Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «моделирование одежды» и научить приемам технического моделирования фартука в М 1:4.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления одежды от эскиза до готового изделия, с понятием “моделирование”, с видами моделирования, со специальностями “художник – модельер”, “конструктор – модельер”.
- На примере фартука научить подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки, научить приемам технического моделирования фартука в М 1:4.
- Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.
- Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.
Методы обучения: информационно - сообщающий;
Форма организации: фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: ИЗО, история, русский язык и литература, черчение, биология, математика.
Материально-техническое оснащение:
- Мультимедиа проектор, презентация к уроку «Моделирование фартука».
- Наглядно-демонстрационный материал, манекен, фартук с нагрудником.
- Фломастеры, карандаш, ластик, цветная бумага, ножницы, клей.
- Бланки с базовым чертежом фартука для групповой работы
План работы для «художника- модельера» и «художника- конструктора».
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Объявление темы и целей урока.
(На доске записана тема урока).
Изложение целей урока.
III. Повторение пройденной темы.
Эпиграф к уроку
«Человек по натуре своей - художник.
Он всюду, так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей
и уважение к их труду»
М. Горький
Введение
Урок технологии - это особенный урок, где необходимо применять знания полученные из разных областей:
-создавая эскиз модели мы используем знания полученные на уроках ИЗО;
-снимая мерки с человека изучаем биологию;
-строим чертеж познаем азы черчения;
-для выполнения расчетов необходимы знания математики;
-выбирая ткань и способы обработки необходимы знания химии и физики;
-знания русского языка и литературы помогут вам выполнить теоретическую часть проекта и этот список можно продолжить.
Но мы сегодня с вами совершим маленькое путешествие в историю "в страну Одежды в город Фартука".
Сегодня мы узнаем, как и когда появился фартук и сделаем вывод, нужен ли он современному человеку?
Девочки подготовили сообщение и презентацию по данному вопросу.
- выступление учащихся
Создание таких прекрасных изделий проходит 4 больших этапа.
1этап - художественное моделирование, включает в себя составление эскиза одежды, с учетом индивидуальных особенностей каждого человека. Занимается этим Художник- модельер.
(Назовите фамилии знаменитых художников- модельеров) - Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин,. Васильев - историк моды.
Художник-модельер должен знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.
2 этап- конструирование и техническое моделирование, включает в себя снятие мерок с заказчика, составление базового чертежа изделия, моделирование на основе базового чертежа, расчет количества ткани, фурнитуры и т.д.
Эту работу выполняет Конструктор- модельер.
Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках.
3 этап- раскрой изделия. По готовым выкройкам производят раскрой изделия. Занимается этим Закройщик.
4 этап – технология изготовления. Разрабатывает этот этап Технолог швейного производства. Технолог швейного производства определяет способы изготовления изделия с учётом сложности фасона, свойство ткани и современной технологии пошива изделия. Изготавливает Швея. Оператор швейного оборудования выполняет швейные операции. Вот сколько людей-профессионалов работает над созданием одежды.
Давайте определим на каком этапе мы с вами находимся?
Конечно на втором. Вы научились снимать мерки, строить чертеж.
- Повторение, используя слайды презентации.
Молодцы! Вы хорошо усвоили знания по конструированию. А теперь мы переходим к изучению новой темы "Моделирование" фартука.
Итак, записываем в тетрадь определение.
Моделирование – это изменение формы деталей изделия и его художественное оформление в соответствии с выбранной моделью.
Чем же должен руководствоваться художник - модельер, чтобы составить эскиз фартука?
Сочетание цветов. Если фартук шьётся из пёстрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причём она должна совпадать с одной из красок ткани.
Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, чёрным, серым.
Наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой. Сочетание отделки. При изготовлении швейного изделия применяют различные декоративные отделки: тесьма, аппликация, кант, кружева и т.д. (демонстрация отделочных материалов).
Сочетание формы. Если в изделии применяются округлые формы, то это свойство нужно учитывать при моделировании и нижней части, и нагрудника, и кармана.
