Следующий этап – знакомство учащихся с мерками, необходимыми для построения основы чертежа фартука, правилами снятия мерок. (Презентация в приложении 6).
Чтобы учащиеся поняли, для чего снимаются мерки, предлагаю двум ученицам разной комплекции выйти к доске и примерить два одинаковых фартука. Одной девочке фартук не подошел по росту, а другой оказался по размеру. Ученицы делают вывод, что одежда одинакового размера подходит не каждому человеку и поэтому, чтобы сшить удобный фартук необходимо снять мерки, т.е. обмерить свою фигуру. В порядке беседы задаю вопросы:
- Из каких деталей состоит фартук?
- Какие размеры надо знать, чтобы построить чертеж нагрудника? Нижней части фартука?
- По какому месту фигуры проходит пояс и что надо обмерить для определения его длины?
- Можно ли сделать бретели одинаковой длины для всех размеров, если они шьются в виде завязок?
Во время беседы дополняю ответы учащихся, рассказывая о мерках, которые следует снимать, чтобы правильно построить чертеж.
Для изготовления выкройки очень важно точно снять мерки, иначе могут произойти ошибки как на участке неправильно снятой мерки, так и на других.
Перед демонстрацией приемов измерения фигуры рассказываю о правилах снятия мерок: с какой стороны снимаются, зачем фиксируется линия талии, как правильно обращаться с сантиметровой лентой, а также с ее назначением и из чего она сделана, а также даю советы, какую лучше приобрести.
Раздаю инструкционные карты «Снятие мерок для построения чертежа основы фартука» (Приложение 2). Ученицы во слух по очереди читают название мерок, знакомятся с их условными обозначениями, направлением, которое указывает на правильность снятия мерок, а также с назначением каждой мерки и правильностью их снятия. Одновременно поясняю и показываю на манекене правильность снятия всех необходимых мерок. Напоминаю, что талию обязательно следует зафиксировать резинкой по размеру талии для точного определения ее положения, так как некоторые мерки снимают от линии талии вверх или вниз (Дн и Днч).
Обращаю внимание на то, что если фигуру человека мысленно разделить вдоль пополам, то одна половина будет точно такой же, поэтому чертеж строится только на половину фигуры. Мерки обхватов записывают в половинном размере и называют «полуобхват», их условно обозначают буквой «С» (половина от буквы «О»), а мерки длин записывают полностью и обозначают буквой «Д». Объясняю, что малые буквы рядом указывают участок, по которому измеряется мерка.
Далее снимают мерки друг с друга, работая в парах, при этом взаимоконтролируя друг друга и записывая в тетради результаты измерения. Правильность снятия мерок проверяю у каждой девочки, хотя и видна их работа, но если допустить ошибки при снятии мерок, выкройка будет не верной, не будет соответствовать их размеру.
В 5 классе о прибавках дается только элементарное понятие, поэтому при объяснении расчета ширины нижней части фартука говорю, что прибавка к мерке Сб дается для того, чтобы фартук лежал на фигуре свободнее и заходил за линию бока.
К учащимся подхожу дифференцировано. Те, кто справился с заданием по снятию мерок, выполняют самостоятельную работу, которая представлена на слайде 9.
Для того, чтобы дети хорошо понимали и сознательно выполняли чертеж, надо научить их читать его. Под чтением подразумевается умение по чертежу отчетливо представлять себе форму, размеры и взаимное расположение деталей, из которых состоит изображенное изделие. Для обучения чтению подготовлен чертеж изделия в М 1:2, готовое изделие и его макет, все вывешивается на стенде. Накладывая сложенный пополам макет на чертеж, а затем на готовое изделие, вместе с детьми находим отдельные точки и линии чертежа на готовом изделии (так как этот материал повторяем, то дети быстро находят и точки, и линии на чертеже), а затем на фигуре. Обучение чтению чертежа проводится в такой последовательности:
1. Детали изделия и их отличительные признаки (нагрудник меньше нижней части фартука и заужен к верху, карманы квадратные, а нижняя часть фартука прямоугольная).
2. Название и обозначение горизонтальных линий – по линии верха расположены (??) В, по линии талии (??) Т, по линии низа (??) Н, карман (??) К.
3. Название вертикальных линий – линии середины деталей, линии бока. Рассматриваем макет и определяем линии.
4. Определение положения отрезков и точек чертежа на изделии и на фигуре. Сначала учащимся показываю их на готовом фартуке, а затем на фигуре одной из учениц.
5. Выяснение зависимости отдельных отрезков чертежа от снятых мерок (называется отрезок ВТ, учащиеся отвечают, что размер отрезка ВТ зависит от мерки Дн).
3-4 урок
Тема: «Снятие мерок и их запись».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Предмет, класс
Технология, 5 класс
Тема урока,
№ урока по теме
«Снятие мерок и их запись. Чтение чертежа»
Урок № 3-4
Актуальность использования средств ИКТ
Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок. Формируются навыки и умения информационно-мыслительной деятельности.
Структурно, компактно и удобно организованная информация в форме презентаций.
Цель урока
Научить снимать мерки.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные.
Расширить и углубить знания учащихся по конструированию
Ознакомить с правилами снятия мерок.
развивать память, мышление, воображение, речь, внимание;
воспитывать аккуратность, самостоятельность, этику взаимоотношений;
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Презентация (Приложение 6)
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Персональный компьютер,
мультимедийный проектор и экран.
Образовательные ресурсы Интернет
Ход занятия и его этапы расписаны в организационной структуре занятия.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1
Организационный момент
Цель
Настроить учащихся на работу на уроке
Длительность этапа
10 минут
Форма организации деятельности учащихся
Проверка готовности к уроку
Функции преподавателя на данном этапе
Организационные, контролирующие
ЭТАП 2
Теоретическая часть
Введение в тему «Снятие мерок»
Цель
Повторить и обобщить сведения с прошлого урока
Длительность этапа
20 минут
Функция преподавателя на данном этапе
Организующая и информирующая
Основные виды деятельности преподавателя
Демонстрация презентации и ее сопровождение
Промежуточный контроль
Обобщение сведений
ЭТАП 3
Практическая работа «Снятие мерок».
Цель
Напомнить действия по снятию мерок
Длительность этапа
10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация (слайд 4-9)
Форма организации деятельности учащихся
Групповая
Функции преподавателя на данном этапе
Координатор действий
Основные виды деятельности преподавателя
Показ, разъяснение
Промежуточный контроль
Проверка мерок
ЭТАП 4
Чтение чертежа
Цель
Формирование знаний и умений ориентироваться в построении чертежа
Длительность этапа
40 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Презентация (слайд 10)
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная
Функции преподавателя на данном этапе
Объяснение
Основные виды деятельности преподавателя
Показ, рассказ
Промежуточный контроль
Самостоятельная работа
ЭТАП 5
Подведение итогов, рефлексия учащихся
Цель
Дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока.
Длительность этапа
10 мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Контрольные вопросы рефлексии
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе
Контроль результатов
Основные виды деятельности преподавателя
Анализ результативности урока