Просмотр содержимого документа
«Технология в коррекционной школе "Виды мебели"»
Тема занятия: «Виды мебели». 8 класс.
Цели: 1. Формировать знания учащихся о видах мебели (классификация по назначению и способу изготовления).
2. Коррекция мыслительных процессов через анализ, сравнение, обобщение свойств предметов и понятий; актуализация памяти через выявление представлений учащихся о мебели и её применении. Обогащение словарного запаса через знакомство с новыми словами.
3. Привитие эстетических качеств, бережного отношения к инструментам и материалам. Воспитание чувства значимости предмета – столярное дело через изготовление изделий мебели широкого применения.
4. Формирование навыков по изготовлению табурета, самоконтроля, работа над формированием профессионального мастерства, профессиональных качеств личности.
Объект труда: табурет.
Оборудование: а) предметные картинки мебели, карточки лото «Бытовая мебель», технологические карты «Табурет», плакат-эскиз (разрезной) «Дом», плакат-эскиз «Дерево с птицами», карточки-слоги для составления слов «мебель», «гарнитур», «интерьер». Учебник «Столярное дело. 7-8 кл.» Журавлёв Б. А.. Образцы пиломатериалов: ДВП, ДСП, фанера, доска в непрозрачном мешке;
Словарь:мебель, гарнитур, интерьер ,бытовая мебель, мебель общественных зданий
Ход занятия:
I. Оргмомент. (Проверка готовности рабочих мест, наличия спецодежды, настрой учащихся на учебную деятельность)
- Тихонечко сели, сосредоточились. Все внимательно смотрят на меня и слушают каждое моё слово, каждый мой вопрос. Не спешите с ответом. Сначала думайте – потом отвечайте. Договорились? Урок у нас пройдёт сегодня несколько необычно.
Беседа
-Хотелось бы с вами вот о чём побеседовать. Я думаю, что вам всем приходилось наблюдать строительство дома, а кто-то даже принимал участие.
- Трудное это дело?
- А в чём были трудности? (владение разными профессиями, необходимы разные материалы, дом строится по плану, состоит из частей (фундамент, стены, окна, двери, крыша).
- Сегодня мы попробуем построить дом из различных его частей.
II. Теоретическая часть.
1. Сообщение темы, цели.
- Итак, мы отправляемся на строительство нашего дома, работая по теме, знакомство с которой мы начали на прошлом уроке, а название её нам подскажут загадки:
« Под крышей 4 ножки, «Со спинкой – без живота,
А на крыше суп да ложки» С сиденьем – без головы,
С ногами – без рук»
- Как назвать эти предметы одним словом? МЕБЕЛЬ
Сложить это слово из «птичьих» слогов на дереве.
- Складывая наш дом по частям, работая по этой теме, мы закрепим ЗУН по изготовлению мебели, познакомимся с её видами и назначением, будем воспитывать эстетический вкус, развивать память, формировать навыки выполнения разметки и изготовления деталей табурета, следить за качеством работы.
В конце урока мы подведём итог, кто принял активное участие в строительстве нашего дома, преодолел все трудности (выполнил задания). И наш дом получился красивым и правильным. Хорошо?
2. Повторение.
1 часть дома (открыть): Это вы знаете.
а) - Почему появилась мебель?
- Для чего она предназначена? (людям для удобства)
- Поэтому мы с вами говорили о требованиях к современной мебели. Перечислите эти требования? (гигиенические, эстетические, технические)
- Один из вас пришёл в магазин, чтобы купить табурет. Продавец предлагает товар, расхваливает.
- На что вы будете обращать внимание при покупке? Покупатель смотрит на качество товара (как окрашено, прочность, проверяет узлы соединений).
Вывод: мебель должна быть не только красивой, но она должна быть пригодна для практического применения. А это зависит от материалов, из которых предметы мебели сделаны.
в) Материаловедение.
Индивидуальная работа (с образцами пиломатериалов) Чёрный мешок.
- Определить на ощупь пиломатериал и назвать его (4 человека).
- Сравнить свойства? Сделать вывод.
Дополнительные сведения.
- Для изготовления современной мебели широко применяют материалы с ламинированными покрытиями. Они более практичные, чем полированные, удобны в уходе, дольше служат.
Выслушиваются ответы по материаловедению. Лучший – крепит 1 часть дома
г) – Где применяется мебель? (дома) Её функции различны. Мы с вами говорили, какие бывают мебельные изделия дома.
Что такое гарнитур?
ГАРНИТУР- комплект мебели для обстановки отдельного помещения или части комнаты. Сложить это слово из «птичьих» слогов на дереве.
2 часть дома (открыть). Из отдельных частей собери ответ скорей.
Индивидуальная работа.
- Из отдельных предметов мебели (картинки) составить гарнитуры определённого назначения:
Детский – Шепетов А.
Кухонный – Слободчиков В.
Спальный – Анесов А.
Гостиный – Белоусов А.
- Давайте проверим, что вы отобрали?
Ученик, справившийся первым, крепит 2 часть дома.