А теперь, выполните следующие задания:
- Подберите карман и нагрудник к нижней части фартука, подходящие по форме.
- Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани.
Перейдем непосредственно к техническому моделированию фартука.
Процесс моделирования можно разделить на три этапа:
- Определить и нанести линию фасона.
- Разрезать выкройку по линиям фасона.
- Внести изменения в выкройку (раздвинуть или склеить ее согласно модели).
Сейчас мы с вами будем конструкторами-модельерами. Наша задача: изменить форму деталей фартука с помощью нанесения новых линий и получить новые фасоны фартуков.
Перед вами на доске эскиз модели фартука.
Нужно в основу чертежа внести изменения в соответствии с новой моделью. Нужно учитывать, что чертеж строится на половину фигуры человека.
Повторение правил Т/Б при работе с ножницами.
Затем учитель показывает приемы оформления технического моделирования на бумаге.
Физкультминутка:
На уроке мы сидим,
Спинки многие кривим.
Сели ровно, распрямились,
И в принцесс и принцев превратились.
VI. Практическая работа.
Учащиеся разбиваются на 2 группы.
Учитель: Сейчас вы представьте, что работаете в ателье по пошиву одежды. Кто-то из вас будет художником – модельером, кто-то конструктором- модельером. Распределите роли между собой. Я раздаю вам бланки для моделирования. Вы придумываете название своему ателье и вписываете его в бланк.
Название швейного ателье – Ваша визитная карточка. Старайтесь дать оригинальное и запоминающееся клиентам название.
Просто "Пуговка" "Иголочка" «Люкс» или «Ателье индпошива» — не самый удачный вариант. Ведь когда вы станете взрослыми и вдруг захотите открыть ателье вам придется отображать это название на рекламных носителях, визитках
"Мода. Стиль. Дизайн",
"Мир моды", "Шик, салон - ателье"
Художники - модельеры зарисовывают эскизы моделей и описывают их фасон, Конструкторы - модельеры должны технически смоделировать фартуки по вашим эскизам в М 1:4. Затем модельер и конструктор защищают свои проекты и дают оценку другому ателье. Чтобы ничего не упустить в работе воспользуйтесь планом работы «художника – модельера» и «Конструктора - модельера»
Текущий инструктаж: учитель направляет работу учащихся, исправляет недочёты с помощью учащихся.
VII. Закрепление материала.
Вопросы для закрепления нового материала:
- Что такое «моделирование»?
- Назовите виды моделирования.
- Назовите профессии людей, которые работают над созданием одежды.
Домашнее задание: На этом уроке закончим и запишем домашнее задание: найти сообщения о модельерах или пословицы, поговорки о труде.
VIII. Подведение итогов урока.
Учащиеся говорят о том, чему научились на уроке. Убирают рабочие места.
Самоанализ урока
1. Урок технологии в 5-м классе.
Тема урока: "Моделирование фартука".
2. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
3. Существует тесная связь с предыдущим уроком, на котором был построен чертеж основы фартука и с последующим – будет изготовлено изделие по выбранной модели.
4. Дидактическая цель: созданы условия для обеспечения усвоения первичных знаний на основе художественного и технического моделирования.
5. Развивающие цели: обеспечения усвоения приемов технического и художественного моделирования на конструктивном уровне.
6. Образовательные цели: созданы условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков (точности движений, скорости и аккуратности выполняемой работы).
7. Воспитательные цели: шло воспитание личностных качеств: внимательность, работоспособность, успешность творческой деятельности.
8. Правильно выбранная структура урока в соответствии с поставленной целью: оргмомент, мотивация, актуализация, целеполагание, первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебного материала, первичное закрепление, подведение итогов, д/з, рефлексия.
9. Для достижения цели использованы методы обучения: наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, конструктивный.
10. К уроку был оформлен учебный кабинет: наглядные материалы, модели фартуков, дидактический материал.
11. В процессе работы для достижения цели использованы виды контроля:
- целевой обход при выполнении практической работы,
- самоконтроль учащихся,
- взаимоконтроль в парах,
- фронтальный опрос.
12. Урок достиг поставленных целей.