Мероприятие разработано и проведено в связи с объявленным годом "Добро"
Ctrl+C
Твори добро – внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов
Цели: воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерант-ность; сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания школьни-ков о доброте и о её роли в жизни каждого человека; развивать у детей чувство товари-щества, взаимопомощи; развивать коммуникативные навыки; продолжить работу по формированию потребности в совершении добрых поступков; создать условия для выражения учащимися собственного мнения.
Оборудование: бумажная кукла; лепестки ромашки; словарь Ожегова; листочки с вы-сказываниями великих людей
Ход мероприятия
I.Приветствие
II. Вводная часть
-Сегодня мы поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
(Читает стихотворение Белова Виктория)
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье,
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других,
Позабыть не даёт.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
О каком качестве пойдет речь? (о доброте)
III.Основная часть
- Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопе-реживание, внимание, доброжелательность?
-Доброта… Добро… Что же это такое?
-Прочитаем высказывания великих людей.
- Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
- Доброта лучше красоты. ( Г. Гейне)
- Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Л. Н. Толстой)
- Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)
- Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен)
- А как об этом говорит Ожегов ? (Зачитываем словарную статью из словаря Ожегова)
- Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
- Добро век не забудется.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит
- От добра добра не ищут.
- Доброе сердце лучше богатства.
- Доброе слово – половина счастья.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Не ищи красоты – ищи доброты.
- Доброе дело дороже богатства.
Игра «Соберите пословицу»(дополнительно, если дети не назовут пословицы самостоятельно)
Жизнь дана на
Злое калечит
Доброе слово лечит, а
А его добрые дела
За добро
Говори смело
Про доброе дело
Добром плати
Не одежда красит человека
Добрые дела
-Да, у русского народа есть множество пословиц о добре и доброте. Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру«Сказка»
-Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось встретиться с Людоедом… (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
-Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – топайте ножками.
(Иван – царевич, Золушка, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, гуси-лебеди, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Баба-яга, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Так что же такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
- А сейчас мы рассмотрим такой случай из вашей школьной жизни.
- Сегодня, здесь в этом зале я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
- Помните, боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравится ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
- Не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
-Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
(Читает стихотворение Шкунова Ксения - Н. Тулупова «Доброта».)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
-Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Составим Ромашку Доброты. Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Запишите их на лепесточках ромашки и собе-рите ее? (Ответы учащихся). Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доб-роты и добрых дел.
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)
IV.Заключительная часть
- Наша встреча подходит к концу, и закончить его я хочу такой притчей.
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и поду-мал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомк-ну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к муд-рецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет
чудо. Сегодня, на нашей встрече, мы уже сотворили одно маленькое чудо, у нас зазеленело наше дерево Добра.
По древнеиндейской легенде бабочки — это чьи-то души, не улетевшие на небеса. И Бог послал их на землю исполнить назначение почтальонов. Если Вы возьмете бабочек в руки и нашепчете им свои желания. Бабочки обязательно доставят их на небо. Ваши мечты непременно исполнятся. Творите добро своими руками…
-Мне хотелось бы узнать изменилось ли, что в ваших сердцах?
- Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников озвучьте это, передавая этого медвежонка? (Ученики передают игрушку, высказывая свое мнение).
(Чтение стихотворения М. Лисянского – Шкунова Ирина)
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
- Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Маленькая быль о доброте.
Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока! И тот стакан — дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта! Минуло много лет… и доктором он стал. Вперед его жизнь потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта!… Квитанцию к оплате принесли, "Всю жизнь платить!" — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам! От радости заплакала она! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Звучит песня «Дорогою добра»