3. Работа по теме.
- Строительство следующей части нашего дома ведёт нас: В мир новых знаний
3 часть дома (открыть).
- Предметы мебели, о которых мы сейчас говорили используют дома. А только ли дома нам нужна мебель?
- Что вас сейчас окружает? Какие предметы? Парты, верстаки относятся к мебели?
- В магазин вы приходите, кинотеатр, там есть мебель? В больнице?...
Там используют специальную мебель. Показ картинок специальной мебели.
Значит, мебель можно разделить по назначению на два вида: бытовая и специальная.
ТЕАТРАЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ
ОФИСНАЯ МЕБЕЛЬ
МЕДИЦИНСКАЯ МЕБЕЛЬ
ТОРГОВАЯ МЕБЕЛЬ
ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ
а) Работа в тетради.
- Откройте тетради, запишите тему урока «Виды мебели».
Расчертите таблицу:
БЫТОВАЯ МЕБЕЛЬ
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ
СТУЛ
СТОЛ
КРОВАТЬ
ДИВАН
ТУМБА
КРЕСЛО
ШКАФ
КАМОД
БУФЕТ
ПОЛКИ
КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ
СЕРВАНТ
ШКОЛЬНАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ
ОФИСНАЯ
ТЕАТРАЛЬНАЯ
ТОРГОВАЯ
В первую очередь заполняется вторая часть таблицы, проводится показ картинок специальной мебели. Активный ученик закрепляет 3 часть дома.
б) Работа с учебником. Стр. 185. (Журавлёв,7-8 кл.)
4 часть дома (открыть).- Сама мала, а ума придала. (О чём речь?)
Ученик читает стих (Белоусов А.)
Книга в трудности поможет
И всегда нам даст совет,
Ваши знания умножит.
На вопросы даст ответ.
- Мы, сейчас, проведём с вами игру ЛОТО. Я буду называть предметы, а вы находите их на своей карточке, закрываете его и читаете о нём в учебнике, который нам расскажет о конструкции этих предметов. Каждое объяснение сопровождается дополнительными иллюстрациями.
- Заполняется первая часть таблицы.
Ученик, давший полное объяснение, с правильным чтением, закрепляет 4 часть дома.
4. Закрепление.
5 часть дома (открыть). Повторение - мать учения.
- Какое изделие мы начали изготавливать на прошлом занятии? (табурет)
- К какому виду мебели он относится? (бытовой)
- Какое это изделие по конструкции? (жёсткая клееная конструкция)
Устный план с ориентировкой на технологическую карту.
-Что уже выполнено по плану?
- Что предстоит сделать сегодня? (разметка и долбление встречных гнёзд)
Ученик, давший чёткие ответы, закрепляет 5 часть.
5. Техника безопасности (с рубанком, стамеской, рейсмусом)
6 часть дома (открыть). Это всем вам нужно знать обязательно на пять.
6. Физминутка.
-Мы почти построили наш дом, осталась последняя, но очень важная часть – крыша. Но перед этим важным делом нам необходим перерыв (отдых).
III. Практическая часть. (Профориентация).
7часть дома (открыть). Сохрани своё настроение, покажи свои умения.
Такое важное дело, как строительство крыши, а у нашего дома это деревянная кровля, не обойдётся без владения такой профессией, как столяр, плотник. Это очень нужная специальность. Для неё необходимы такие качества, как глазомер, твёрдость руки, ответственность и терпение. У нас в городе такую специальность
можно приобрести в ПТШ. Чтобы научиться столярному ремеслу, необходимо, прежде всего, овладеть основами его техники: освоить ряд простейших операций. И сегодня вы должны показать свои умения и навыки разметки с помощью рейсмуса и приёмы работы со стамеской.
Цель практической работы: разметка и долбление встречных гнёзд (ножка табурета)
IV. Заключительная часть.
1. Анализ работ. Лучший ученик закрепляет 7 часть дома.
2. Итог занятия.
- Как мебель делится по назначению?
- Какая связь между предметами, входящими в гарнитур?
- Мебель в гарнитуре одного цвета, тона и отделки. Из одного гарнитура можно создать несколько интерьеров.
Записать в словарик: Интерьер- это оформление внутреннего помещения, красивая расстановка мебели.
3. Выставление оценок.
-Вот и всё. Наш дом построен, посмотрите, какой он получился красивым. Конечно, пока он только нарисованный, но я верю, что когда ни будь, вы построите его по настоящему.
ЛОТО -КАРТОЧКИ
ИЗДЕЛИЕ: НОЖКА ТАБУРЕТА.
Последовательность работы
Эскиз
1.
Застрогать брусок в размер. Ориентировка в задании по технологической карте. Размеры бруска
38Х38мм Х 450мм. Проверить качество строгания по линейке и угольнику.
Выстрогать четыре бруска
2.
Разметить встречные гнёзда. Использовать рейсмус.
Выполнить долбление на четырёх ножках.
3.
Разметить скосы на ножках. Застрогать скосы. Зачистить готовые изделия.