяться.
Гэть – долой, вон.
Дебёлый – упитанный, плотный, толстый.
Зоревать – спать, досыпать на рассвете.
Кохать – заботливо растить, холить, лелеять.
Кочет – петух.
Кубыть- может быть
Курень  - жилище казаков.
Погодь – подожди.
Рушник – полотенце.
Теперича – сейчас.
Чикиляет - идет
Худоба – рогатый скот.
Шкодить – вредить, причинять ущерб.

В конце игры награждение победителей.



Закончить наше мероприятие я хочу такими словами:

- Сказочный мир неповторим. В нем отразилась жизнь с ее заботами и трудностями, любовь, разлука, верность, храбрость и смекалка. В казачьих сказках слилась воедино поэзия народа и его мудрость. Сказка ведет к добру. « Так быть добру на Дону сверху донизу и снизу доверху! »




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Доброе сердце дороже красоты"

Автор: Гнеуш Татьяна Сергеевна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект занятия по программе «Сказка ложь...» Сказка «Доброе сердце дороже красоты» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-zaniatiia-po-proghrammie-skazka-lozh-skazka-dobroie-sierdtsie-dorozhie-krasoty"
    ["file_id"] => string(6) "211095"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431538508"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по литературному чтению на тему:Работа с притчей "Самое прекрасное сердце" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-rabota-s-pritchiei-samoie-priekrasnoie-sierdtsie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "133238"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416485248"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок "Истоки" по теме : "Добрый человек в доброте проживёт век." "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-istoki-po-tiemie-dobryi-chieloviek-v-dobrotie-prozhiviot-viek"
    ["file_id"] => string(6) "204571"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429693684"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Твори добро – внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов"
    ["seo_title"] => string(72) "tvori_dobro_vnieklassnoie_mieropriiatiie_dlia_uchashchikhsia_1_4_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "429458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1506228278"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Творческая работа: «С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность обучающихся» "
    ["seo_title"] => string(116) "tvorchieskaia-rabota-s-pomoshch-iu-ighrovykh-eliemientov-razvivat-poznavatiel-nuiu-dieiatiel-nost-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "101456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402417978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства