kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа "Слова Абая- голос самого народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Карпова И.Н. библиотекарь

КГУ"Экономический лицей",Казахстан,г.Семей.

 

Беседа

«Слова Абая – голос самого народа»

 

                                                 «    Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая –        
                                                     это дыхание времени, голос самого народа.       
                                                     Сегодня голос поэта сливается с нашими голосами,       
                                                     крепнет и набирает новую мощь »
                                                                                                                            Мухтар Ауэзов   

 Назидания Абая приобретают особую актуальность в наши дни, когда решается судьба Казахстана в процессе демократизации общественной жизни. В этот сложный период гарантами нашего продвижения к намеченной цели являются межнациональное согласие, стабильность и объединение усилий людей для созидательного труда.

Величие Абая состоит в том, что он не замыкался в рамках узконациональных интересов. Выражая думы и чаяния своего народа, он поднялся до признания общечеловеческих ценностей.

Вся жизнь т творчество поэта-мыслителя служат примером самосовершенствования и самовоспитания личности. Его пытливый ум , вобравший в себя немало народной мудрости, обогатился достижениями мировой общественной мысли.По словам Абая, человек утверждается на земле, постигая тайны явления природы или делая определенные  предположения на этот счет.

Со времён Абая прошло много лет, сменилось несколько поколений, но «Слова назидания» сегодня актуальны как никогда, они являются ориентиром в жизни для каждого из нас. Образный и точный прекрасный язык "Слов назидания", изумительная стилистическая отделка, искренность и человечность поэта, его высокая устремленность и могучая мудрость ставят эту книгу в ряд гениальных литературных памятников человечества.

* * *

Сорок пять Слов - это своеобразные лирико-публицистические, социаль­но-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действитель­ности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.

По объему и характеру "Слова" Абая не одинаковы, не однородны. Несколько выделяется "Двадцать седьмое слово", которое написано в форме диалога Сократа со своим учеником Аристодемом на тему о том, какими высокими качествами наделил человека бог и каким "вечным должником" бога является человек за то, что он "удостоен его любви". Несколько особняком также стоит "Тридцать седьмое слово". Оно состоит из двадцати трех афоризмов, не имеющих прямой связи с основной тематикой бесед. 

"Слова" можно сгруппировать вокруг нескольких основных тем. Первая - это "Слова" об общественном строе и административном управлении. К этой группе можно отнести третье, восьмое, двадцать второе, тридцать девятое, сорок первое, сорок второе "Слова". В них затрагиваются и другие темы. Но основными все же являются рассуждения, связанные с формой правления в степи.

Следующая тематическая группа прозаических "Слов" состоит из рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта.

Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его "Словах". Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. "Надо создать школы,-писал он в "Сорок первом слове",-надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся". 

Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и наряду с осуждением все время наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый исправлял свои недостатки и недостатки своих детей. "Если б в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим", - писал он в "Тридцать седьмом слове". 
В беспощадной критике зла и несправедливости с целью преодоления всех отрицательных черт и свойств человеческого характера и доведения Абай видел одну из своих основных задач.  

Как и в поэзии, в прозе Абая солидное место занимает тема труда. Многие пороки современников подвергались поэтом критике и осмеянию. Об этом Абай особенно страстно пишет в сорок втором, сорок третьем "Словах". "Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. Если бы он занимался хлебопашеством или торговлей, у него не оставалось бы и мало-мальски свободного времени на глупости". Далее автор рисует картину и плоды этого безделья. Он считает, что именно "безделье превратило казаха в бродягу. Выпросив у кого-нибудь на время лошаденку, он скитается из одного аула в другой, чтобы жить на дармовщину, или собирает сплетни, стараясь вовлечь людей в интриги н рассорить их, или же сам вместе с подобными себе строит другим козни. Честный труженик посчитал бы такую жизнь "собачьей". Отсюда и страстный призыв Абая к честному труду, к ведению хозяйства, к овладению ремеслом, к занятию земледелием, скотоводством и т. д.  

Философски осмысляется Абаем высокая роль и значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека, народа и родины. "Ум и знания-плоды труда",-пишет он в "Сорок третьем слове".

Одной из пяти главных тем прозаических назиданий и наставлений Абая являются вопросы, связанные с религией. Будучи идеалистом по своим философским воззрениям, Абай в своих нравоучениях "иногда ссылается на моралистические  догмы ислама. При этом апологетику ислама он истолковывает в духе идеалистической морали" (М. Ауэзов). Но его отношение к служителям ислама - муллам, хазретам, ишанам и т. д. всегда сугубо критическое, саркастическое.

Различая эксплуататорскую верхушку своего народа и бедноту, Абай все острие критики направляет на тех, кто сидит на шее народа. О бедном трудовом народе он постоянно пишет с сочувствием и любовью. Характерно его собственное признание: "А если бы не любил, то не разговаривал, бы с сородичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли". В то же время он выступал за искреннюю дружбу с другими народами, за то, чтобы родной народ учился у передовых "великой цели", "общей правде". С позиций интернационализма и гуманизма Абай писал: "Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о нем, как о сознательном и честном человеке".

Общеизвестно особое отношение Абая к России, к русской культуре, к которой он питал неизменное уважение. "Двадцать пятое слово" целиком посвящено размышлению о значении русской культуры и русской науки для просвещения казахского народа. "Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру". Трудно переоценить значение этой программы для просвещения казахского народа, для его исторически сложившейся дружбы с великим русским народом и приобщения к его культуре.

Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: "Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли". Именно в концовке этой фразы, в призыве бороться за "равноправное положение нашего народа среди других народов" лежит самый глубокий корень того обстоятельства, что последующее за Абаем поколение интеллектуалов, объединившихся вокруг Алаш-Орды, воспринял Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации. Это Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, вся блестящая плеяда талантливых деятелей начала и первой трети ХХ века, уничтоженных безжалостной рукой большевистской опричнины. Двигаясь в русле абаевского наследия, последователи Абая смогли поднять его на новую высоту. Прежде всего они создали круг интеллектуального общения, то, чего не доставало Абаю, чувствовавшему себя в духовном вакууме. Абай как Валиханов и Алтынсарин, по сути дела действовали в одиночку, предпринимая индивидуальные усилия. Во-вторых, продолжатели заветов Абая связывали общие нравственные требования с конкретной политической программой обретения независимости и социально-экономического прогресса. Эта высота была утрачена за годы тоталитарного режима. Возврат к ней на новом витке истории, когда Казахстан юридически обрел независимость, был бы лучшим памятником Абаю.

Читая Абая, мы представляем прошлое, настоящее и будущее казахского народа. Зернышки, некогда  посеянные властелином человеческой души, в последующем дадут благотворные всходы.

Нравственные идеи Абая - идеология нашего молодого государства. Только единство и дружба народов республики помогут нам твердо встать на путь цивилизованных стран.

 

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Слова Абая- голос самого народа" »

Беседа

«Слова Абая – голос самого народа»



                                                 «    Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая –        
                                                     это дыхание времени, голос самого народа.       
                                                     Сегодня голос поэта сливается с нашими голосами,       
                                                     крепнет и набирает новую мощь »
                                                                                                                            Мухтар Ауэзов   

Назидания Абая приобретают особую актуальность в наши дни, когда решается судьба Казахстана в процессе демократизации общественной жизни. В этот сложный период гарантами нашего продвижения к намеченной цели являются межнациональное согласие, стабильность и объединение усилий людей для созидательного труда.

Величие Абая состоит в том, что он не замыкался в рамках узконациональных интересов. Выражая думы и чаяния своего народа, он поднялся до признания общечеловеческих ценностей.

Вся жизнь т творчество поэта-мыслителя служат примером самосовершенствования и самовоспитания личности. Его пытливый ум , вобравший в себя немало народной мудрости, обогатился достижениями мировой общественной мысли.По словам Абая, человек утверждается на земле, постигая тайны явления природы или делая определенные предположения на этот счет.

Со времён Абая прошло много лет, сменилось несколько поколений, но «Слова назидания» сегодня актуальны как никогда, они являются ориентиром в жизни для каждого из нас. Образный и точный прекрасный язык "Слов назидания", изумительная стилистическая отделка, искренность и человечность поэта, его высокая устремленность и могучая мудрость ставят эту книгу в ряд гениальных литературных памятников человечества.

* * *

Сорок пять Слов - это своеобразные лирико-публицистические, социаль­но-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действитель­ности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.

По объему и характеру "Слова" Абая не одинаковы, не однородны. Несколько выделяется "Двадцать седьмое слово", которое написано в форме диалога Сократа со своим учеником Аристодемом на тему о том, какими высокими качествами наделил человека бог и каким "вечным должником" бога является человек за то, что он "удостоен его любви". Несколько особняком также стоит "Тридцать седьмое слово". Оно состоит из двадцати трех афоризмов, не имеющих прямой связи с основной тематикой бесед. 

"Слова" можно сгруппировать вокруг нескольких основных тем. Первая - это "Слова" об общественном строе и административном управлении. К этой группе можно отнести третье, восьмое, двадцать второе, тридцать девятое, сорок первое, сорок второе "Слова". В них затрагиваются и другие темы. Но основными все же являются рассуждения, связанные с формой правления в степи.

Следующая тематическая группа прозаических "Слов" состоит из рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта.

Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его "Словах". Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего народа. "Надо создать школы,-писал он в "Сорок первом слове",-надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся". 

Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и наряду с осуждением все время наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый исправлял свои недостатки и недостатки своих детей. "Если б в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим", - писал он в "Тридцать седьмом слове". 
В беспощадной критике зла и несправедливости с целью преодоления всех отрицательных черт и свойств человеческого характера и доведения Абай видел одну из своих основных задач.  

Как и в поэзии, в прозе Абая солидное место занимает тема труда. Многие пороки современников подвергались поэтом критике и осмеянию. Об этом Абай особенно страстно пишет в сорок втором, сорок третьем "Словах". "Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. Если бы он занимался хлебопашеством или торговлей, у него не оставалось бы и мало-мальски свободного времени на глупости". Далее автор рисует картину и плоды этого безделья. Он считает, что именно "безделье превратило казаха в бродягу. Выпросив у кого-нибудь на время лошаденку, он скитается из одного аула в другой, чтобы жить на дармовщину, или собирает сплетни, стараясь вовлечь людей в интриги н рассорить их, или же сам вместе с подобными себе строит другим козни. Честный труженик посчитал бы такую жизнь "собачьей". Отсюда и страстный призыв Абая к честному труду, к ведению хозяйства, к овладению ремеслом, к занятию земледелием, скотоводством и т. д.  

Философски осмысляется Абаем высокая роль и значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека, народа и родины. "Ум и знания-плоды труда",-пишет он в "Сорок третьем слове".

Одной из пяти главных тем прозаических назиданий и наставлений Абая являются вопросы, связанные с религией. Будучи идеалистом по своим философским воззрениям, Абай в своих нравоучениях "иногда ссылается на моралистические  догмы ислама. При этом апологетику ислама он истолковывает в духе идеалистической морали" (М. Ауэзов). Но его отношение к служителям ислама - муллам, хазретам, ишанам и т. д. всегда сугубо критическое, саркастическое.

Различая эксплуататорскую верхушку своего народа и бедноту, Абай все острие критики направляет на тех, кто сидит на шее народа. О бедном трудовом народе он постоянно пишет с сочувствием и любовью. Характерно его собственное признание: "А если бы не любил, то не разговаривал, бы с сородичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли". В то же время он выступал за искреннюю дружбу с другими народами, за то, чтобы родной народ учился у передовых "великой цели", "общей правде". С позиций интернационализма и гуманизма Абай писал: "Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о нем, как о сознательном и честном человеке".

Общеизвестно особое отношение Абая к России, к русской культуре, к которой он питал неизменное уважение. "Двадцать пятое слово" целиком посвящено размышлению о значении русской культуры и русской науки для просвещения казахского народа. "Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру". Трудно переоценить значение этой программы для просвещения казахского народа, для его исторически сложившейся дружбы с великим русским народом и приобщения к его культуре.

Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: "Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли". Именно в концовке этой фразы, в призыве бороться за "равноправное положение нашего народа среди других народов" лежит самый глубокий корень того обстоятельства, что последующее за Абаем поколение интеллектуалов, объединившихся вокруг Алаш-Орды, воспринял Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации. Это Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, вся блестящая плеяда талантливых деятелей начала и первой трети ХХ века, уничтоженных безжалостной рукой большевистской опричнины. Двигаясь в русле абаевского наследия, последователи Абая смогли поднять его на новую высоту. Прежде всего они создали круг интеллектуального общения, то, чего не доставало Абаю, чувствовавшему себя в духовном вакууме. Абай как Валиханов и Алтынсарин, по сути дела действовали в одиночку, предпринимая индивидуальные усилия. Во-вторых, продолжатели заветов Абая связывали общие нравственные требования с конкретной политической программой обретения независимости и социально-экономического прогресса. Эта высота была утрачена за годы тоталитарного режима. Возврат к ней на новом витке истории, когда Казахстан юридически обрел независимость, был бы лучшим памятником Абаю.

Читая Абая, мы представляем прошлое, настоящее и будущее казахского народа. Зернышки, некогда посеянные властелином человеческой души, в последующем дадут благотворные всходы.

Нравственные идеи Абая - идеология нашего молодого государства. Только единство и дружба народов республики помогут нам твердо встать на путь цивилизованных стран.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Беседа "Слова Абая- голос самого народа"

Автор: Карпова Ирина Николаевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Эссе "Абай и Пушкин" "
    ["seo_title"] => string(20) "essie-abai-i-pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "170999"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423630545"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Классный час на тему "О той, кто дарует нам жизнь и тепло" "
    ["seo_title"] => string(59) "klassnyi-chas-na-tiemu-o-toi-kto-daruiet-nam-zhizn-i-tieplo"
    ["file_id"] => string(6) "189239"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426845595"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "ИЛЬЯС ЕСЕНБЕРЛИН  100 лет со дня рождения "
    ["seo_title"] => string(49) "il-ias-iesienbierlin-100-liet-so-dnia-rozhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169649"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423450984"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока помузыке в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-pomuzykie-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168864"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423310926"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Классный час: «Без труда ничего не дается»."
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi-chas-biez-truda-nichiegho-nie-daietsia"
    ["file_id"] => string(6) "286361"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454331761"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства