kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока содержит карту целевых обходов, кроссворд по теме урока, дополнительный материал.

Культурологический аспект преподавания технологии возможно реализовать с опорой на исторические справки.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»

План-конспект урока технологии

6 класс

Раздел программы:

ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ.

Тема урока:

Натуральные волокна животного происхождения.

Цели урока:

Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, научить выполнять макеты переплетений;
Воспитательная – способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности, способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи и поведения.
Развивающая – развивать творческое воображение, творческое мышление, моторные навыки, умение наблюдать, планировать.

Объекты труда:

Образцы переплетений, тканей.

Межпредметные связи:

История- краткие сведения об одежде. Русский язык – написание слов.

ИЗО – знание особенностей цветового круга.

Материально-техническое оснащение урока:

Альбом с образцами тканей и переплетений.

Макеты саржевого и атласного переплетений.

Список литературы:

Ссылки на сайты отмечены в ПРИЛОЖЕНИЯХ к уроку.



ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть-3мин.

    1. Контроль посещаемости.

    1. Назначение дежурных.

    1. Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний- 7 мин.

    1. Кроссворд (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    1. Определение темы и целей урока учащимися.

  1. Изложение нового материала-20мин.

3.1.Краткие сведения из истории появления шерсти и шелка (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3.2. Свойства натуральных волокон натурального происхождения (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

3.3. Получение нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства.

3.4. Понятие «основа» и «уток».

3.5. Структура атласного и саржевого переплетений.

3.6. Контроль и рефлексия (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1).

  1. Вводный инструктаж-10 мин.

    1. Постановка целей практической работы и совместная выработка плана выполнения задания.

    1. Демонстрация порядка выполнения работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    1. Показать способы определения раппорта.

5.Самостоятельная работа учащихся-30 мин.

Текущий инструктаж - целевые обходы (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

5.1. Первый обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда.

5.2. Второй обход - проверка правильности выбора цветной бумаги и параллельности проведения линий разметки.

5.3. Третий обход – проверить правильность выполнения данного переплетения (саржевого).

5.4. Четвертый обход – провести приемку и проверку работ.

6.Подведение итогов урока- 5мин.

6.1. Выставка работ учащихся.

6.2. Самооценка работ учащимися.

6.3. Анализ характерных ошибок и причин их возникновения.

6.4. Выставление оценок за работу на уроке.

7. Организация на перемену-5мин.

7.1. Уборка рабочих мест.

7.2. Задание дежурным.



Замечания и поправки к ведению урока:

(заполняются учителем по ходу урока или после его проведения)











ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Кроссворд.







4.


























7.
























3.












5.






2.


1.






6.
































































































- К изучению этого раздела «Технологии» мы приступаем сегодня .



- Эти поля заполнять не нужно.

По вертикали:

1

Она используется для изготовления самых теплых тканей

(шерсть)

2

Гладкая как….

(шелк)

3

Нить, которая проходит поперек ткани.

(уток).

4

Нить, проходящая вдоль кромки ткани.

(основа).


5

Длинная, непрерывная нить.

(пряжа).

6

Рабочая профессия на ткацком производстве.

(ткач).


7

Неосыпающийся край ткани называется…..

(кромка).







4.
















о










7.






с










к






н


3.








р




5.


о


у


2.


1.




о


6.


п


в


т


ш


ш




М

А

Т

Е

Р

И

А

Л

О

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

к


к


я




к


л


р




а


а


ж






к


с






ч


а








т
















ь






ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Краткие сведения из истории появления шерсти и шелка.

Впервые секрет изготовления шёлка был открыт в Китае пять тысяч лет назад.


Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева  упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую нить.

Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон.  Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала  тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.



Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью.
По  преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутовогошелкопряда.
Так шелк попал в Византию.

В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.

Большой спрос на шёлк из Европы послужил началом великому Шёлковому пути. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а  носить его позволено было только очень богатым людям.
Император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань.

В Европе струящаяся и нежная на ощупь шелковая одежда ценилась не только за красоту и износостойкость, но и за другое не  менее важное качество — в ней не заводились насекомые, изводившие в ту пору даже знатных особ, не грешивших излишней чистоплотностью.
В 15 веке во Франции постели любовников застилались шелковыми тканями — считалось, что шелк приумножает любовные силы.
А вот моду на шелковое белье впервые ввела небезызвестная маркиза де Помпадур.

