В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Переход на модель 12-летнего образования не значит лишь увеличение продолжительности периода обучения в средней школе, он заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни. Тема моего доклада «С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность обучающихся» неразрывно связана с темой опытно-экспериментальной работы школы. Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились "драгоценности нашего языка". Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету? Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков. Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах.
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.
Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры-путешествия – в «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков, в значительной степени повышает интерес учеников к изучению русского языка, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие).
На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывания ситуаций, работы в группах, ассоциаций, воспроизведения материала.
На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.
В 5 классе для лучшего усвоения темы “Одушевленные и неодушевленные существительные”я использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.
Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.
Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", я использую загадки , которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных.
При изучении темы "Имя существительное" и темы "Имя прилагательное" я провожу выборочные диктанты с использованием карточек. Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных.
После изучения темы "Качественные и относительные имена прилагательные" можно использовать игру "Четвертый лишний". Ребята находят "лишние" слова и объясняют их правописание.
Также провожу игры с целью развития наблюдательности у учащихся. При закреплении темы "Качественные и относительные прилагательные" применяю игру "Кто наблюдательнее? " Ребята записывают в свои тетради названия предметов, находящихся в классе. В один столбик записывают существительные с качественными прилагательными, а в другой - с относительными. Победители записали около 30 сочетаний существительное + прилагательное.
Игра "Кто наблюдательнее? " развивает внимание учащихся, улучшает их речь. При повторении суффиксов прилагательных и существительных провожу игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания: енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики с удовольствием составляли слова из двух полосок. Ребята также охотно пишут диктант - молчанку. Я показываю картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: гриб, морковь, лестница, карандаш, еж, сторож.
При изучении темы "Фонетика" также провожу игры.
1. Кто быстрее и больше запишет слов, в которых букв больше, чем звуков: конь, мель, печь.
2. Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т. д.
3. "Сквозная буква". Предлагаю ученикам считать одну из букв сквозной, т. е. стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова: река, песня, лесной и т. д.
При изучении темы "Словообразование" провожу игру "Семафор". Учащиеся записывают под диктовку пословицы и поговорки. Встречаясь с определенной орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, я поднимаю карточку с зеленым кружком. "Семафор" открыт, можно продолжать движение (т. е. писать дальше); в случае ошибки показываю карточку с красным кружочком: "семафор" закрыт. Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют ту часть слова, в которой встретилась эта орфограмма. Работа продолжается. Применение карточек активизирует работу учащихся, дает возможность в течение урока осуществлять постоянный контроль за каждым учеником. Игра "Найди родственное слово". На доске написаны слова: водоем, проводы, половодье, разводить, водопад, проводник, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение "вода"; вторая команда–слова с корнем, имеющим значение "водить". Корни выделяются, устно объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их.
При изучении темы «Словосочетание» провожу игру «Карта бита». В игре принимают участие от двух до пяти человек. Каждому играющему раздается по пять карт, на которых написано по одному предложению. Первый играющий (решается жребием) называет свое условие игры. Например: в словосочетании (называется словосочетание из предложения одной из карт) вид связи – управление. Это значит, что можно скинуть карты, в предложениях которых есть словосочетание с названным видом связи. Каждый игрок имеет право скинуть только одну карту, при этом назвав словосочетание. Тот играющий, который назвал словосочетание неверно, забирает все скинутые карты. Если ошибся первый ходящий, то все скидывают карты с названным видом связи в словосочетании, а затем озвучивается ошибка и первый игрок забирает карты. После первого хода играющие добирают карты до пяти из стопки. Побеждает тот, кто быстрее всех скинет все карты. При изучении темы "Назывные предложения" провожу игру "Свои предложения". За десять минут учащиеся должны записать как можно больше назывных предложений. Например, Утро. Зимний день. Мой дом. Школа.
Работа в группах.
Игра «Незаконченное предложение». Закончи пословицу.
Добрый человек,…что солнце и луна.
Не желай зла другим,…сам будешь наказан.
Добро совершить…никогда не поздно.
Человек красив…делами.
Красота сердца…дороже красоты лица.
Работа в парах.
Словесные ассоциации.
- Доброта – это… Любовь – это… Счастье – это…
Воспроизведение информации.
Например, воспроизведение отрывка из сказки Х. К. Андерсена «Ромашка».
Ролевая игра (инсценирование отрывков из сказок, произведений, проигрывание ситуаций).
Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекает в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся открытыми и доверчивыми. Ученик учится высказывать свое и оспаривать чужое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:
«Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
«Звук играет в прятки»
Подбери слово так, чтобы заданный звук стоял в разной позиции (на первом, втором третьем месте.)
Звук р - рот, арбуз, карман, астра.
«Веселые бусы»
Составь из букв, написанных в длинных бусах, слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. О. А. Степанова. О. А. Рыдзе. «Дидактические игры на уроках русского языка»
2. Н. Винокурова «Интеллектуальные игры»
3. Т. И. Линго. «Игры, ребусы, загадки»