kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи адаптации первоклассников к школьному обучению и формирования у них школьной мотивации. Описаны причины школьной дезаптации и пути её предотвращения.

Ключевые слова: адаптация к школе, дезадаптация к школе, школьная мотивация, первый класс.

Проблема адаптации детей к школе и школьной мотивации уже много лет интересует педагогов и психологов. Специальное целенаправленное управление учебной мотивацией – это важнейшая составляющая личности школьника, не менее важная, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Особую актуальность данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте, так как именно в этом периоде формируется желание учиться и именно в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей. 

Поступление ребенка в школу – это начало совсем новой для него жизни. Первый класс – очень непростой, переломный период, сопряженный с необходимостью адаптации к изменившимся условиям. И от того, насколько успешно пройдет этот период, будет во многом зависеть все его дальнейшее обучение в школе, ведь именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к обучению в целом.

С началом школьного обучения у ребенка меняется весь привычный для него образ жизни: меняется его место в системе социальных отношений, его окружение; существенно возрастает психологическая и эмоциональная нагрузка; игровая деятельность сменяется учебной, которая требует от ребенка напряженного умственного труда, повышенного внимания, сосредоточенной работы на уроках, длительного, непривычного удержания правильной рабочей позы. С самого начала школа ставит перед ребенком задачи, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Ребенок с первых же школьных дней изо всех сил старается подстроиться под темп и характер новой для него деятельности. И чем больше интересна для него эта деятельность, тем быстрее и легче пройдет адаптация к ней.

Следовательно, одним из важнейших условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников в школе, становится, таким образом, формирование школьной мотивации, которая, в свою очередь, обеспечит комфортную адаптацию. 

Учебная (школьная) мотивация, по мнению известного психолога Марковой А.К., – это характеризующийся сложной структурой частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, который побуждает, вызывает активность учащегося, определяет направленность его деятельности. Учебная мотивация подразделяется на внутреннюю (ориентирована на процесс и результат) и внешнюю (награды, требования). Школьная мотивация связана не только с успешностью учебной деятельности и со всем ходом личностного развития в этот период, и, в первую очередь, с адаптацией первоклассника к школе.

Мухина В.С. отмечает, что еще в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к школе, закладываются первоначальные мотивы учебной деятельности, ребенок хочет учиться, причем учиться хорошо и отлично. Именно мотивация успеха, по мнению автора, в первом классе становится доминирующей. Но при появлении первых трудностей в обучении интерес у детей к школе резко падает, начинаются первые проблемы с адаптацией.

Что же такое «адаптация»? Адаптация к школе – процесс разноплановый и сложный. В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация же к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы.

Выделяют физиологическую адаптацию (соблюдение режима, нагрузки) и социально-психологическую адаптацию (привыкание ребенка к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Условно процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на 3 этапа, каждый из которых имеет свои особенности:

Первый этап – ориентировочный. На этом этапе ребенок только знакомится с новыми правилами, коллективом, присматривается и определяет границы дозволенного. Это один из самых тяжелых эмоционально и физически этапов, который характеризуется бурными реакциями и значительным напряжением практически всех систем организма. Продолжительность данного этапа обычно составляет две-три недели.

Второй этап – этап «неустойчивого приспособления». Название данного этапа говорит за себя. Ребенок ищет точки соприкосновения, приспосабливается к изменившимся условиям, находит для себя первые удобные способы взаимодействия и поведения. Сил на этом этапе затрачивается меньше, поэтому он проходит значительно спокойнее. Продолжается этот период так же 2 – 3 недели.

 Третий этап – этап «относительно устойчивого приспособления». На этом этапе ребенок уже знает, что значит «быть школьником», его поведение становится более уверенным, эмоциональный фон – более устойчивым. Длительность этого этапа колеблется от 5-6 недель до одного года.

Параллельно с прохождением этапов адаптации у первоклассников формируется и школьная мотивация. Игровые мотивы уходят, первое место теперь занимает желание узнать новое. 

Описанные выше этапы характерны для нормально протекающей адаптации. Но бывает, когда адаптация затягивается или вовсе не наступает. Тогда речь идет о школьной дезадаптации. 

Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе. В результате нарушения процесса адаптации у ребёнка проявляются различные трудности, связанные с учебной деятельностью, а так же появляются проблемы со здоровьем и личностного характера. На уроке неадаптировавшийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отмечается замедленный темп деятельности, или наоборот, присутствует гиперактивность, нарастает конфликтность. Учебная мотивация у таких детей полностью отсутствует, происходит снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, таких детей очень трудно вовлечь в урок. В результате неокрепший детский организм не справляется с возложенными на него нагрузками, дети начинают часто болеть, могут появиться проблемы психического характера.

В психологии принято выделять пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, которая заключается в неуспешности усвоения школьной программы.

Второй тип – эмоционально-оценочный тип школьной дезаптации. Для него характерно отсутствие или значительное снижение школьной мотивации, отрицательное отношение к отдельным предметам, так и к процессу обучения в целом, нарастает тревожность.

 Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, проявляющийся в нарушении установленных правил поведения, агрессивности, игнорировании замечаний.

 Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, характеризующийся различными отклонениями в здоровье первоклассника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, который приводит к нарушению общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Подводя небольшой итог, можно сделать уверенный вывод о том, что любые, даже незначительные, нарушения в процессе адаптации первоклассников к школьному обучению будут отрицательно сказываться на формировании у них учебной мотивации, а, значит, и на всем процессе обучения в целом. Следовательно, основная задача как психологов, так и учителей выявить все возможные причины данного нарушения и найти способы их предотвращения. 

Проведя анализ научной литературы, мы заметили, что в основном, в литературных источниках первостепенная роль в адаптации первоклассника к школе и формировании учебной мотивации принадлежит успешному усвоению детьми необходимых учебных знаний, умений и навыков и взаимодействию с новым коллективом. Но почти не освещен вопрос зависимости адаптации детей к школе от отношения к ним самого учителя, особенностей его общения с учениками, методики преподавания.

С учетом описанных выше данных нами было проведено исследование, направленное на выявление зависимости учебной мотивации и адаптации ребенка к школе от отношения учителя к ребенку и классу в целом, характера его преподавания.

Наше исследование включало в себя следующие этапы.

Первый этап: оценка адаптации детей к школьному обучению и сформированности у них учебной мотивации посредством метода наблюдения за учащимися первых классов на уроках. Обязательно фиксировался уровень тревожности детей, обращалось внимание на наличие или отсутствие свободной беседы детей с учителем на переменах. Так же мы отмечали, какой вид мотивации (внешний или внутренний) был наиболее характерен. 

В наблюдении участвовало два первых класса. 

В одном классе преобладало традиционное обучение, которое всегда проводилось в формате классического урока. Объяснение и оценку знаний на уроках всегда проводил учитель. Дисциплина на всех уроках была безукоризненной, но присутствовала значительная напряженность среди учащихся. Усвоение материала соответствовало требованиям ФГОС. На переменах дети с удовольствием общались с учителем. 

В параллельном классе преобладал другой тип преподавания, где учитель выступал в роли партнера и консультанта, на уроках поддерживалась инициативность и креативность ответов. Преподавание велось как в системе классического урока, так и с использованием инновационных методик (Сингапурская система). Поведение учеников на уроках было без нареканий, атмосфера была комфортная, напряженность отсутствовала, усвоение программы соответствовало требованиям ФГОС.  

Второй этап: проведение проективного рисуночного теста ««Моя учительница». Цель данного теста состояла в изучении эмоционального отношения учащихся к учителю и к школе. По окончанию рисования ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Какая твоя учительница?». Ответы детей фиксировались на обратной стороне рисунка и учитывались при анализе отношения ребенка к учителю.

Сравнительный анализ результатов нашего исследования позволил нам сделать следующие выводы. Для учащихся первых классов наиболее характерными оказались внешние мотивы учения, такие как стремление доставить радость учителю и родителям, избежать насмешек одноклассников. При внешней мотивации знания не выступали целью учения, учебные предметы еще не являются внутренне принятыми, их содержание не становится пока личностной ценностью. И на этом фоне очень большое значение оказало именно отношение учителя к детям. В классе, где преобладал авторитарный стиль преподавания, школьная адаптация происходила значительно труднее, с нарушениями психологического и соматического характера. Так же школьная дезадаптация была характерна для детей с отрицательным отношением к учителю, которое проявилось в результате проведения рисуночного теста. 

Следовательно, наиболее благоприятным для развития личности первоклассников является сочетание традиционной формы обучения с принимающим, демократическим стилем общения учителя с учениками. Благоприятный для ребенка стиль общения, внимание к нему способствуют развитию познавательных, организаторских и других способностей ребенка, формированию устойчивой учебной мотивации, положительного отношения к себе, обеспечивает успешную адаптацию к школе.

В заключении следует отметить, что только совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого, в том числе влияет на успешность адаптации ребенка к школе.

Любая деятельность, в том числе, учебная, осуществляется под влиянием потребностей. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. 

Список литературы:

Абаленская З.В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Журнал «Известия Самарского научного центра Российской академии наук». – 2009.

Максимова Л. А., Андросова М. И. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.

Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М,1983.

Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2019.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса»

Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи адаптации первоклассников к школьному обучению и формирования у них школьной мотивации. Описаны причины школьной дезаптации и пути её предотвращения.

Ключевые слова: адаптация к школе, дезадаптация к школе, школьная мотивация, первый класс.

Проблема адаптации детей к школе и школьной мотивации уже много лет интересует педагогов и психологов. Специальное целенаправленное управление учебной мотивацией – это важнейшая составляющая личности школьника, не менее важная, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Особую актуальность данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте, так как именно в этом периоде формируется желание учиться и именно в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей.

Поступление ребенка в школу – это начало совсем новой для него жизни. Первый класс – очень непростой, переломный период, сопряженный с необходимостью адаптации к изменившимся условиям. И от того, насколько успешно пройдет этот период, будет во многом зависеть все его дальнейшее обучение в школе, ведь именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и к обучению в целом.

С началом школьного обучения у ребенка меняется весь привычный для него образ жизни: меняется его место в системе социальных отношений, его окружение; существенно возрастает психологическая и эмоциональная нагрузка; игровая деятельность сменяется учебной, которая требует от ребенка напряженного умственного труда, повышенного внимания, сосредоточенной работы на уроках, длительного, непривычного удержания правильной рабочей позы. С самого начала школа ставит перед ребенком задачи, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Ребенок с первых же школьных дней изо всех сил старается подстроиться под темп и характер новой для него деятельности. И чем больше интересна для него эта деятельность, тем быстрее и легче пройдет адаптация к ней.

Следовательно, одним из важнейших условий, обеспечивающих успешную адаптацию первоклассников в школе, становится, таким образом, формирование школьной мотивации, которая, в свою очередь, обеспечит комфортную адаптацию.

Учебная (школьная) мотивация, по мнению известного психолога Марковой А.К., – это характеризующийся сложной структурой частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, который побуждает, вызывает активность учащегося, определяет направленность его деятельности. Учебная мотивация подразделяется на внутреннюю (ориентирована на процесс и результат) и внешнюю (награды, требования). Школьная мотивация связана не только с успешностью учебной деятельности и со всем ходом личностного развития в этот период, и, в первую очередь, с адаптацией первоклассника к школе.

Мухина В.С. отмечает, что еще в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к школе, закладываются первоначальные мотивы учебной деятельности, ребенок хочет учиться, причем учиться хорошо и отлично. Именно мотивация успеха, по мнению автора, в первом классе становится доминирующей. Но при появлении первых трудностей в обучении интерес у детей к школе резко падает, начинаются первые проблемы с адаптацией.

Что же такое «адаптация»? Адаптация к школе – процесс разноплановый и сложный. В широком смысле слова адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация же к школе – это привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы.

Выделяют физиологическую адаптацию (соблюдение режима, нагрузки) и социально-психологическую адаптацию (привыкание ребенка к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Условно процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на 3 этапа, каждый из которых имеет свои особенности:

  1. Первый этап – ориентировочный. На этом этапе ребенок только знакомится с новыми правилами, коллективом, присматривается и определяет границы дозволенного. Это один из самых тяжелых эмоционально и физически этапов, который характеризуется бурными реакциями и значительным напряжением практически всех систем организма. Продолжительность данного этапа обычно составляет две-три недели.

  2. Второй этап – этап «неустойчивого приспособления». Название данного этапа говорит за себя. Ребенок ищет точки соприкосновения, приспосабливается к изменившимся условиям, находит для себя первые удобные способы взаимодействия и поведения. Сил на этом этапе затрачивается меньше, поэтому он проходит значительно спокойнее. Продолжается этот период так же 2 – 3 недели.

  3. Третий этап – этап «относительно устойчивого приспособления». На этом этапе ребенок уже знает, что значит «быть школьником», его поведение становится более уверенным, эмоциональный фон – более устойчивым. Длительность этого этапа колеблется от 5-6 недель до одного года.

Параллельно с прохождением этапов адаптации у первоклассников формируется и школьная мотивация. Игровые мотивы уходят, первое место теперь занимает желание узнать новое.

Описанные выше этапы характерны для нормально протекающей адаптации. Но бывает, когда адаптация затягивается или вовсе не наступает. Тогда речь идет о школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе. В результате нарушения процесса адаптации у ребёнка проявляются различные трудности, связанные с учебной деятельностью, а так же появляются проблемы со здоровьем и личностного характера. На уроке неадаптировавшийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отмечается замедленный темп деятельности, или наоборот, присутствует гиперактивность, нарастает конфликтность. Учебная мотивация у таких детей полностью отсутствует, происходит снижение интереса к учёбе вплоть до нежелания посещать школу, таких детей очень трудно вовлечь в урок. В результате неокрепший детский организм не справляется с возложенными на него нагрузками, дети начинают часто болеть, могут появиться проблемы психического характера.

В психологии принято выделять пять основных типов проявления школьной дезадаптации.

Первый тип – это когнитивная школьная дезадаптация, которая заключается в неуспешности усвоения школьной программы.

Второй тип – эмоционально-оценочный тип школьной дезаптации. Для него характерно отсутствие или значительное снижение школьной мотивации, отрицательное отношение к отдельным предметам, так и к процессу обучения в целом, нарастает тревожность.

Третий тип школьной дезадаптации – поведенческий, проявляющийся в нарушении установленных правил поведения, агрессивности, игнорировании замечаний.

Четвертый тип школьной дезадаптации – соматический, характеризующийся различными отклонениями в здоровье первоклассника.

Пятый тип школьной дезадаптации – коммуникативный, который приводит к нарушению общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Подводя небольшой итог, можно сделать уверенный вывод о том, что любые, даже незначительные, нарушения в процессе адаптации первоклассников к школьному обучению будут отрицательно сказываться на формировании у них учебной мотивации, а, значит, и на всем процессе обучения в целом. Следовательно, основная задача как психологов, так и учителей выявить все возможные причины данного нарушения и найти способы их предотвращения.

Проведя анализ научной литературы, мы заметили, что в основном, в литературных источниках первостепенная роль в адаптации первоклассника к школе и формировании учебной мотивации принадлежит успешному усвоению детьми необходимых учебных знаний, умений и навыков и взаимодействию с новым коллективом. Но почти не освещен вопрос зависимости адаптации детей к школе от отношения к ним самого учителя, особенностей его общения с учениками, методики преподавания.

С учетом описанных выше данных нами было проведено исследование, направленное на выявление зависимости учебной мотивации и адаптации ребенка к школе от отношения учителя к ребенку и классу в целом, характера его преподавания.

Наше исследование включало в себя следующие этапы.

Первый этап: оценка адаптации детей к школьному обучению и сформированности у них учебной мотивации посредством метода наблюдения за учащимися первых классов на уроках. Обязательно фиксировался уровень тревожности детей, обращалось внимание на наличие или отсутствие свободной беседы детей с учителем на переменах. Так же мы отмечали, какой вид мотивации (внешний или внутренний) был наиболее характерен.

В наблюдении участвовало два первых класса.

В одном классе преобладало традиционное обучение, которое всегда проводилось в формате классического урока. Объяснение и оценку знаний на уроках всегда проводил учитель. Дисциплина на всех уроках была безукоризненной, но присутствовала значительная напряженность среди учащихся. Усвоение материала соответствовало требованиям ФГОС. На переменах дети с удовольствием общались с учителем.

В параллельном классе преобладал другой тип преподавания, где учитель выступал в роли партнера и консультанта, на уроках поддерживалась инициативность и креативность ответов. Преподавание велось как в системе классического урока, так и с использованием инновационных методик (Сингапурская система). Поведение учеников на уроках было без нареканий, атмосфера была комфортная, напряженность отсутствовала, усвоение программы соответствовало требованиям ФГОС.

Второй этап: проведение проективного рисуночного теста ««Моя учительница». Цель данного теста состояла в изучении эмоционального отношения учащихся к учителю и к школе. По окончанию рисования ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Какая твоя учительница?». Ответы детей фиксировались на обратной стороне рисунка и учитывались при анализе отношения ребенка к учителю.

Сравнительный анализ результатов нашего исследования позволил нам сделать следующие выводы. Для учащихся первых классов наиболее характерными оказались внешние мотивы учения, такие как стремление доставить радость учителю и родителям, избежать насмешек одноклассников. При внешней мотивации знания не выступали целью учения, учебные предметы еще не являются внутренне принятыми, их содержание не становится пока личностной ценностью. И на этом фоне очень большое значение оказало именно отношение учителя к детям. В классе, где преобладал авторитарный стиль преподавания, школьная адаптация происходила значительно труднее, с нарушениями психологического и соматического характера. Так же школьная дезадаптация была характерна для детей с отрицательным отношением к учителю, которое проявилось в результате проведения рисуночного теста.

Следовательно, наиболее благоприятным для развития личности первоклассников является сочетание традиционной формы обучения с принимающим, демократическим стилем общения учителя с учениками. Благоприятный для ребенка стиль общения, внимание к нему способствуют развитию познавательных, организаторских и других способностей ребенка, формированию устойчивой учебной мотивации, положительного отношения к себе, обеспечивает успешную адаптацию к школе.

В заключении следует отметить, что только совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого, в том числе влияет на успешность адаптации ребенка к школе.

Любая деятельность, в том числе, учебная, осуществляется под влиянием потребностей. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности.




























Список литературы:

  1. Абаленская З.В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Журнал «Известия Самарского научного центра Российской академии наук». – 2009.

  2. Максимова Л. А., Андросова М. И. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.

  3. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М,1983.

  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2019.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса

Автор: Гладнева Татьяна Павловна

Дата: 31.07.2020

Номер свидетельства: 555241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Родительское собрание «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первых классах» "
    ["seo_title"] => string(141) "roditiel-skoie-sobraniie-vniedrieniie-fiedieral-nykh-ghosudarstviennykh-obrazovatiel-nykh-standartov-vtorogho-pokolieniia-v-piervykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "105950"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402927692"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii"
    ["file_id"] => string(6) "306958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Формирование и развитие навыков самообслуживания  у обучающихся начальной школы с нарушением интеллекта как условие социально - бытовой адаптации"
    ["seo_title"] => string(165) "formirovaniie-i-razvitiie-navykov-samoobsluzhivaniia-u-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly-s-narushieniiem-intielliekta-kak-usloviie-sotsial-no-bytovoi-adaptatsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "306959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458227632"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства