kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Создание позитивных эмоций на уроке английского языка как один из факторов здоровьесбережения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание позитивных эмоций на уроке английского языка

как один из факторов здоровьесбережения"

Бичурина Лариса Владимировна

учитель английского языка

МБОУ СОШ №88 г.Уфа

Современное общество решает непростую задачу - успеть за стремительным и неумолимым течением времени, за развитием науки и техники, за теми событиями, которые порой сотрясают весь мир. Эту задачу каждодневно решают и наши дети, участвуя в процессе обучения, стремясь, наравне со взрослыми, успеть за бешеным ритмом современной жизни, успеть сделать «всё и сразу».

Всё увеличивающаяся учебная нагрузка, постоянное сидение за компьютером, раннее начало обучения, использование новых форм и технологий приводят к увеличению количества обучающихся, которые не могут адаптироваться в детском школьном коллективе. Обучение - это серьёзный фактор воздействия на здоровье детей. Если мы учтём наличие в каждом классе детей из социально опасных семей, с девиантным поведением, с отклонениями в развитии, то в результате мы получим немалое количество учеников с постоянными проблемами здоровья, с соматическими заболеваниями. Причём это количество растёт в геометрической прогрессии. В связи с этим одной из важнейших задач образовательного учреждения является достижение положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.

В каждой школе и в каждом классе можно встретить таких детей, которые без конца болеют: простудные заболевания, проблемы с сердцем, с желудком, частые головные боли, слабость. Они быстро устают на уроке. Стремятся быстрее уйти домой. При разговоре с родителями выясняется, что у ребёнка при обследовании не нашли никаких серьёзных отклонений в здоровье. Почему же ребёнок постоянно болеет, а врачи не могут найти причину частых недомоганий такого ученика? Ответ прост. Ребёнок не адаптировался в детском коллективе. Ему некомфортно среди одноклассников и учителей. Причины его заболеваний - психологические. Такой ученик стремится остаться дома, среди привычной обстановки, прячется в болезненное состояние, как улитка в свой домик. Психологический климат в классе, агрессия или равнодушие со стороны одноклассников, стиль общения учителя с учениками, завышенные, неадекватные требования со стороны учителя, родителей и приводят к постоянным «болячкам» такого ребёнка, к нарастанию тревожности, к ухудшению его нервного и психического здоровья и, как следствие, к снижению уровня учебной мотивации и к хроническим заболеваниям. К окончанию 9 класса такой ребёнок имеет уже «букет» хронических болезней: гипертония, вегето-сосудистая дистония, сколиоз, депрессия и т.д.

Многие школы используют различные формы и методы для развития здоровьесберегающей деятельности. Это и физкультурно-оздоровительная работа, и открытие соляных шахт, уголков релаксации, массажных и физиотерапевтических кабинетов, и многое другое. Но ни одно из этих нововведений не будет действенным, пока каждому ребёнку не будет комфортно в школе, пока не изменится психологический климат в коллективе, где он проводит большую часть своего времени. Свой вклад в достижение данной цели должен внести не только классный руководитель, но и учителя-предметники.

Особого внимания со стороны учителя требуют дети с различными отклонениями в развитии, так называемые «коррекционные» дети. Каждый учитель должен и может сделать всё от него зависящее, чтобы на его уроке было комфортно всем ученикам.

Начав свою педагогическую деятельность в 1990г., я стала работать именно в классах выравнивания, так их тогда называли, и продолжаю работать до сих пор. Как классный руководитель выпустила 2 класса VII вида. В своей педагогической деятельности и как классному руководителю, и как учителю-предметнику мне довелось работать также со слабослышащими детьми. И у тех, и у других - проблемы с восприятием языка. У детей VII вида - это нарушение фонематического слуха, различные нарушения в развитии речи, у слабослышащих детей проблемы связаны с их заболеванием. Но в учебном плане у всех стоит иностранный язык. Воспринимается он трудно, и поэтому приходилось часто решать проблему: как поступить, чтобы никто из учеников не чувствовал дискомфорта на моём уроке, чтобы не нанести вреда их хрупкой нервной системе.

Английский язык - это сложный предмет. Дети много запоминают, слушают, говорят, читают, воспринимают новую для себя информацию на чужом для них языке. Происходит дополнительная нагрузка на нервную систему ребёнка. Поэтому учитель просто обязан уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям на своих уроках. Это целый комплекс мероприятий: соблюдение воздушно-теплового и санитарного режима, состояние естественного и искусственного освещения, соответствие школьной мебели антропометрическим данным учеников, нормирование нагрузки обучающихся с целью недопущения переутомления и, как следствие, ухудшения их самочувствия.

Кроме перечисленного, при организации урока учителю прежде всего необходимо учитывать индивидуальные адаптивные возможности своих учеников, создавать доброжелательную атмосферу на уроке, поддерживать каждого ребёнка, особенно - не уверенного в себе. Создание благоприятного психологического климата во время урока, применение индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбора видов деятельности - это условия для повышения учебной мотивации и уверенности в своих возможностях: каждый ребёнок сможет проявить себя на уроке, будет раскрепощён, не закроется в свою «раковину». Эти условия снижают тревожность и нервозность детей, сводят на нет внутренние негативные факторы и, значит, способствуют сохранению психического и соматического здоровья школьников.

Чтобы избежать усталости учеников на уроке, я чередую различные виды деятельности: чтение, работа над произношением, письмо, аудирование, вопросно-ответная работа, работа с учебником, различные творческие задания, самостоятельная работа, инсценировки, чтение четверостиший, скороговорок, пословиц и поговорок, отгадывание загадок. Всё это не только способствует развитию мыслительной деятельности, памяти, речи, но и оберегает от однообразия и усталости.

Так, в начальных классах, как известно, большое значение имеет работа по активизации лексики. Важно, чтобы детям было интересно во время такого вида работы. Малышам трудно сидеть на одном месте и повторять за учителем монотонно слова. Поэтому я часто использую игры. Дети играют с удовольствием, ждут и спрашивают, будем ли сегодня играть на уроке. Таким образом, я «убиваю сразу двух зайцев»: дети активнее воспринимают и легче запоминают слова, не устают от сидения, т.к. игры часто бывают довольно подвижны. Например, при обучении счёту играем в мячик, прыгаем через скакалку. С удовольствием дети рисуют на уроке, в том числе и на доске (изучение цвета, внешности и т.д.). При составлении рассказа о ком-то или о чём-то приносят на урок любимую игрушку и рассказывают о ней. что является дополнительным стимулом к учебной мотивации, т.к. любимая игрушка ассоциируется у ребёнка с домом, с мамой. Ребёнок ощущает её присутствие на уроке и, следовательно, чувствует себя более уверенно, раскрепощённо. Такой вид заданий помогает проявить себя и закомплексованным детям, повысить уровень оценки в собственных глазах и в глазах одноклассников. Иногда такая работа проводится спонтанно, незапланированно.

Ученики младших классов любят приносить на урок разные машинки, мелкие игрушки, прячут их в карман, в пенал, отвлекаются от урока. Важно не испугать ученика в такой момент: не отбирать игрушку, не ругать его, а как-то обыграть данную ситуацию. Я предлагаю показать её всем одноклассникам, даже похвастаться, рассказать об этой игрушке. В результате учитель не «испортит» нервы себе, и у ребёнка не останется негативных воспоминаний об уроке, а значит, будет сохранено и его здоровье.

В любом классе большое значение имеют физкультминутки. В младших классах ученики с удовольствием выполняют различные команды, произносимые учителем на английском языке: бежим, летим, плывём, прыгаем и т.д. Дети прыгают, бегут на месте, делают плавательные движения руками, машут руками, как крыльями... Такие физкультминутки с удовольствием выполняют ученики 2-5 классов. Для детей постарше это уже неинтересно. Требовалось придумать что-то другое. Решение подсказали сами ученики. Во время перемены они стали произносить одну из английских детских рифмовок в ритме рэп. Теперь во время проведения физкультминуток они с удовольствием повторяют небольшие рифмовки, стихи, песенки или скороговорки в темпе одного из молодёжных ритмов: рэп, тектоник. Всё это создаёт положительный настрой у обучающихся. А положительные эмоции благотворно влияют не только на их здоровье в целом, но и создают позитивное отношение к предмету.

При позитивном отношении к предмету у ученика формируется стойкое желание больше узнать, активнее работать на уроке, проявлять инициативу. Учителю не следует забывать об этом и стараться создавать на каждом своём уроке доброжелательный психологический микроклимат. Обучающиеся оценят, надолго запомнят и шутку учителя, и его улыбку, и доброжелательное отношение к каждому, поддержку и заботу.

Моё педагогическое кредо: «Каждый ученик талантлив по-своему». Моя обязанность - сохранить не только уверенность в своих силах, но и комфортность душевного состояния каждого ученика.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "Создание позитивных эмоций на уроке английского языка как один из факторов здоровьесбережения" »

Создание позитивных эмоций на уроке английского языка как один из факторов здоровьесбережения

Бичурина Лариса Владимировна

учитель английского языка

МБОУ СОШ №88 г.Уфа

Современное общество решает непростую задачу - успеть за стремительным и неумолимым течением времени, за развитием науки и техники, за теми событиями, которые порой сотрясают весь мир. Эту задачу каждодневно решают и наши дети, участвуя в процессе обучения, стремясь, наравне со взрослыми, успеть за бешеным ритмом современной жизни, успеть сделать «всё и сразу».

Всё увеличивающаяся учебная нагрузка, постоянное сидение за компьютером, раннее начало обучения, использование новых форм и технологий приводят к увеличению количества обучающихся, которые не могут адаптироваться в детском школьном коллективе. Обучение - это серьёзный фактор воздействия на здоровье детей. Если мы учтём наличие в каждом классе детей из социально опасных семей, с девиантным поведением, с отклонениями в развитии, то в результате мы получим немалое количество учеников с постоянными проблемами здоровья, с соматическими заболеваниями. Причём это количество растёт в геометрической прогрессии. В связи с этим одной из важнейших задач образовательного учреждения является достижение положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.

В каждой школе и в каждом классе можно встретить таких детей, которые без конца болеют: простудные заболевания, проблемы с сердцем, с желудком, частые головные боли, слабость. Они быстро устают на уроке. Стремятся быстрее уйти домой. При разговоре с родителями выясняется, что у ребёнка при обследовании не нашли никаких серьёзных отклонений в здоровье. Почему же ребёнок постоянно болеет, а врачи не могут найти причину частых недомоганий такого ученика? Ответ прост. Ребёнок не адаптировался в детском коллективе. Ему некомфортно среди одноклассников и учителей. Причины его заболеваний - психологические. Такой ученик стремится остаться дома, среди привычной обстановки, прячется в болезненное состояние, как улитка в свой домик. Психологический климат в классе, агрессия или равнодушие со стороны одноклассников, стиль общения учителя с учениками, завышенные, неадекватные требования со стороны учителя, родителей и приводят к постоянным «болячкам» такого ребёнка, к нарастанию тревожности, к ухудшению его нервного и психического здоровья и, как следствие, к снижению уровня учебной мотивации и к хроническим заболеваниям. К окончанию 9 класса такой ребёнок имеет уже «букет» хронических болезней: гипертония, вегето-сосудистая дистония, сколиоз, депрессия и т.д.

Многие школы используют различные формы и методы для развития здоровьесберегающей деятельности. Это и физкультурно-оздоровительная работа, и открытие соляных шахт, уголков релаксации, массажных и физиотерапевтических кабинетов, и многое другое. Но ни одно из этих нововведений не будет действенным, пока каждому ребёнку не будет комфортно в школе, пока не изменится психологический климат в коллективе, где он проводит большую часть своего времени. Свой вклад в достижение данной цели должен внести не только классный руководитель, но и учителя-предметники.

Особого внимания со стороны учителя требуют дети с различными отклонениями в развитии, так называемые «коррекционные» дети. Каждый учитель должен и может сделать всё от него зависящее, чтобы на его уроке было комфортно всем ученикам.

Начав свою педагогическую деятельность в 1990г., я стала работать именно в классах выравнивания, так их тогда называли, и продолжаю работать до сих пор. Как классный руководитель выпустила 2 класса VII вида. В своей педагогической деятельности и как классному руководителю, и как учителю-предметнику мне довелось работать также со слабослышащими детьми. И у тех, и у других - проблемы с восприятием языка. У детей VII вида - это нарушение фонематического слуха, различные нарушения в развитии речи, у слабослышащих детей проблемы связаны с их заболеванием. Но в учебном плане у всех стоит иностранный язык. Воспринимается он трудно, и поэтому приходилось часто решать проблему: как поступить, чтобы никто из учеников не чувствовал дискомфорта на моём уроке, чтобы не нанести вреда их хрупкой нервной системе.

Английский язык - это сложный предмет. Дети много запоминают, слушают, говорят, читают, воспринимают новую для себя информацию на чужом для них языке. Происходит дополнительная нагрузка на нервную систему ребёнка. Поэтому учитель просто обязан уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям на своих уроках. Это целый комплекс мероприятий: соблюдение воздушно-теплового и санитарного режима, состояние естественного и искусственного освещения, соответствие школьной мебели антропометрическим данным учеников, нормирование нагрузки обучающихся с целью недопущения переутомления и, как следствие, ухудшения их самочувствия.

Кроме перечисленного, при организации урока учителю прежде всего необходимо учитывать индивидуальные адаптивные возможности своих учеников, создавать доброжелательную атмосферу на уроке, поддерживать каждого ребёнка, особенно - не уверенного в себе. Создание благоприятного психологического климата во время урока, применение индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбора видов деятельности - это условия для повышения учебной мотивации и уверенности в своих возможностях: каждый ребёнок сможет проявить себя на уроке, будет раскрепощён, не закроется в свою «раковину». Эти условия снижают тревожность и нервозность детей, сводят на нет внутренние негативные факторы и, значит, способствуют сохранению психического и соматического здоровья школьников.

Чтобы избежать усталости учеников на уроке, я чередую различные виды деятельности: чтение, работа над произношением, письмо, аудирование, вопросно-ответная работа, работа с учебником, различные творческие задания, самостоятельная работа, инсценировки, чтение четверостиший, скороговорок, пословиц и поговорок, отгадывание загадок. Всё это не только способствует развитию мыслительной деятельности, памяти, речи, но и оберегает от однообразия и усталости.

Так, в начальных классах, как известно, большое значение имеет работа по активизации лексики. Важно, чтобы детям было интересно во время такого вида работы. Малышам трудно сидеть на одном месте и повторять за учителем монотонно слова. Поэтому я часто использую игры. Дети играют с удовольствием, ждут и спрашивают, будем ли сегодня играть на уроке. Таким образом, я «убиваю сразу двух зайцев»: дети активнее воспринимают и легче запоминают слова, не устают от сидения, т.к. игры часто бывают довольно подвижны. Например, при обучении счёту играем в мячик, прыгаем через скакалку. С удовольствием дети рисуют на уроке, в том числе и на доске (изучение цвета, внешности и т.д.). При составлении рассказа о ком-то или о чём-то приносят на урок любимую игрушку и рассказывают о ней. что является дополнительным стимулом к учебной мотивации, т.к. любимая игрушка ассоциируется у ребёнка с домом, с мамой. Ребёнок ощущает её присутствие на уроке и, следовательно, чувствует себя более уверенно, раскрепощённо. Такой вид заданий помогает проявить себя и закомплексованным детям, повысить уровень оценки в собственных глазах и в глазах одноклассников. Иногда такая работа проводится спонтанно, незапланированно.

Ученики младших классов любят приносить на урок разные машинки, мелкие игрушки, прячут их в карман, в пенал, отвлекаются от урока. Важно не испугать ученика в такой момент: не отбирать игрушку, не ругать его, а как-то обыграть данную ситуацию. Я предлагаю показать её всем одноклассникам, даже похвастаться, рассказать об этой игрушке. В результате учитель не «испортит» нервы себе, и у ребёнка не останется негативных воспоминаний об уроке, а значит, будет сохранено и его здоровье.

В любом классе большое значение имеют физкультминутки. В младших классах ученики с удовольствием выполняют различные команды, произносимые учителем на английском языке: бежим, летим, плывём, прыгаем и т.д. Дети прыгают, бегут на месте, делают плавательные движения руками, машут руками, как крыльями... Такие физкультминутки с удовольствием выполняют ученики 2-5 классов. Для детей постарше это уже неинтересно. Требовалось придумать что-то другое. Решение подсказали сами ученики. Во время перемены они стали произносить одну из английских детских рифмовок в ритме рэп. Теперь во время проведения физкультминуток они с удовольствием повторяют небольшие рифмовки, стихи, песенки или скороговорки в темпе одного из молодёжных ритмов: рэп, тектоник. Всё это создаёт положительный настрой у обучающихся. А положительные эмоции благотворно влияют не только на их здоровье в целом, но и создают позитивное отношение к предмету.

При позитивном отношении к предмету у ученика формируется стойкое желание больше узнать, активнее работать на уроке, проявлять инициативу. Учителю не следует забывать об этом и стараться создавать на каждом своём уроке доброжелательный психологический микроклимат. Обучающиеся оценят, надолго запомнят и шутку учителя, и его улыбку, и доброжелательное отношение к каждому, поддержку и заботу.

Моё педагогическое кредо: «Каждый ученик талантлив по-своему». Моя обязанность - сохранить не только уверенность в своих силах, но и комфортность душевного состояния каждого ученика.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бичурина Лариса Владимировна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125469

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства