4. Помочь учащимся понять необходимость и ценность общения.
5. Дать представление о правилах общения, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям, развитие коммуникативных навыков.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
На доске висит плакат:
«Дружат ветер и волна,
Дружат звезды и луна,
Дружит лес и дружит луг,
И река им тоже друг…»
Мы всю жизнь живем среди людей, поэтому уметь общаться также важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.
И если вы хотите прожить нормальную полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись.
Входя в школу, мы видим с вами разные лица: веселые, добрые, довольные, печальные, злые. Зеркало при входе в школу позволяет вам увидеть свое настроение в нем и изменить его по возможности. Очень плохо, если день у вас начинается с конфликта: испорчено настроение, теряется мысль, смятение, беспомощность.
А часто ли у вас бывают проблемы в общении со сверстниками?
2. Притча "Все в твоих руках"
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
Действительно, все в ваших руках! Мы выполним сейчас с вами упражнение, которое научит вас делать приятное друг другу.
3. Упражнение. «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут о положительных качествах этого человека.
Партнер, выслушав вас, должен сказать: “А, кроме того, я...” — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
После того, как дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Вам понравилось это упражнение? Почему?
4. Упражнение «Игра зеркало»
Играют 2 человека, 1человек – зеркало, другой ученик - отражение.
Задача «Зеркала» повторить движения, затем учащиеся меняются местами.
(Можно предложить работу в парах)
Кем легче быть? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим зеркалом?
Правильно! Мы не всегда точно можем повторить движения другого, тем более не всегда понимаем и принимаем его поступки. Нужно терпимо относиться друг к другу, стараться понять мотивы его поведения, уступить… Каждый человек неповторимый, индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно непохожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, совсем не просто, поэтому и надо учиться жить, не ущемляя интересов других людей.
5. Дерево общения
А теперь я предлагаю вам создать микрогруппы
Работа в микрогруппах (по 4-5 человек)
Группы получают карточки, на которых записаны качества личности человека, помогающие его общению или усложняющие его:
Сегодня я предлагаю вам дать распустить на дереве общения листочки тех качеств личности, которые помогают нам общаться друг с другом. (с помощью магнитов крепит на силуэте дерева)
6.Правила общения
А теперь я предлагаю Вам ознакомиться с основными правилами общения
Правила общения:
1.Уважай собеседника
2.Будь тактичен
3.Не унижай собеседника
4.Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение
5.Будь внимателен к собеседнику
6.Умей слушать и слышать, не перебивай его
7.Стремись к взаимопониманию.
7. Итог занятия:
К сожалению еще не всегда мы бываем терпимы по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время когда, все люди будут уважительно общаться, никто никого не будет обижать, все научатся договариваться, и не станут воевать, ругаться, конфликтовать. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Необходимо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране. А для этого он должен учиться быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли.