kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему "Использование технологии кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Стержень данной работы представляет собой описание использования технологии кейс-стади на уроках развития устной речи в начальной школе.

    Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай), или метод изучения ситуационных задач - это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

     Кейс-метод развивает:

- аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);

- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);

- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);

- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);

- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)

     Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают  необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем  они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего  кейса, используемого мною на уроке развития устной речи:

Кейс «История с лосенком»

Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.

Фон ситуации:

А. Севастьянов «Не рви цепочку».

…  Никогда  не бывает  лес  радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору.  Сашка старался не трещать сучьями.  Впереди раздавался непонятный звук… В   просвете   между   деревьями прошла лосиха.  Встала    около   лосенка…               

Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…

   Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».

  Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…

  Рыжего большеухого лосенка  и Сашку отец увидел возле огорода…

- Ты где его взял?

Сашка рассказал.

- Давай,   быстрее назад! Разве можно!  -  И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес,  на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.

- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.

  - Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.

  Эти разговоры Сашка помнил. Помнил как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:

«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».

  «Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.

  Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.

  Так и сделали…

  - А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.

  - Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…

  Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.

    Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

    После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно  с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.

Вопросы:

  • Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?
  • Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?
  • Может ли маленький лосенок выжить без матери?
  • Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?

  Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

Поиск вариантов разрешения ситуации.

  • Как бы ты поступил в данной ситуации?
  • Дочитай  в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.
  • Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?
  • Объясни заголовок рассказа.

Наконец, в завершение учащиеся должны найти только  один вариант решения предложенной  проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог. 

На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.

  • Задание для 1 группы:

Сформулируйте правила поведения в лесу.

  • Задание для 2 группы:

Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»

  • Задание для 3 группы:

Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте  о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.

Среди критериев оценки выделяют следующие:

  1. Активность ребенка при обсуждении кейса.
  2. Понимание темы обсуждения.
  3. Оригинальность высказываний.
  4.  Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

     Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Список литературы:

1. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. – 2010. - №4. –С.22 -23.

2. Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284с.

3. Воронина, Ю.В. Современный урок окружающего мира в начальной школе: методическое пособие  / Ю.В. Воронина. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2011. – 135с.

4.  Прутченков, А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников. // Школьные технологии 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Использование технологии кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе". »

Использование технологии кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе

Лилия Ириковна Сулейманова, учитель начальных классов,

ГБОУ Стерлитамакская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 25 VIII вида,

Республика Башкортостан

e-mail:elmerry-elmerry@mail.ru

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Стержень данной работы представляет собой описание использования технологии кейс-стади на уроках развития устной речи в начальной школе.

Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай), или метод изучения ситуационных задач - это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Кейс-метод развивает:

- аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);

- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);

- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);

- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);

- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)

Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего кейса, используемого мною на уроке развития устной речи:

Кейс «История с лосенком»

Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.

Фон ситуации:

А. Севастьянов «Не рви цепочку».

Никогда не бывает лес радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору. Сашка старался не трещать сучьями. Впереди раздавался непонятный звук… В просвете между деревьями прошла лосиха. Встала около лосенка…

Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…

Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».

Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…

Рыжего большеухого лосенка и Сашку отец увидел возле огорода…

- Ты где его взял?

Сашка рассказал.

- Давай, быстрее назад! Разве можно! - И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес, на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.

- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.

- Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.

Эти разговоры Сашка помнил. Помнил как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:

«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».

«Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.

Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.

Так и сделали…

- А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.

- Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…

Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.



Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.



Вопросы:

  • Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?

  • Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?

  • Может ли маленький лосенок выжить без матери?

  • Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?



Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.



Поиск вариантов разрешения ситуации.

  • Как бы ты поступил в данной ситуации?

  • Дочитай в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.

  • Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?

  • Объясни заголовок рассказа.

Наконец, в завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог.

На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.

  • Задание для 1 группы:

Сформулируйте правила поведения в лесу.

  • Задание для 2 группы:

Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»

  • Задание для 3 группы:

Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.



Среди критериев оценки выделяют следующие:

  1. Активность ребенка при обсуждении кейса.

  2. Понимание темы обсуждения.

  3. Оригинальность высказываний.



Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.



Список литературы:

1. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. – 2010. - №4. –С.22 -23.

2. Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284с.

3. Воронина, Ю.В. Современный урок окружающего мира в начальной школе: методическое пособие / Ю.В. Воронина. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2011. – 135с.

4. Прутченков, А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников. // Школьные технологии . - 2009. - №1.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейманова Лилия Ириковна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239921

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства