ЦЕЛЬ:
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ ОБРАЗОВ ПРИТЧИ.
ЗАДАЧИ:
- СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ.
СОДЕЙСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ, ЧИТАТЬ «МЕЖДУ СТРОК».
2 .РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ, ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ; ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРНЫЙ
ЗАПАС УЧЕНИКОВ.
- ВОСПИТЫВАТЬ ЭМПАТИЮ, СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ И СИТУАЦИИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СТЕРЕОТИПОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ.
ВОСПИТЫВАТЬ КУЛЬТУРУ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать притчу с остановками и получать пищу для новых размышлений. Продолжим учиться прогнозировать по таблице «Что? Кто? Когда? Где? Как? Поиграем в интересную игру в которой вы сами сможете отслеживать свои эмоциональные реакции.
3.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
-Что же такое притча? (из словаря С.И. Ожегова)
ПРИТЧА – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение(премудрость).
Свойство притчи – её кратность, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запомнились.
По содержанию притча близка к басне.
Притча: жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера.
Притчи – это сказки для взрослых. В них столько вековой мудрости, тонкости и смысла. Но есть и много интересных притч и для детей.
Притчи – это искусство слова попадать прямо в сердце!
Мудрость древних была сохранена и передана нам в притчах.
Притчи – это рассказы для души.
Притча, это как свечка, которую зажгли в подсвечники и накопили в сердце любовь к ней.
Скажу питчу и поищу драгоценную жемчужину в море мысли.
Притчи подобны зерну, которое, попадая в благоприятную почву, даст и прекрасные всходы. Именно притчи несут в себе постоянную мудрость.
- Какие притчи вам известны?(БИБЛЕЙСКИЕ, АВТОРСКИЕ)
- На какие темы написаны притчи? ( ПРИТЧИ ВСЕХ ВРЕМЁН И НАРОДОВ. НАПИСАНЫ ОБО ВСЁ, ЧТО МЫ ВИДИМ).
Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обсуждения и общения.
Послушайте ПРИТЧУ О МУДРОМ ВОСПИТАНИИ и постарайтесь понять её.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как не старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно…
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец –и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с бесценным даром хоть немного аккуратней?
Вывод: Сердце – это бесценный дар, которое нужно беречь
4.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Большое сердце
Сердце изо льда
Сердце кровью обливается
Сердце не лежит к чему-либо
Сердце оборвалось
Сердце ушло в пятки
Вырвать из сердца
Веление сердца
- Какое слово повторялось в каждом фразеологизме? (СЕРДЦЕ)
- КАК ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ? (написаны на доске)
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей. (Ибрахим Хушри)
Рассудок никогда не плачет, это не его дело, а сердце никогда не рассуждает – оно нам не для этого дано. (Жорж Санд)
Вывод: У сердца есть особая функция.
ИГРА «БУМАЖНОЕ СЕРДЕЧКО»
Перед вами лежит бумажное сердечко.
Представьте себе ситуацию: человек, который вам очень дорог, чем-то вас обидел, разочаровал, совершил какой-то возмутительный поступок. Попробуйте мысленно сказать ему, что вы о нём думаете, что вы чувствуете. На каждую фразу согните бумажное сердечко.
А теперь представьте, что прошло время, ваши отношения вновь наладились, вы этого человека полностью простили. Мысленно скажите этому человеку какие-нибудь приятные, тёплые слова. Например, вы можете сказать ему, как он вам дорог, как вы его уважаете и цените, как важно для вас сохранить с ним хорошие отношения. На каждую фразу разглаживайте бумажное сердечко.
Посмотрите, как выглядит бумажное сердечко теперь.
Вывод: ВСЕ НЕГАТИВНЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ ОСТАВЛЯЮТ ШРАМЫ НА СЕРДЦЕ. КАЖДЫЙ ШАГ ОСТАВЛЯЕТ СЛЕД.
Именно эти слова я выбрала в качестве эпиграфа урока.
5.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Сегодня мы читаем притчу «Самое прекрасное сердце».
ПРОГНОЗ ПО НАЗВАНИЮ (таблица «Что? Кто? Когда? Где? Как?) Письменная работа.
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
6. РАБОТА С ТЕРАДЬЮ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ.
ВЫБРАТЬ ИЗ КОПИЛКИ СЛОВ СВОЁ СОСТОЯНИЕ, НАСТРОЕНИЕ.(Например: ожидание, восхищение ,удивление, счастье и т.д.)
7. ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИТЧИ (повторное чтение всего текста)
Послушайте притчу ещё раз и подумайте, что вас потрясло? Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировало вас?
8.ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОГНОЗУ
Заполнить таблицу в столбцах после чтения.
- Что совпало с предварительным прогнозом?
9. АНАЛИЗ ТЕКСТА
Вернёмся к вопросу «Кто?». Как вы думаете, почему в притче именно такие герои: старик и молодой человек? Не два парня, не два старика, не парень и девушка, а именно юноша и старик?
Прозвучала мысль, что этот солнечный день стал переломным в жизни юноши.
Давайте попробуем охарактеризовать парня до встречи со стариком и после. Красным цветом обведите те слова, которые описывают, каким был юноша, а зелёным те слова, которые показывают, каким он стал.
Мог ли старик пройти мимо? Почему он так поступил?
Как вы думаете, для кого эта встреча была более важной: для юноши или старика?
Имела ли значения для старика?
ЮНОША ПРИНЯЛ В ДАР ОПЫТ, ЗНАНИЕ, ОН ПОМЕНЯЛ СВОЁ МИРООЩУЩЕНИЕ, ОН СТАЛ ДРУГИМ.
А старик? Получил ли он что-нибудь для себя?
Старик в этой притче отдавал людям кусочки своего сердца.
- Как вы считаете, задумывался ли он о том, что в какой-то момент сердца может на всех не хватить? Можно ли дозировать чувства, отмерять определённое количество любви?
ИГРА «ПОДАРИ ЧАСТИЧКУ СЕРДЦА»
Сейчас мы попробуем тоже делиться кусочками сердца. Вы можете обмениваться половинками сердец.
«4 УГЛА»
Попробуем подвести итог урока и определить, о чём всё-таки притча и чему она нас научила. В 4-х углах класса вы видите высказывания. Прочтите их внимательно и сделайте свой выбор: какое из высказываний, на ваш взгляд. Наиболее точно и полно выражает суть притчи, её главную мысль.
КРАСОТА СЕРДЦА ДОРОЖЕ КРАСОТЫ ЛИЦА.(Японская мудрость)
ОДНИ СЛЕПЫ ГЛАЗАМИ, ДРУГИЕ – СЕРДЦЕМ. (Индийская мудрость)
ТОТ, КТО УКАЗЫВАЕТ НА ТВОИ НЕДОСТАТКИ, НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ВРАГ,
ТОТ, КТО ГОВОРИТ О ТВОИХ ДОСТОИНСТВАХ - НЕ ВСЕГДА ТВОЙ ДРУГ. (Китайская пословица)
СТРАДАНИЕ И БОЛЬ ВСЕГДА ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ШИРОКОГО СОЗНАНИЯ И ГЛУБОКОГО СЕРДЦА. (Достоевский Фёдор Михайлович).
Относитесь ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с тобой груб. Не потому, что они достойные люди, а потому, ЧТО ТЫ ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК!
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Я не ожидал, что…
Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать отзыв о притче; сочинить свою притчу