kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе "Абай и Пушкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Абай и Пушкин

                Абай был первым среди казахов, который познакомил и навсегда породнил свой народ с Пушкиным. Он первым в казахских степях стал пропагандистом и переводчиком произведений Лермонтова, Крылова, Салтыкова-Щедрина. Музыкальность и нежность произведений Пушкина, «железный стих» Лермонтова демократические убеждения Чернышевского и Белинского, поучительные басни Крылова и едкая сатира Салтыкова-Щедрина, гуманистические взгляды Л.Толстого – все это отразилось на поэзии Абая. Изучая раздел программы «Абай-переводчик», учитель заострит внимание школьников на то, что занимаясь переводами произведений выдающихся мастеров русского поэтического слова. Абай выполнил не только просветительскую задачу, но одновременно  проходил великолепную поэтическую школу мастерства.

                Казахский акын и русский поэт одинакова видели цель своей деятельности в беззаветном служении своему народу. Учитель напомнит учащимся слово Пушкина:

   …Неподкупный голос мой

      Был эхо русского народа

 А за тем приведет строчку из Абаевского стихотворения, где акын с гордостью заявляет:

  …Народу отдал я любовь.

                Абай подобно Пушкину, создал цикл стихотворений о роли поэта и назначении поэзии («Я гордо презирал невежество и тьму», «Поэт», «Одинаковое, не ищи», «Когда станет длинною тень», «Всем пересытиться может душа», «Если умер близкий, скорбен человек», «Поэзия-властитель языка» и др.). В одном из них акын говорит о том, что поэзия для него - не забава, не развлечение:

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих,

Для чутких слухов сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих.

Кто сердцем прозорлив и чуток, тот

Поймет, что в каждый я влагаю стих

                            (перевод Д.Бродского)

                Как и Пушкин в стихотворениях «Поэт», «Пророк», Абай своих песнях создает образ поэта-правдоискателя. Судью социальной правды, борец против невежества и зла, человек с зорким взглядом- таков облик Абаевского поэта.

Стянет потуже поэт стан,

Вдаль посмотрит – назад и вперед-

Каждое слово, как талисман,

К мысли заветной он подберет,

Взглянет он зорче степного орла,

Струны раздумья в душе теребя.

Против невежества, против зла

Он обращает свой гнев, скорбя…

Сердца неистовство, жар ума,

А языка ядовитее - нет, 

Что б ни писал, - то жизнь сама…

Как ни хулите, таков поэт!

                         (перевод Я.Пеньковского)

Абай и Пушкин высоко ценили поэтическое и были глубоко убеждены в его великом общественном назначении: долг поэта вынести социальный приговор современной несправедливой жизни обновить облик человека, воспитывать в нем сознание величия слова Человек.

                Сопоставляя произведений поэтов, учитель подведет учащихся к выводу о поразительном сходстве мыслей Пушкина и Абая. Для сравнения рекомендуем взять стихотворение Пушкина «Поэт и толпа», в котором паразит своей лирой титулованных угнетателей, требующих от поэта заслужения этой толпы:

Падите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас! 

В возрасте каменеете смело,

Не оживить вас лирой глаз!

Душе противны вы, как гробы,

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры,

Довольно с вас, рабов безумных!

В оградах ваших с улиц шумных

Сметают сор,- полезный труд! –

Но, позабыв свое служение,

Алтарь и жертвоприношение,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Затем учитель читает абаевские восьмистишья:

Звенящий, как ключ,

Слепящий, как луч,

Ты хлынешь сердца обжигая,

На горный престол

Влетишь, как орел,

Бегущих косуль настигая

Воспрянь, говори – горделив и велик

Сверкающий, стопереливный язык!

Не вывесть живых

Узором твоих

Алмазом, не вышить иглою,

Ценней жемчугов

В глазах знатоков-

Ты прах перед темной толпою.

Не трать же заветных сокровищ своих.

Для низких невежд – бессердечных, глухих.

В кругу дураков

Сидит, бестолков,

Невежда собою довольный,

Чужою молвой,

Чужой головой

Живёт беззаботно и вольно.

Не спорь же, мудрец-

Да и спорить о чём

С надутым, надменным и жалким глупцом?

 

Учащиеся соответственно придут к выводу, что в этих отрывках звучит ненависть поэтов к представителям правящего класса, не желание своим могучим поэтическим словам служит их низменным интересом.

      Можно прочесть учащимся стихотворение Пушкина «Поэт», выделив строки, свидетельствующие о бескорыстном служении искусству:

   

Ты царь: живи один. Дорогою свободною

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный…

 

   Ту же мысль высказывает и Абай в стихотворении «Если умер близкий, скорбен человек»:

 

Не проси за песню денег и наград.

Ты ж, пропевший песню, не понёс утрат!

Продающих песню дальше обходи, -

Песню пой перед теми, кто ей сердцем рад.  (Перевод П.Карабана)

Подводя  итог  беседе  учитель  подчеркнет, что Абай и Пушкин предъявлял к поэзии больше требовании. Он придерживался мнения, что настоящая поэзия должна отличаться глубиной мыслей, чувств, простатой, лаконизмом:

 

Поэзия- властитель языка,

Из камня чудо высекает гений.

Теплеет сердце, если речь легка,

И слуг ласкает красота речений,

А если речь певца засорена

Словами чуждыми родному духу

Такая песня миру не нужна

Невежды голос люб дурному слух…

К стихам стремятся смертные равно,

Но лишь избранника венчают славой,

Того, чьей мысли золотой дано

Блистать стиха серебряной оправой…

Близость творчества двух поэтов может быть раскрыта также на основе сопоставления их стихов о любви, дружбе, молодости

Пушкин оставил после себя бессмертные шедевры о любви, воспевающие

Чистые и благородные, подлинно человеческие, бескорыстные чувства. Учащиеся вспомнят эти стихи.

                Непревзойдённым мастером в воспевании благородных чувств любви казахской литературе прошлого века явился Абай. Та же чистота и глубина, то же отсутствие, какого бы то ни было эгоистического чувства-  в стихотворениях казахского акына («Ты – зрачок моих глаз», «Шлю, тонкобровая, привет», «Вовек душа моя не расцветет» , «мной») Две дороги – любовь и страсть передо мной»)

Две дороги – любовь и страсть передо мной.

Похоть властвует плотью моей земной,

Но я тебя люблю. Будь счастлива ты,

Хоть погибну я, сгину во мгле ночной! (перевод А. Штейнберга)

                Как и Пушкин, Абай оставил волнующие читателя стихи о природе, о казахской раздольной степи, о жизни казахского аула («Всадник с беркутом» , «Осень» , «Весна», «Зима»). Вот, например, картина летней ночи в степи в минуты свидания молодых людей:

 

На воде, как челнок, луна,

Тишина ясна, глубока,

Лишь в овраге полночь черна,

Да шумит в тишине река.

Вверху и внизу глубина,

Лунный свет в лепестках цветка

Пробежит по деревьям волна

И затих порыв ветерка.

С гор ответит эхо на лай

И на окрики пастухов.

Крадучись, минуты считай

И пугай моих шагов.

Упадет листок невзначай

Тебе ухе чудится зов

-Ах, скорее, милый, встречай

Здесь, в тени прибрежных кустов.

Горя, холодя, дрожа,

С немеющим сердцем в груди,

Ты придёшь без слов, не дыша,-

Ах, сколько тревог позади! (перевод А.Глобы)

 

В этом стихотворении Абай нарисовал реалистическую картину природы, которая находит отклик в душе влюбленного, полную гармонию природы и душевных переживаний человека.

Для абаевских стихов о природе характерно глубоко реалистическое изображение явлений действительности. Учитель может привести в пример стихотворение «Зима», где чувствуется глубокий реализм в обрисовке этого времени:

      

  В белой шубе, плечист, весь от снега седой,

Слеп и нем, с серебристой седой бородой,

Враг всему, что живет с омрачённым челом,

Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его- стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян. (перевод В.Рождественского)

 

                 Абай и Пушкин рисовали не только правдивые картинки природы, явлений, событий, но и связывали их с деятельностью человека, его бытом, социальным положением. Для большей убедительности учитель может сравнить стихотворения Пушкина «Деревня» и Абая «Осень», в которых картины природы даются в тесном сочетании с тяжелой жизнью трудового народа.

                Можно  привести и ещё одну параллель. Абай, как и Пушкин, своей музой, служившей интересам трудовых казахов, хотел, чтобы его голос остался на долгие века в памяти народа. Подобно Пушкину «Памятник» Абай написал:

 

Всем пресытиться может душа,

Только песня всегда хороша.

Если вдохновенно поешь-

Грудь ликует, свободно дыша.

Голос мой, заливайся и пой,

Гордых дум пусть закружит рой.

Пусть текут мои слёзы ручьем

И вся грудь заполняют собой.

Скорбь колышущимся огнем

Подымается в сердце моем,

И я умру, оставив стихи

Лишь для тех, кто поймёт их потом.

Кто несчастней тебя живёт?

Пусть услышит меня народ.

Кому нужно слово моё,

Тот его пускай и возьмёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

А.С.Пушкин Стихи
Автор: Пушкин А. С.
Издательство: Эскмо-сидиком, Гостелерадиофонд
Год издания: 2007

 

Путь Абая в двух томах

Автор:Мухтар Ауэзов
Издательство: Жазушы
Год: 1978
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Абай и Пушкин" »

КГУ «Петровский аграрно-технический колледж»



















Эссе

«Абай и Пушкин»















Подготовила преподаватель

казахского языка и литературы:

Таласбаева Ботагоз Еркеновна











Петровка

2015 год

Абай и Пушкин

Абай был первым среди казахов, который познакомил и навсегда породнил свой народ с Пушкиным. Он первым в казахских степях стал пропагандистом и переводчиком произведений Лермонтова, Крылова, Салтыкова-Щедрина. Музыкальность и нежность произведений Пушкина, «железный стих» Лермонтова демократические убеждения Чернышевского и Белинского, поучительные басни Крылова и едкая сатира Салтыкова-Щедрина, гуманистические взгляды Л.Толстого – все это отразилось на поэзии Абая. Изучая раздел программы «Абай-переводчик», учитель заострит внимание школьников на то, что занимаясь переводами произведений выдающихся мастеров русского поэтического слова. Абай выполнил не только просветительскую задачу, но одновременно проходил великолепную поэтическую школу мастерства.

Казахский акын и русский поэт одинакова видели цель своей деятельности в беззаветном служении своему народу. Учитель напомнит учащимся слово Пушкина:

…Неподкупный голос мой

Был эхо русского народа

А за тем приведет строчку из Абаевского стихотворения, где акын с гордостью заявляет:

…Народу отдал я любовь.

Абай подобно Пушкину, создал цикл стихотворений о роли поэта и назначении поэзии («Я гордо презирал невежество и тьму», «Поэт», «Одинаковое, не ищи», «Когда станет длинною тень», «Всем пересытиться может душа», «Если умер близкий, скорбен человек», «Поэзия-властитель языка» и др.). В одном из них акын говорит о том, что поэзия для него - не забава, не развлечение:

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих,

Для чутких слухов сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих.

Кто сердцем прозорлив и чуток, тот

Поймет, что в каждый я влагаю стих

(перевод Д.Бродского)

Как и Пушкин в стихотворениях «Поэт», «Пророк», Абай своих песнях создает образ поэта-правдоискателя. Судью социальной правды, борец против невежества и зла, человек с зорким взглядом- таков облик Абаевского поэта.

Стянет потуже поэт стан,

Вдаль посмотрит – назад и вперед-

Каждое слово, как талисман,

К мысли заветной он подберет,

Взглянет он зорче степного орла,

Струны раздумья в душе теребя.

Против невежества, против зла

Он обращает свой гнев, скорбя…

Сердца неистовство, жар ума,

А языка ядовитее - нет,

Что б ни писал, - то жизнь сама…

Как ни хулите, таков поэт!

(перевод Я.Пеньковского)

Абай и Пушкин высоко ценили поэтическое и были глубоко убеждены в его великом общественном назначении: долг поэта вынести социальный приговор современной несправедливой жизни обновить облик человека, воспитывать в нем сознание величия слова Человек.

Сопоставляя произведений поэтов, учитель подведет учащихся к выводу о поразительном сходстве мыслей Пушкина и Абая. Для сравнения рекомендуем взять стихотворение Пушкина «Поэт и толпа», в котором паразит своей лирой титулованных угнетателей, требующих от поэта заслужения этой толпы:

Падите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

В возрасте каменеете смело,

Не оживить вас лирой глаз!

Душе противны вы, как гробы,

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры,

Довольно с вас, рабов безумных!

В оградах ваших с улиц шумных

Сметают сор,- полезный труд! –

Но, позабыв свое служение,

Алтарь и жертвоприношение,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Затем учитель читает абаевские восьмистишья:

Звенящий, как ключ,

Слепящий, как луч,

Ты хлынешь сердца обжигая,

На горный престол

Влетишь, как орел,

Бегущих косуль настигая

Воспрянь, говори – горделив и велик

Сверкающий, стопереливный язык!

Не вывесть живых

Узором твоих

Алмазом, не вышить иглою,

Ценней жемчугов

В глазах знатоков-

Ты прах перед темной толпою.

Не трать же заветных сокровищ своих.

Для низких невежд – бессердечных, глухих.

В кругу дураков

Сидит, бестолков,

Невежда собою довольный,

Чужою молвой,

Чужой головой

Живёт беззаботно и вольно.

Не спорь же, мудрец-

Да и спорить о чём

С надутым, надменным и жалким глупцом?


Учащиеся соответственно придут к выводу, что в этих отрывках звучит ненависть поэтов к представителям правящего класса, не желание своим могучим поэтическим словам служит их низменным интересом.

Можно прочесть учащимся стихотворение Пушкина «Поэт», выделив строки, свидетельствующие о бескорыстном служении искусству:

Ты царь: живи один. Дорогою свободною

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный…


Ту же мысль высказывает и Абай в стихотворении «Если умер близкий, скорбен человек»:


Не проси за песню денег и наград.

Ты ж, пропевший песню, не понёс утрат!

Продающих песню дальше обходи, -

Песню пой перед теми, кто ей сердцем рад. (Перевод П.Карабана)

Подводя итог беседе учитель подчеркнет, что Абай и Пушкин предъявлял к поэзии больше требовании. Он придерживался мнения, что настоящая поэзия должна отличаться глубиной мыслей, чувств, простатой, лаконизмом:


Поэзия- властитель языка,

Из камня чудо высекает гений.

Теплеет сердце, если речь легка,

И слуг ласкает красота речений,

А если речь певца засорена

Словами чуждыми родному духу

Такая песня миру не нужна

Невежды голос люб дурному слух…

К стихам стремятся смертные равно,

Но лишь избранника венчают славой,

Того, чьей мысли золотой дано

Блистать стиха серебряной оправой…

Близость творчества двух поэтов может быть раскрыта также на основе сопоставления их стихов о любви, дружбе, молодости

Пушкин оставил после себя бессмертные шедевры о любви, воспевающие

Чистые и благородные, подлинно человеческие, бескорыстные чувства. Учащиеся вспомнят эти стихи.

Непревзойдённым мастером в воспевании благородных чувств любви казахской литературе прошлого века явился Абай. Та же чистота и глубина, то же отсутствие, какого бы то ни было эгоистического чувства- в стихотворениях казахского акына («Ты – зрачок моих глаз», «Шлю, тонкобровая, привет», «Вовек душа моя не расцветет» , «мной») Две дороги – любовь и страсть передо мной»)

Две дороги – любовь и страсть передо мной.

Похоть властвует плотью моей земной,

Но я тебя люблю. Будь счастлива ты,

Хоть погибну я, сгину во мгле ночной! (перевод А. Штейнберга)

Как и Пушкин, Абай оставил волнующие читателя стихи о природе, о казахской раздольной степи, о жизни казахского аула («Всадник с беркутом» , «Осень» , «Весна», «Зима»). Вот, например, картина летней ночи в степи в минуты свидания молодых людей:


На воде, как челнок, луна,

Тишина ясна, глубока,

Лишь в овраге полночь черна,

Да шумит в тишине река.

