kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок Технология+ИЗО История рабочей одежды

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Интегрированный урок

« Изготовление рабочей одежды. Декоративное украшение изделия»

5 класс

Учитель технологии Т.К.Сланина

Учитель ИЗО Н.В.Кругляк

Тема урока:

 Изготовление  рабочей одежды. Декоративное украшение изделия.

Практическая работа: «Снятие мерок для построения чертежа рабочей одежды»

Цель урока:

- ознакомить учащихся с видами рабочей одежды;

- развитие творческих способностей в декоративной переработки форм стилизации;

- ознакомить учащихся с правилами снятия мерок, учить приемам снятия мерок с фигуры человека для построения основы чертежа рабочей одежды.

Оборудование: краски, кисти, бумага, ножницы, клей, палитра, манекен, сантиметровая лента, рабочая  тетрадь, учебник, чертежные инструменты.

Ключевые слова   (на доске)

Манекен- типовая фигура.

Закройщик – специалист по закрою одежды.

Портной – специалист по шитью одежды.

Полуобхват – мерки в половинном размере.

Декор – украшаю.

Стилизация – декоративное обобщение и подчеркивание особенности формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.

Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств  произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.

Ход урока

I. Организационная часть.

1.1. Здравствуйте. Садитесь.

Девочки, у нас сегодня интересный урок, а интересный потому что, с вами будут работать два учителя:

учитель изобразительного искусства; учитель технологии.

Наш урок интегрированный – технология,  изобразительное искусство.

1.2. Сообщение новой темы.

1.3. Обсуждение ключевых слов.

 II Изложение нового материала.  Учитель технологии:

Рабочая одежда состоит из фартука и косынки. Она охраняет нашу одежду от грязи, пыли, от температурных и климатических воздействий. Фартук шьют из хлопчатобумажных или льняных тканей, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Фартук или передник – это часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта.

Виды фартуков:

- рабочие (их изготовляют из различных материалов: ткани, клеенки. Используют для защиты от вредных производственных факторов).

- нарядные – (изготавливают из однотонных тканях, украшают кружевами, тесьмой)

- домашние – (используются в быту при приготовлении пищи, могут быть разнообразной формы и любого цвета, а также используются на уроках технологии).

Вопросы:

- Какую одежду носят: продавец, сапожник, кузнец?

- Какую одежду носят: повар, кондитер?

- Какую одежду носит: официант?

 В наши дни рабочий фартук начинает постепенно утрачивать функцию, разрабатывается новая специальная одежда – халаты, куртки, комбинезоны.

Фартук состоит из нижней части, нагрудника, пояса и бретели.

 Учитель ИЗО

Для того, чтобы фартук имел красивый внешний вид его можно украсить декоративными элементами.

Декор – украшаю. Это может быть любой реальный предмет – живые цветы, животные, птицы, насекомые, которые можно выполнить сказочными, то есть стилизованными.

Эти предметы в украшении оживляют изделие, придают ему определенный стиль, может превратить обычную вещь в нарядную. (Учитель на доске показывает приемы работы).

Вот такие декоративно-стилизованные элементы можно применять в украшении любого изделия. Выполнять можно аппликацией, вышивкой. Вместо небольших элементов можно использовать пуговицы, бисер, бусинки.  А также можно использовать хантыйские орнаменты.

 

III. Самостоятельная работа (работа в группах 15-20 мин.) Украшение модели фартука различными орнаментами,  сюжетами.

(Наталья Владимировна объясняет принцип работы).

Задание.

Декоративными стилизованными элементами заполнить форму фартука – либо нагрудник, либо нижнюю часть. В процессе работы участвуют все члены бригады. Распределите работу между собой таким образом:

- одна выполняет  эскиз элемента;

- вторая переносит эскиз на модель;

- третья завершает работу, то есть, колористически.

Обсуждение детских работ (5-7 мин.) (от каждой группы выходит одна ученица  и рассказывает, что они сделали, какие мотивы использовали).

