Необходимое оборудование и материалы: Рабочие тетради, инструкционная карта «Расчет и построение чертежа фартука», ПК, видеопроектор, экран, презентация.
Ход и содержание урока:
1.Орг. момент.
На прошлом уроки вы научились снимать мерки, узнали их условные обозначения. Прежде чем шить свое первое изделие – фартук, необходимо сделать выкройку. Выкройка – это чертеж элементов фартука, которые потом будут переноситься на ткань. И сегодня будем строить основу чертежа фартука. Откройте тетрадь, запишите тему урока.
2.Повторение пройденного материала:
Прежде чем строить чертеж я хочу выяснить, какими графическими знаниями, умениями овладели в начальных классах, что знаете о чертеже.
•Какие линии называются горизонтальными?
•Какие линии называются вертикальными?
•Как построить прямой угол?
3.Объяснение нового материала:
Большинство предметов имеет симметричную форму, фигура человека тоже симметрична, т.е правая и левая половины одинаковые, поэтому чертеж будем строить на одну половину фигуры.
- А кто ответит, что такое чертеж?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Необходимое оборудование и материалы: Рабочие тетради, инструкционная карта «Расчет и построение чертежа фартука», ПК, видеопроектор, экран, презентация.
Ход и содержание урока:
1.Орг. момент.
На прошлом уроки вы научились снимать мерки, узнали их условные обозначения. Прежде чем шить свое первое изделие – фартук, необходимо сделать выкройку. Выкройка – это чертеж элементов фартука, которые потом будут переноситься на ткань. И сегодня будем строить основу чертежа фартука. Откройте тетрадь, запишите тему урока.
2.Повторение пройденного материала:
Прежде чем строить чертеж я хочу выяснить, какими графическими знаниями, умениями овладели в начальных классах, что знаете о чертеже.
Какие линии называются горизонтальными?
Какие линии называются вертикальными?
Как построить прямой угол?
3.Объяснение нового материала:
Большинство предметов имеет симметричную форму, фигура человека тоже симметрична, т.е правая и левая половины одинаковые, поэтому чертеж будем строить на одну половину фигуры.
- А кто ответит, что такое чертеж?
Чертеж - это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде.
- Чтобы построить чертеж надо хорошо уметь работать с чертежными инструментами и принадлежностями. К ним относятся: угольник, карандаши мягкий (М) и средней твердости (ТМ).Чертеж будете чертить карандашом ТМ, а оформлять чертеж – карандашом М. Еще нам понадобится масштабная линейка или линейка закройщика. Если внимательно посмотреть - на линейке каждый сантиметр разделен на 4 части, т.е. уменьшен в 4 раза.
Масштаб указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше.
Масштаб записывают в виде отношения двух чисел, первое из которых относится к чертежу, а второе – к предмету. Масштаб 1:4 означает уменьшение в 4 раза.
Масштаб 1:1 означает натуральную величину. Но выкройка фартука в тетради не поместиться, поэтому мы и будем чертить в М 1:4.
Сейчас хочу вас ознакомить с наименованиями, графическими изображениями и назначением линий чертежа. Чертеж будем чертить тонкой сплошной линией которая соответствует 1 мм, обводить контуры будете сплошной основной линией (1,5-2 мм); штриховой линией отметите на выкройке сгиб ткани, местоположение карманов; и штрихпунктирной - середину детали. При расчете и построении чертежа фартука будем пользоваться инструкционной картой, в которой последовательно изложен процесс построения фартука. При выполнении чертежа пользоваться чертежным инструментом необходимо следующим образом. Показываю приемы работы линейкой и угольником (построение параллельных и перпендикулярных линий .
4.Практическая работы
Чертеж чертить будем на миллиметровом листе одновременно все на один размер, а поможет нам презентация. Внимательно смотрите на слайды и следите за направлениями линий, если что-то будет не понятно, я подойду и объясню как сделать правильно.
Итак, начинаем. У вас в инструкционных картах вверху даны 4 мерки, они нам известны, это – Ст; Сб; Дн; Днч. Рядом стоят величины мерок в сантиметрах. Я приведу 2 примера как читать карту. А затем вы по очереди будете сами говорить каждый пункт.
В первом пункте показан угол, с которого начинаем чертить чертеж, читаем:
1. Строим в правом верхнем углу миллиметровки прямой угол с вершиной в точке В (верх нагрудника).
2.ВТ – длина нагрудника Дн = 15 см., откладываем от точки В вниз. Стрелочка показывает направление линии.
(Далее учащиеся начинают проговаривать самостоятельно каждый пункт, если им что-то не понятно, я помогаю). Одновременно начинаем строить чертеж после каждого пункта.
Слежу за правильностью работы с масштабной линейкой.
5.Самостоятельная работа учащихся
Оформление чертежа сплошными основными и штриховыми линиями.
Подписывают детали на чертеже.
6. Закрепление знаний учащихся.
- Какие мерки нужны для построения чертежа фартука?
- Могут ли мерки быть для всех одинаковыми? Почему?
- В каком масштабе будем строить чертеж и почему
- Какие инструменты нужны для построения чертежа?
7.Выставление оценок
8.Домашнее задание:
К следующему уроку вы начертите чертеж фартука по масштабной линейке в М 1:4 на свой размер.