Вверху и внизу глубина,

Лунный свет в лепестках цветка

Пробежит по деревьям волна

И затих порыв ветерка.

С гор ответит эхо на лай

И на окрики пастухов.

Крадучись, минуты считай

И пугай моих шагов.

Упадет листок невзначай

Тебе ухе чудится зов

-Ах, скорее, милый, встречай

Здесь, в тени прибрежных кустов.

Горя, холодя, дрожа,

С немеющим сердцем в груди,

Ты придёшь без слов, не дыша,-

Ах, сколько тревог позади! (перевод А.Глобы)


В этом стихотворении Абай нарисовал реалистическую картину природы, которая находит отклик в душе влюбленного, полную гармонию природы и душевных переживаний человека.

Для абаевских стихов о природе характерно глубоко реалистическое изображение явлений действительности. Учитель может привести в пример стихотворение «Зима», где чувствуется глубокий реализм в обрисовке этого времени:

В белой шубе, плечист, весь от снега седой,

Слеп и нем, с серебристой седой бородой,

Враг всему, что живет с омрачённым челом,

Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.

Старый сват, белый дед натворил много бед.

От дыханья его- стужа, снег и буран.

Тучу шапкой надвинув на брови себе,

Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян. (перевод В.Рождественского)


Абай и Пушкин рисовали не только правдивые картинки природы, явлений, событий, но и связывали их с деятельностью человека, его бытом, социальным положением. Для большей убедительности учитель может сравнить стихотворения Пушкина «Деревня» и Абая «Осень», в которых картины природы даются в тесном сочетании с тяжелой жизнью трудового народа.

Можно привести и ещё одну параллель. Абай, как и Пушкин, своей музой, служившей интересам трудовых казахов, хотел, чтобы его голос остался на долгие века в памяти народа. Подобно Пушкину «Памятник» Абай написал:

Всем пресытиться может душа,

Только песня всегда хороша.

Если вдохновенно поешь-

Грудь ликует, свободно дыша.

Голос мой, заливайся и пой,

Гордых дум пусть закружит рой.

Пусть текут мои слёзы ручьем

И вся грудь заполняют собой.

Скорбь колышущимся огнем

Подымается в сердце моем,

И я умру, оставив стихи

Лишь для тех, кто поймёт их потом.

Кто несчастней тебя живёт?

Пусть услышит меня народ.

Кому нужно слово моё,

Тот его пускай и возьмёт.































Список используемой литературы


А.С.Пушкин Стихи
Автор: Пушкин А. С.
Издательство: Эскмо-сидиком, Гостелерадиофонд
Год издания: 2007


Путь Абая в двух томах

Автор:Мухтар Ауэзов
Издательство: Жазушы
Год: 1978


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эссе "Абай и Пушкин"

Автор: Таласбаева Ботагоз Еркеновна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 170999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Открытый урок на тему "Абай аудармалары" "
    ["seo_title"] => string(39) "otkrytyi-urok-na-tiemu-abai-audarmalary"
    ["file_id"] => string(6) "192425"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427457987"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Открытый урок "Абай - дана, Абай - дара " "
    ["seo_title"] => string(33) "otkrytyi-urok-abai-dana-abai-dara"
    ["file_id"] => string(6) "116740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412602405"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "ХХІ ?асыр ма?ал - м?телдері "
    ["seo_title"] => string(31) "khkhi-g-asyr-mak-al-m-tieldieri"
    ["file_id"] => string(6) "211220"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431585998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Эссе на тему: «Русский язык- язык миллионов»"
    ["seo_title"] => string(38) "essienatiemurusskiiiazykiazykmillionov"
    ["file_id"] => string(6) "271358"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451467325"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Саба? жоспары 10-сынып ?аза? ?дебиеті "Ш. ??дайберді?лы  шы?армашылы?ы" "
    ["seo_title"] => string(79) "sabak-zhospary-10-synyp-k-azak-diebiieti-sh-k-u-daibierdiu-ly-shyg-armashylyg-y"
    ["file_id"] => string(6) "212867"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431945378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства