Подготовила: учитель начальных классов
КГУ «СШ имени Т. Аманова»
Ясавина Татьяна Александровна
Классный час
Тема: «Без труда ничего не дается».
Цели:
1. Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда. На примерах литературных произведений показать, что все в жизни достигается через труд.
2. Развивать умение младших школьников работать в группе, развивать память, мышление, творческие способности.
3. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность. Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Тематическая беседа.
4. Физкультминутка.
5. Игровые упражнения. Работа в группах сменного состава.
6. Работа по профориентации.
7. Итог.
8. Рефлексия.
Содержание классного часа
Оборудование: ТСО (мультимедиа), карточки 4 цветов,
карточки с заданиями.
Оформление кабинета: выставка поделок технического творчества учащихся, выставка сочинений «Профессия моей мамы (бабушки)», книжная выставка (журналы, книги, энциклопедии о труде, о профессиях).
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели.
- Прослушайте выступление своих одноклассников и определите главную мысль стихотворения.
Нетрудно, ребята нам песенку спеть,
Нетрудно, а все-таки надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать
И дело любое уметь выполнять.
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись смастерить,
Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и везде помогает она.
Умей, если нужно, заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в учебе, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
- О чем идет речь в стихотворении?
- Что советует читателям автор?
- Определите тему классного часа.
- Что вам необходимо понять?
- Почему я решила провести классный час на эту тему?
1 слайд
Классный час
Без труда ничего не дается
3. Тематическая беседа.
- Для чего каждому человеку необходимо трудиться?
- Каким бывает труд?
- Назовите профессии, которые относятся к физическому труду.
- Назовите профессии, которые относятся к умственному труду.
- Какой труд важнее? Докажите свой ответ.
- Многие известные люди нашей страны писали о важной роли труда в жизни человека.
2 слайд
А.П.Чехов: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни»
А.Т.Твардовский: «Труд делает человека красивым»
- Как вы понимаете эти высказывания?
- Кто согласен? Почему?
- Кто не согласен? Обоснуйте ответ.
Чтение и анализ текстов из литературных произведений
Учитель. Послушайте притчу.
При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».
- Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются.)
К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!», «Слабое звено» и т. д. То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своем желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.
(Учитель читает текст.)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.
Л.Н. Толстой
- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (Дети отвечают.)
- Народ тоже создал множество пословиц и поговорок о труде. Вы выполняли задание – находили эти пословицы и поговорки. Давайте проверим, что у вас получилось.
Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.
• Будешь трудиться, будешь кормиться.
• Знания не кошель: за плечами не носить.
• Дело мастера боится.
• Каков мастер, такова и работа.
• Труд кормит, а лень портит.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Корень учения горек, да плод его сладок.
• Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
Вопросы
- О чем эти пословицы?
- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?
- Какое значение имеет учеба в жизни человека? (Дети отвечают.)
Учитель. Учение - это большой труд. От человека требуется
быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда все легко получается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, чтобы каллиграфически выводить буквы, вам потребуется определенное время. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?
«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие - это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Великий полководец А.В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым.
Валентина Терешкова путем изнурительных тренировок и прилежной учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.
Абай Кунанбаев в 13 лет овладел арабским, персидским и русским языкам. Одновременно учился в мусульманской и русской школе. Благодаря этому труду он стал известным композитором, поэтом переводчиком мыслителем.
- А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»? (Дети отвечают.)
Если заглянем в словарь С.И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный - делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный - отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите. (Дети отвечают.)
- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)
Чтение рассказа
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть пришел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.
- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.
- Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нет. Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут
женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну, что? Каковы наши сыновья?
- А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.
В. Осеева
Учитель. Почему старичок так ответил женщинам? (Дети отвечают.)
Старательный человек бережет время свое и чужое. У него в жизни все четко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
- Давайте обратимся к выставке ваших поделок (некоторые продемонстрировать). Над каждым изделием вы хорошо потрудились, кто самостоятельно, кто в группе, кто вместе с родителями. Вы вложили в свою работу силы, средства и частицу души, поэтому изделия выглядят красиво, эстетично и привлекательно.
- Вспомните, какие правила необходимо соблюдать, выполняя любую работу?
- Я обобщила ваши ответы, давайте их еще раз озвучим.
3 слайд
Правила рабочего человека
1. Работай на своем рабочем месте.
2. Перед работой продумай, какие инструменты, материалы и литература тебе понадобятся.
3. Убери или выключи предметы, которые тебя будут отвлекать.
4. Соблюдай во время работы порядок.
5. Составь план работы.
6. Умей обращаться за помощью и принимать ее.
7. Работать надо дружно.
5. Физкультминутка.
Проводится зарядка для глаз и самомассаж лица.
6. Игровые упражнения.
- Выберите ответственного в своей группе, передайте ему сигнальную карточку. Карточка нужна, если у вас возникли вопросы, что-то непонятно или необходима помощь.
- Игра «Алфавит». На каждую букву алфавита вспомните, и напишите название профессий. (Работа идет 3 минуты, затем проверка- 4 слайд)
- Игра «Пантомима». Без помощи слов показать профессию.
ВРАЧ УЧИТЕЛЬ ПРОДАВЕЦ ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА
- «Ваше мнение». Закончите предложения.
Мы считаем, что самая трудная профессия …, потому что…
Мы считаем, что самая престижная профессия…, потому что…
Мы считаем, что самая интересная профессия…, потому что…
Мы считаем, что самая важная профессия …, потому что…
6. Работа по профориентации.
- Скоро вы, ребята, перейдете в 5 класс, незаметно пролетят школьные года и вам будет необходимо выбрать для себя профессию. Самое главное – не ошибиться, посмотреть на свои способности и интересы.
- Ваши родители, у кого-то уже старшие братья и сестры трудятся, приносят пользу себе, своей семье, своей Родине.
- Прослушаем некоторые сочинения о профессиях ваших мам и бабушек.
3 ученика зачитывают свои сочинения.
- Что же необходимо делать каждому из вас сейчас, чтобы стать достойными тружениками и гражданами нашей родины?
- Можно ли сказать, что учеба – это тоже труд? Докажите.
- Дайте советы детям, которые хотят хорошо учиться.
- Каким человеком тружеником и гражданином станет каждый из вас, зависит только от вас. Об этом надо помнить ежедневно.
- В библиотеке нашей школы вы можете посмотреть и почитать такие книги, журналы и энциклопедии о труде, о профессиях … (показать).
Чтение и анализ стихотворения
О человеке и его часах
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час.
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
Хороший был денек!
С. Баруздин
Рассуждение
Учитель. Поделитесь с одноклассниками, как вы планируете свой день, если у вас удачно, получается, распределять время. (Дети делятся своим опытом.)
- Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Таких людей, как правило, удача не посещает. Почему это происходит? (Дети высказывают свое мнение.)
Обобщение
Учитель. Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать:
• Придерживаться распорядка дня.
• Доводить начатое до конца.
• Отдыхать с удовольствием.
7. Итог.
8. Рефлексия.
5 слайд
На классном часе я понял…
Я хотел бы посоветовать…
Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что.