Материал для беседы с родителями: «Адаптация пятиклассников к средней школе».
Материал для беседы с родителями: «Адаптация пятиклассников к средней школе».
Беседа для родителей:
«Адаптация пятиклассников к средней школе».
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У пятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образова¬ния). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тре¬вожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неоп¬ределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самооб¬служиванию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необ¬ходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько вре¬мени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сде-лать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного пе¬риода — помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учеб¬ной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи адаптационного периода в пятых классах?
— адаптация к «разноголосице» требований учителей;
— введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
— принятие новой позиции — ученик второй ступени школы.
Логика развития адаптационного периода в 5-х классах
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их само-стоятельной деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни вы-работать самим.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.
На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возмож-ность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и вы-работки правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллекту¬ального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: «Надо работать, сообща выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без «не») и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом од¬новременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит при¬нятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его лично¬сти формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.
Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появле¬ния нового сообщества — класс. Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление о классе свое индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общест¬венные поручения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал для беседы с родителями: «Адаптация пятиклассников к средней школе». »
Беседа для родителей:
«Адаптация пятиклассников к средней школе».
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У пятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Невозможно через призму собственной тревожности говорить об адекватном восприятии ребенком школьной жизни, развитии отношений с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода — помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи адаптационного периода в пятых классах?
— адаптация к «разноголосице» требований учителей;
— введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
— принятие новой позиции — ученик второй ступени школы.
Логика развития адаптационного периода в 5-х классах
Для младшего подросткового возраста характерной особенностью является представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной деятельности. А поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то целесообразно предоставить ребятам возможность все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни выработать самим.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников (который длится не более недели) посвящен знакомству ребят друг с другом или изучению друг друга (если состав класса не менялся). Они делятся информацией о том, что больше всего ценят в других людях и самих себе, чем нравится заниматься, как чувствуют себя в школе.
На втором этапе адаптационного периода ребятам предоставляется возможность взаимодействия в больших и малых группах, состав которых меняется, и выработки правил, облегчающих действие сообща. Некоторым классам удается разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и пр. Среди общих правил появилось, например, такое: «Надо работать, сообща выслушивая друг друга и сверяя версии» или «Быть благодарным». Важно, чтобы все правила конструировались в позитивной форме (без «не») и были обсуждены их необходимость и значимость. Таким образом одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходит принятие созданных правил. Еще одной важной содержательной частью данного этапа является создание портрета настоящего школьника: качества и свойства его личности формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу.
Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества — класс. Работа организуется таким образом, чтобы каждый пятиклассник внес в общее представление о классе свое индивидуальное видение. После этого действия в классах очень быстро и легко распределяются все общественные поручения.