Демонстрация фартука с применением зооморфного, растительного орнамента

Демонстрация фартука с применением хантыйских орнаментов

Тамара Константиновна предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук.

- на одной ученице сидит хорошо;

- на другой он мал.

Вопрос:

В чем вы видите различие? (Ответы детей)

Учитель. Чтобы одежда сидела хорошо, была удобной и красивой надо шить ее по определенному размеру, то есть необходимо снять мерки.

Мерки- это размеры человека.

Для снятия мерок используется сантиметровая лента. Ленту изобрел французский портной в 1810 году. Изготавливается из клеенки или полотна. Длина – 150 см., ширина – 2 см. на концах имеет металлические заклепки, которые предохраняют ее от износа.

Используя,  манекен учитель объясняет:

Для правильного снятия мерок нужно знать расположение условных линий на фигуре человека (показ линий).

(Работа с учебником стр. 53.)

IV. Игра : «Море». Чтобы точно определить условные линии на фигуре представим себе море с гладкой поверхностью воды.

  1. Линия воды находится на уровне шеи – линия шеи.
  2. Вы остановились, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  3. Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это линия талии.
  4. На 12-14 см. ниже линии талии – будет расположена линия бедер.
  5. На уровне середины колена проходит линия колен.
  6. Вышли из воды.

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.

V. Текущий инструктаж.

Учитель показывает на одной ученице приемы снятия мерок, использую инструкционную  карту «Мерки для построения чертежа фартука»

Название мерки

Бук.обозначение

Приемы снятия

Назначение

Полуобхват талии

Ст

Горизонтально вокруг туловища на уровне талии.

Определяет длину пояса.

Полуобхват бедер

Сб

Горизонтально вокруг туловища на уровне бедер.

Определяет ширину изделия.

Длина нагрудника

Дн

От линии талии вверх до желаемой длины.

Определяет длину нагрудника.

Длина нижней части

Днч

От линии талии вниз до желаемой длины.

Определяет длину нижней части.

 

Учитель объясняет правила снятия мерок.

  1. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.
  2. Сначала снимают мерки обхватов, а затем длины и записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.
  3. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  4. Талию предварительно опоясывают шнурком.
  5. При снятии мерок измеряемый должен стоять ровно, без напряжения.
  6. сантиметровую ленту нельзя сильно натягивать или ослаблять.
  7. Мерки длины записывают полностью, а мерки обхватов записывают в половинном размере. Почему? (Ответы детей).

Учитель объясняет: так как фигура человека симметрична, чертеж изделия строится на половину фигуры.

VI. Практическая работа. Игра «Ателье». Работа выполняется в парах.

 Одна ученица – закройщик, другая – заказчик.

Каждую мерку дети снимают вслед за учителем, который держит сантиметровую ленту на манекене до тех пор, пока не убедится, что все учащиеся сняли эту мерку. Сняв первую мерку, девочки меняются местами. (Это удобно, потому что все учащиеся работают одновременно  и учителю легко контролировать правильность снятия мерок).

Ловушка: можно использовать прием неверного показа мерок, что привлекает внимание детей, побуждает их к активной мыслительной работе.

Внимание: обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бедер, а мерки длины имеют существенные различия:

- чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука,

VII. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Вопросы:

  1. С помощью чего снимаются мерки?
  2. Как записывают мерки длины, обхватов?
  3. По какой стороне фигуры снимают мерки?
  4. Как расшифровать буквенное обозначение Дн, Днч, Ст, Сб?
  5. Какие декоративные элементы применяют при украшении изделия?

Оценка за урок. Уборка рабочих мест.

Д/З. Принести миллиметровую бумагу, линейку, карандаш, цветные карандаши. 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок Технология+ИЗО История рабочей одежды »

Муниципальное общеобразовательное

учреждение СОШ № 5

г.Пыть-Ях ХМАО «Югра»







Интегрированный урок

« Изготовление рабочей одежды. Декоративное украшение изделия»

5 класс






Учитель технологии Т.К.Сланина

Учитель ИЗО Н.В.Кругляк



2007 год




Тема урока:

Изготовление рабочей одежды. Декоративное украшение изделия.

Практическая работа: «Снятие мерок для построения чертежа рабочей одежды»

Цель урока:

- ознакомить учащихся с видами рабочей одежды;

- развитие творческих способностей в декоративной переработки форм стилизации;

- ознакомить учащихся с правилами снятия мерок, учить приемам снятия мерок с фигуры человека для построения основы чертежа рабочей одежды.

Оборудование: краски, кисти, бумага, ножницы, клей, палитра, манекен, сантиметровая лента, рабочая тетрадь, учебник, чертежные инструменты.

Ключевые слова (на доске)

Манекен- типовая фигура.

Закройщик – специалист по закрою одежды.

Портной – специалист по шитью одежды.

Полуобхват – мерки в половинном размере.

Декор – украшаю.

Стилизация – декоративное обобщение и подчеркивание особенности формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.

Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй.


Ход урока


I. Организационная часть.

1.1. Здравствуйте. Садитесь.

Девочки, у нас сегодня интересный урок, а интересный потому что, с вами будут работать два учителя:

учитель изобразительного искусства; учитель технологии.

Наш урок интегрированный – технология, изобразительное искусство.

1.2. Сообщение новой темы.

1.3. Обсуждение ключевых слов.





Обсуждение ключевых слов


II Изложение нового материала. Учитель технологии:

Рабочая одежда состоит из фартука и косынки. Она охраняет нашу одежду от грязи, пыли, от температурных и климатических воздействий. Фартук шьют из хлопчатобумажных или льняных тканей, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Фартук или передник – это часть одежды с древнейших времен до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта.

Виды фартуков:

- рабочие (их изготовляют из различных материалов: ткани, клеенки. Используют для защиты от вредных производственных факторов).

- нарядные – (изготавливают из однотонных тканях, украшают кружевами, тесьмой)

- домашние – (используются в быту при приготовлении пищи, могут быть разнообразной формы и любого цвета, а также используются на уроках технологии).

Вопросы:

- Какую одежду носят: продавец, сапожник, кузнец?

- Какую одежду носят: повар, кондитер?

- Какую одежду носит: официант?

В наши дни рабочий фартук начинает постепенно утрачивать функцию, разрабатывается новая специальная одежда – халаты, куртки, комбинезоны.

Фартук состоит из нижней части, нагрудника, пояса и бретели.

Учитель ИЗО

Для того, чтобы фартук имел красивый внешний вид его можно украсить декоративными элементами.

Декор – украшаю. Это может быть любой реальный предмет – живые цветы, животные, птицы, насекомые, которые можно выполнить сказочными, то есть стилизованными.

Эти предметы в украшении оживляют изделие, придают ему определенный стиль, может превратить обычную вещь в нарядную. (Учитель на доске показывает приемы работы).

Вот такие декоративно-стилизованные элементы можно применять в украшении любого изделия. Выполнять можно аппликацией, вышивкой. Вместо небольших элементов можно использовать пуговицы, бисер, бусинки. А также можно использовать хантыйские орнаменты.

III. Самостоятельная работа (работа в группах 15-20 мин.) Украшение модели фартука различными орнаментами, сюжетами.

(Наталья Владимировна объясняет принцип работы).

Задание.

Декоративными стилизованными элементами заполнить форму фартука – либо нагрудник, либо нижнюю часть. В процессе работы участвуют все члены бригады. Распределите работу между собой таким образом:

- одна выполняет эскиз элемента;

- вторая переносит эскиз на модель;

- третья завершает работу, то есть, колористически.

Обсуждение детских работ (5-7 мин.) (от каждой группы выходит одна ученица и рассказывает, что они сделали, какие мотивы использовали).

Демонстрация фартука с применением зооморфного, растительного орнамента

Демонстрация фартука с применением хантыйских орнаментов


Тамара Константиновна предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук.

- на одной ученице сидит хорошо;

- на другой он мал.

Вопрос:

В чем вы видите различие? (Ответы детей)

Учитель. Чтобы одежда сидела хорошо, была удобной и красивой надо шить ее по определенному размеру, то есть необходимо снять мерки.

Мерки- это размеры человека.

Для снятия мерок используется сантиметровая лента. Ленту изобрел французский портной в 1810 году. Изготавливается из клеенки или полотна. Длина – 150 см., ширина – 2 см. на концах имеет металлические заклепки, которые предохраняют ее от износа.

Используя, манекен учитель объясняет:

Для правильного снятия мерок нужно знать расположение условных линий на фигуре человека (показ линий).

(Работа с учебником стр. 53.)

IV. Игра : «Море». Чтобы точно определить условные линии на фигуре представим себе море с гладкой поверхностью воды.

  1. Линия воды находится на уровне шеи – линия шеи.

  2. Вы остановились, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.

  3. Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это линия талии.

  4. На 12-14 см. ниже линии талии – будет расположена линия бедер.

  5. На уровне середины колена проходит линия колен.

  6. Вышли из воды.

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.

V. Текущий инструктаж.

Учитель показывает на одной ученице приемы снятия мерок, использую инструкционную карту «Мерки для построения чертежа фартука»

Название мерки

Бук.обозначение

Приемы снятия

Назначение

Полуобхват талии

Ст

Горизонтально вокруг туловища на уровне талии.

Определяет длину пояса.

Полуобхват бедер

Сб

Горизонтально вокруг туловища на уровне бедер.

Определяет ширину изделия.

Длина нагрудника

Дн

От линии талии вверх до желаемой длины.

Определяет длину нагрудника.

Длина нижней части

Днч

От линии талии вниз до желаемой длины.

Определяет длину нижней части.


Учитель объясняет правила снятия мерок.

  1. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.

  2. Сначала снимают мерки обхватов, а затем длины и записываются мерки в той последовательности, в которой они снимались.

  3. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

  4. Талию предварительно опоясывают шнурком.

  5. При снятии мерок измеряемый должен стоять ровно, без напряжения.

  6. сантиметровую ленту нельзя сильно натягивать или ослаблять.

  7. Мерки длины записывают полностью, а мерки обхватов записывают в половинном размере. Почему? (Ответы детей).

Учитель объясняет: так как фигура человека симметрична, чертеж изделия строится на половину фигуры.

VI. Практическая работа. Игра «Ателье». Работа выполняется в парах.


Одна ученица – закройщик, другая – заказчик.

Каждую мерку дети снимают вслед за учителем, который держит сантиметровую ленту на манекене до тех пор, пока не убедится, что все учащиеся сняли эту мерку. Сняв первую мерку, девочки меняются местами. (Это удобно, потому что все учащиеся работают одновременно и учителю легко контролировать правильность снятия мерок).

Ловушка: можно использовать прием неверного показа мерок, что привлекает внимание детей, побуждает их к активной мыслительной работе.

Внимание: обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бедер, а мерки длины имеют существенные различия:

- чем выше ученица, тем больше длина нагрудника и нижней части фартука,

VII. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Вопросы:

  1. С помощью чего снимаются мерки?

  2. Как записывают мерки длины, обхватов?

  3. По какой стороне фигуры снимают мерки?

  4. Как расшифровать буквенное обозначение Дн, Днч, Ст, Сб?

  5. Какие декоративные элементы применяют при украшении изделия?

Оценка за урок. Уборка рабочих мест.

Д/З. Принести миллиметровую бумагу, линейку, карандаш, цветные карандаши.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Интегрированный урок Технология+ИЗО История рабочей одежды

Автор: Сланина Тамара Константиновна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства