kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культурологические аспекты урока технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок технологии призван не только научить ребёнка выполнять некие трудовые операции, но и расширить его представления о мире, истории, культуре. Присвоение знаний, умений, связанных с традициями прошлого, содействует развитию патриотических, эстетических чувств детей средствами творческой деятельности.

         Береста издревле в России была универсальным материалом для изготовления посуды, обуви, игрушек, украшений. Поэтому в вариативную часть рабочей программы учителя в 5-7 кл. был включён модуль «Художественная обработка бересты».

         Предлагаемый для публикации проект урока – первое занятие в системе уроков данного модуля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культурологические аспекты урока технологии. »

Шлякова Т.Ю., учитель технологии

МАОУ «СОШ № 16» г. Перми

Культурологические аспекты урока технологии в 5 классе

Современный урок технологии призван не только научить ребёнка выполнять некие трудовые операции, но и расширить его представления о мире, истории, культуре. Присвоение знаний, умений, связанных с традициями прошлого, содействует развитию патриотических, эстетических чувств детей средствами творческой деятельности.

Береста издревле в России была универсальным материалом для изготовления посуды, обуви, игрушек, украшений. Поэтому в вариативную часть рабочей программы учителя в 5-7 кл. был включён модуль «Художественная обработка бересты».

Предлагаемый для публикации проект урока – первое занятие в системе уроков данного модуля.

Тема: «Изготовление браслета из бересты»

Тип урока: Комбинированный. Урок приобретения и усвоения знаний и применение данных знаний на практике.

Цель урока: создание условий для присвоения детьми одной из традиций русских народных ремёсел и способа прямого плетения браслета из берёсты.

Прогнозируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- пробуждение интереса к художественной культуре России;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- присвоение детьми основ экологически ориентированного поведения


- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- способность определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


- освоение способа прямого плетения из берёсты;

- нахождение в разных источниках необходимой информации;

- умение читать технический рисунок;

- умение разбираться в технологической карте;

- изготовление изделия из берёсты (браслета)


Материалы и инструменты: ножницы, ленты из бересты, подсолнечное масло, столярный верстак.

Этапы работы

Время

Организационный момент

3-5 мин

Вводная часть. Объяснение нового материала.

20 мин

Практическая работа

50 мин

Подведение итогов

5 мин


Ход урока.

I. Организационный момент.

а. Взаимное приветствие.

б. Сообщение темы урока.

Слово учителя

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с природным материалом, а каким, вы отгадаете сами?

Загадка 1: «Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит над головой» (берёза).

Загадка 2: «Дерева одёжка ствол хранит надёжно» (кора).

Правильно, молодцы! А как правильно называется кора берёзы? (береста).

Сегодня наша с вами задача познакомиться с берестой, как материалом, её свойствами, заготовкой, применением в жизни и с некоторыми элементами плетения.

II. Вводная часть.

Берёзовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений. Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости. Обувь из коры берёзы - лапти - лёгкая и удобная. Береста - прабабушка бумаги и по своим качествам во многом напоминает бумагу. Она хорошо режется, склеивается, плетётся, сшивается, на ней можно рисовать, писать, выжигать, выполнять аппликации.

Толщина бересты зависит от возраста берёзы. После каждого прожитого года на коре образуется тонкий новый слой. Самый молодой слой всегда прилегает к стволу, мастера – берестоделы называют его лицевым. В изделиях эта сторона бересты оказывается снаружи. Самый старый слой бересты расположен на поверхности коры и покрыт тончайшей белесой плёночкой.

Заготовка. Собирают бересту ранним летом с середины мая до конца июня, когда заканчивается движение сока в дереве, причём только со стволов и веток, которые повалены в бурю или спилены. Есть несколько примет для начала заготовления бересты:

  • Когда прогремит первый гром;

  • Как только появятся комары;

  • Когда листья на берёзе станут размером с пятачок.

Известны два способа снятия бересты:

  • Скалиной (пластом);

  • Спиралью (длинной лентой).

Береста легко расслаивается и поддаётся обработке, особенно если её распарить (поместить в горячую воду). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, тогда она будет ровной. От тепла и солнца береста теряет гибкость и скручивается. Это свойство бересты используют для создания некоторых игрушек. Снятые листы пластовой бересты хранят в прохладном помещении, сложив их попарно, внутренними слоями друг к другу, и придавливают грузом во избежание скручивания.

    • Вы знаете, что в последние годы вырос интерес к старине, народным ремёслам, истории родных мест. И мы с вами займёмся одним из таких ремёсел.

    • Ребята, какие ремёсла вы знаете? Какие ремёсла возрождаются в настоящее время? (художественная обработка бересты, плетение из ивы, резьба по дереву, плетение на коклюшках).

    • А может кто – то из вас знает народных умельцев?

    • У каждого из вас есть бабушки и дедушки, наверняка они тоже владеют каким-то ремеслом, расскажите нам о них.

    • А какие изделия можно сделать из этого чудесного материала?

Мы с вами изготовим одно из несложных изделий – браслет.

А прежде, чем приступить к работе, надо вспомнить технику безопасности.

III. Практическая работа.

Объяснение учителя – техника плетения бересты.

Изготовление браслета по технологической карте.

IV. Подведение итогов.

Осмотр изделий, анализ выполнения работ, указания ошибок, оценка изделий, уборка рабочего места.

  • А закончить наш урок я хотела бы так: не забыто берестяное дело и сейчас, а это значит, что и по сей день можно встретить наследников ремесла. И в наши дни берестяные изделия изготавливаются для применения в жизни ещё в память о замечательном народном промысле, всё это и есть возрождение.

  • Урок закончен. Всем спасибо.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Культурологические аспекты урока технологии.

Автор: Шлякова Татьяна Юрьевна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "План-конспект урока"
    ["seo_title"] => string(21) "plan_konspekt_uroka_2"
    ["file_id"] => string(6) "497099"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1548355712"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Развитие  глобального  мышления   обучаемых "
    ["seo_title"] => string(48) "razvitiie-ghlobal-nogho-myshlieniia-obuchaiemykh"
    ["file_id"] => string(6) "174050"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424084471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства