Методическая разработка на тему "Использование технологии кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе".
Методическая разработка на тему "Использование технологии кейс-стади на уроках развития речи в начальной школе".
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Стержень данной работы представляет собой описание использования технологии кейс-стади на уроках развития устной речи в начальной школе.
Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай), или метод изучения ситуационных задач - это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);
- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);
- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);
- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)
Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего кейса, используемого мною на уроке развития устной речи:
Кейс «История с лосенком»
Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»
Дидактическая линия: «Человек и природа».
Тема: «Охрана природы».
Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.
Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.
Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.
Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.
Фон ситуации:
А. Севастьянов «Не рви цепочку».
… Никогда не бывает лес радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору. Сашка старался не трещать сучьями. Впереди раздавался непонятный звук… В просвете между деревьями прошла лосиха. Встала около лосенка…
Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…
Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».
Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…
Рыжего большеухого лосенка и Сашку отец увидел возле огорода…
- Ты где его взял?
Сашка рассказал.
- Давай, быстрее назад! Разве можно! - И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес, на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.
- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.
- Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.
Эти разговоры Сашка помнил. Помнил как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:
«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».
«Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.
Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.
Так и сделали…
- А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.
- Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…
Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.
Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.
После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.
Вопросы:
Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?
Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?
Может ли маленький лосенок выжить без матери?
Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?
Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.
Поиск вариантов разрешения ситуации.
Как бы ты поступил в данной ситуации?
Дочитай в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.
Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?
Объясни заголовок рассказа.
Наконец, в завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог.
На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.
Задание для 1 группы:
Сформулируйте правила поведения в лесу.
Задание для 2 группы:
Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»
Задание для 3 группы:
Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.
Среди критериев оценки выделяют следующие:
Активность ребенка при обсуждении кейса.
Понимание темы обсуждения.
Оригинальность высказываний.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей. Применение современных инновационных технологий на уроке позволяет не только раскрыть способности ученика, но и формирует умение учиться. Стержень данной работы представляет собой описание использования технологии кейс-стади на уроках развития устной речи в начальной школе.
Кейс-стади (case-study, от англ. case – случай), или метод изучения ситуационных задач - это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);
- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);
- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);
- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)
Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего кейса, используемого мною на уроке развития устной речи:
Кейс «История с лосенком»
Предмет:«Развитиеустной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»
Дидактическая линия: «Человек и природа».
Тема: «Охрана природы».
Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.
Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.
Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.
Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.
Фон ситуации:
А. Севастьянов «Не рви цепочку».
… Никогда не бывает лес радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору. Сашка старался не трещать сучьями. Впереди раздавался непонятный звук… В просвете между деревьями прошла лосиха. Встала около лосенка…
Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…
Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».
Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…
Рыжего большеухого лосенка и Сашку отец увидел возле огорода…
- Ты где его взял?
Сашка рассказал.
- Давай, быстрее назад! Разве можно! - И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес, на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.
- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.
- Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.
Эти разговоры Сашка помнил. Помнил как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:
«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».
«Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.
Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.
Так и сделали…
- А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.
- Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…
Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.
Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.
После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.
Вопросы:
Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?
Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?
Может ли маленький лосенок выжить без матери?
Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?
Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.
Поиск вариантов разрешения ситуации.
Как бы ты поступил в данной ситуации?
Дочитай в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.
Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?
Объясни заголовок рассказа.
Наконец, в завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог.
На этапе«Выводы. Обобщение»можно организовать работу в группах.
Задание для 1 группы:
Сформулируйте правила поведения в лесу.
Задание для 2 группы:
Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»
Задание для 3 группы:
Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.
Среди критериев оценки выделяют следующие:
Активность ребенка при обсуждении кейса.
Понимание темы обсуждения.
Оригинальность высказываний.
Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучениес использованием кейсов.