Мода -2013.







ИСТОРИЯ ШЕРСТОТКАЧЕСТВА



    Шерсть издавна известна людям. В 9—10 тысячелетии до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличие от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру.

  

Остатки шерстяных тканей находили во всех обитаемых частях света при раскопках поселений древних людей. В городе Уре, недалеко от Персидского залива, найдено одно из наиболее старых изображений овцы, выполненное в технике мозаики. Оно датируется приблизительно 3500 г. до н. э.

       Овцеводство было широко развито в Древнем Египте — там из шерстяной ткани изготавливали свободные белые плащи, которые носили поверх льняной одежды. Применяли шерсть и для нанесения узоров на ткани из льна; шерстяные нити использовались в качестве утка при производстве тканей из других волокон.

     В Индии, наравне с хлопчатобумажной одеждой, были распространены изделия из шерсти, а в Китае на высоком уровне шерстоткачество было развито уже в III в. до н. э. Некоторые ткани, найденные при раскопках, по прочности превосходили современные суконные материалы.

     Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были кролики, ламы, опоссумы, бизоны, в Азии — верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а из грубого волоса делали приводные ремни, долго считавшиеся самыми прочными.

     Древние греки для изготовления одежды применяли мягкие, прекрасно драпирующиеся ткани из шерсти и льна, которые ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Например, в Спарте самой распространенной одеждой был шерстяной гиматий — прямоугольный кусок ткани размером 1,7х 4 м, который драпировался прямо на голом теле. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в нее зашивали груз — кусочки свинца.

     Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона: куска ткани, свисающего вдоль туловища и скрепленного на плечах пряжкой с булавкой — фибулой. Военачальники носили одежду пурпурного цвета.

     В Древней Греции также преобладала одежда из шерсти и льна. 13 период Империи особое значение приобрела цветовая гамма одежды. Например, пурпурные полосы по переду туники полагалось носить только римским сенаторам. Туника полководца победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей. Белый цвет был закреплен за аристократией, черный и серый выражал печаль. Зеленый, серый и коричневый были обычными цветами сельских жителей. Были известны многочисленные цветовые нюансы: носили платья «лягушачьего» и «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т. д.

     Гомер, например, упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ... был одет на Одиссее, на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен...».

     Умением изготовлять великолепные шерстяные ткани славились византийские ткачи. Фактура тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями и драгоценными камнями. Технологию выделки тонкого сукна передали народам Северной Европы римляне. Британцам шерстоткачество было известно задолго до новой эры, но римляне, завоевав остров, принесли с собой более совершенные приемы ремесла.

     Чтобы улучшить качество тканей, велись работы по улучшению состава шерсти. Известно, что во II в. н. э. римляне вывели новую тонкорунную породу овец — так называемую тарентайнскую, скрестив колхидских баранов с итальянскими овцами. А испанцы скрестили тарентайнских овец с африканскими баранами. Так появилась испанская порода мериносов, распространившаяся по всей Европе и Америке.

     Но до 1760 г. испанцы сохраняли монополию поставщиков шерсти. Вывоз мериносовых овец был строжайше запрещен. Причем если тарентайнские овцы были коричневыми или черными, то порода мериносов давала длинное тонкое белое руно. Французский король Людовик ХIV с трудом приобрел стадо испанских мериносов, от которого после некоторых опытов пошла порода французских мериносов. После скрещивания с местными немецкими породами испанских мериносов получилась порода саксонских мериносов. Особенно славились своими овцами аббатства цистерианских монахов, прибывших в Англию из Франции в   ХII в. Некоторые из аббатств насчитывали до 15 тысяч овец. Монашеские ордена имели свою одежду: нищенствующие монахи облачались в грубошерстные ткани серого цвета, цистерцианцы щеголяли в белых рясах, а бенедиктинцы — в черных.

     В средние века ткани производились преимущественно из овечьей шерсти. Овец стригли ножницами, сохранившими форму римских — без гвоздика посредине. Затем шерсть тщательно сортировали, вымачивали в слабом щелочном растворе, чтобы удалить жир, сушили на солнце и особыми щипчиками убирали приставшие твердые частицы.

 

     Наконец, шерсть трепали, чесала металлическими чесалками или деревянными гребнями. Затем шерсть распутывали и формовали ее в виде своеобразной ленты.

Следующей операцией было прядение. Пряли обычно дома, и занимались этим не только крестьянки, но и знатные девицы и дамы. Поначалу пряли вручную, с помощью веретен. Позже в Европе появилась прялка, вращающая веретено посредством колеса. Хотя такая прялка позволяла быстрее и ровнее прясть шерсть, отношение к ней долгое время оставалось отрицательным. Даже во Флоренции, передовом центре европейского ткачества, вплоть до ХV в. пряжа, изготовленная с помощью колеса, шла только на уток, но не на основу ткани.  Этот процесс распадался на ряд операций. Сначала с веретен разматывали пряжу, получая мотки или початки. Затем определенное число нитей наматывалось на ткацкий навой, образуя основу ткани. Челнок с утком проходил через нити основания, и в результате получалась ткань.

     Римляне знали лишь вертикальный ткацкий станок, а приблизительно в ХIII в. в Европе появился горизонтальный ткацкий станок. Он был оснащен механизмом, действовавшим с помощью педалей и поочередно поднимавший и опускавший нити основы, что ускоряло продвижение челнока с уточной нитью. Ткацкие станки были практически в любом доме, и хозяйка не только пряла пряжу, но и ткала ткань для своей семьи.

      Производство тканей завершалось их отделкой. После удаления инородных частиц шерстяные ткани подвергали валянию для того, чтобы нити сцепились крепче и сукно стало более плотным. Сначала ткань мочили в теплой воде с золой и человеческой мочой, топча ее при этом ногами, затем промывали, били палками и высушивали.

     Когда после валяния, когда сукно усаживалось — становилось короче и уже, — его ворсовали. Для этого его надирали острыми крючками, используя соцветия растения ворсянки. Ворсянку специально разводили в некоторых местностях Европы. Но после такой процедуры ворс получался недостаточно ровным, и его стригли.

     Заключительной операцией была окраска ткани. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, и ему приходилось довольствоваться серым, коричневым и черным, тогда как знать одевалась в красное, зеленое, синее.

С ХII в. домотканые одежды сохранялись лишь в крестьянском обиходе. Феодалы, городская знать пред почитали ткани, изготовленные профессиональными ремесленниками.




























ПРИЛОЖЕНИЕ 3.



Свойства натуральных волокон животного происхождения.

Признак









Шерсть

Натуральный шелк

Блеск

Не блестит

Блестит

Гладкость

Мягкость

Сминаемость 

Шероховатая

Средней жесткости

Малая

Гладкая

Мягкая

Малая 

Драпируемость

Средняя

Высокая







ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Получение тканей.

В течение многих столетий люди пряли вручную, вытягивая тонкую ленту из массы волокон, а затем скручивали ее в нить. Затем на смену полностью ручному прядению пришло использование веретена, а затем автопрялки. В настоящее время этот процесс практически полностью автоматизирован за счет применения машин различной конструкции.















http://www.k2x2.info/istorija/my_slavjane/p8.php

Как это сделано. Ткани на www.youtube.com





ПРИЛОЖЕНИЕ 4.1.

Контроль и рефлексия.

 Что такое пряжа? (Тонкая нить, выработанная из коротких волокон)
– Пряжа получается в процессе… (Прядения)
– Что такое ткань? (Материал, полученный путем переплетения нитей)
– Вдоль кромки проходят нити… (Основы)
– Поперек ткани проходят нити… (Утка)
– Ткацкое переплетение – это… (Переплетение нитей основы и утка) 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Порядок подготовки к практической работе.

Ткацкие переплетения.

Б–саржевое; Г – атласное.

А - ………..; В-…………

http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/tkani_i_voloknistye_materialy/tkani/



ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Карта целевых обходов.


п/п обхода

1

2

3

4


Содержание обхода

Организация рабочего места/ безопасность труда

Выбор бумаги/ параллельность прямых.

Правильность выполнения переплетения

Оценка работ

Порядок на рабочем месте

Соблюдение правил т/б

Экономичность расходных материалов

Работает на «глазок»

Использует инструменты

Соответствие варианту (саржевое/атласное)

Правильность выполнения

Самооценка работы

Оценка

Ф.И. ученицы










1

Иванова П.










2

Ковалева А.










3










4











5











6











7











8











9











10











11











12














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План-конспект урока

Автор: Мишина Наталья Васильевна

Дата: 24.01.2019

Номер свидетельства: 497099

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства