Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Известно, что в разные исторические эпохи сущность этого понятия определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления. Я. А. Коменский подчёркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, а потом – к Отечеству.
В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов».
Его необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с гуманистическим, культурологическим, гражданским и интернациональным воспитанием. Приоритеты на стороне новых подходов к организации патриотического воспитания в учебных заведениях. Прежде чем претворять в жизнь один из заветов Ушинского, а именно: «не давать детям ничего, кроме истины, выбирая между истинами те, которые соответствуют данному возрасту воспитанника», педагогу надобно обладать многочисленными качествами личности, стоящей на уровне морально-политических, идейных, эстетических и иных задач своего времени.
В воспитании гражданского патриотизма имеют значение все учебные предметы, но особую роль призвана сыграть литература. «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором должна отразиться народная любовь к добру и правде»,- писал великий русский писатель Л.Н.Толстой. На уроках литературы многие произведения поэтов и писателей дают прекрасную основу для анализа идейно-политических проблем, вопросов нравственного становления личности. Причем литературные образы позволяют видеть сложность этого разностороннего становления личности, противоречия, которые свойственны ему. Они позволяют вовлечь учащихся в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свои суждения, вступить в спор со сверстниками, по- иному оценить литературные образы. Такие дискуссии развивают самостоятельность суждений, стимулируют разнообразие взглядов, оттачивают нравственную гражданскую позицию самих подростков, готовят их к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, мировоззрения, реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки. В классике русской литературы А.С. Пушкине важно помочь увидеть подросткам писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в жизни страны. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» помогает осознать значение Бородинской битвы и роль простого народа в ней. Подвиг Тараса и его сына Остапа из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, почувствовать отношение к действительности разных слоев общества помогают произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы», «Война и мир». Литература периода Великой Отечественной войны является хорошим фундаментом для воспитания гражданских чувств подростка. На примере поступков героя А.Т.Твардовского Василия Теркина можно подчеркнуть его органичное слияние с образом всего народа, обладающего неисчерпаемой силой и непобедимостью. Андрей Соколов из «Судьбы человека» М.А.Шолохова обладает исключительным мужеством, во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за её судьбу. Стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Произведения В.Распутина «Живи и помни», В.Быкова «Обелиск», «Сотников», Б.Васильева «А зори здесь тихие, В.Кондратьева «Сашка», А. Толстого «Русский характер» о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора памяти. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом. Диспуты, уроки мужества, устные журналы, уроки-споры, музыкально-литературные композиции, посещение музеев, экскурсии в парки Победы, встречи с ветеранами войны и участниками «горячих точек»– все формы работы обладают большим эмоциональным воздействием, вызывают чувство уважения к людям, защищавшим страну в суровые годы. Беседы о бранных подвигах князей, полководцев, о защите русских земель от набегов врагов, просмотр презентаций, отрывков из документальных и художественных фильмов, творческие задания и конкурсные сочинения, поисковая работа («Судьба семьи в судьбе страны»), проба пера («Я живу на Кавказе»), акции, деловые игры, словарная работа – такая целенаправленная планомерная работа формирует у подростков чувство гордости за Родину и за свой народ. Ибо Отчизна – это не только сегодняшняя страна, но и всё её прошлое, её история.
Одно из самых естественных, очевидных и действенных путей патриотического воспитания было и будет воспитание любви к родной природе. Природа всегда была хранилищем мудрости и силы, а отношение человека к ней – мерилом его нравственной чистоты. Стихи А.Фета, Ф.Тютчева, А.Блока, С.Есенина, К.Симонова, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова не нуждаются в пояснениях, так просто и безыскусно вылита в них любовь к России через тонкое чувство любви к природе. Любовь к природе – стержень человеческой личности. Философский пейзаж Л. Толстого, лиричный пейзаж И.Тургенева, Россия А.Блока, «несказанная, синяя, нежная» Русь С.Есенина останутся с человеком на всю жизнь. Обращение не только к классикам, но и к современным писателям и журналистам позволит понять актуальность поднимаемых экологических проблем. А уроки-презентации о красоте родной природы плавно перетекут в создание проектов о чистоте и выразительности речи, о богатстве русского языка, разнообразии художественно-выразительных средств. Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность, поэтому важно научиться умелому обращению с ним, верному соблюдению норм устной и письменной речи. Правильно подобранный дидактический материал к урокам русского языка (в виде текстов упражнений, изложений, диктантов, тем сочинений) помогает акцентировать внимание учащихся на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность. Подобные тексты в полном объёме позволяют выполнить массу разнообразных заданий, связанных с изучением, повторением и закреплением всех разделов русского языка. Анализируя тексты, отражающие общественно-политическую жизнь страны, подростки овладевают соответствующей лексикой, понятиями, усваивают форму выражения мыслей. Дополнительные индивидуальные задания для учащихся предусматривают самостоятельную подборку материала из средств массовой информации на заданную тему (спортивные и трудовые достижения, экология, природа родного края и т.д.). Такая подготовительная работа позволяет заранее выполнить анализ текста, определить его основную тему, провести словарную работу и работу по предупреждению речевых недочетов и грамматических ошибок. Синквейны, кластеры, ребусы, технологии проблемного обучения, развитие критического мышления и нестандартные задания помогут сделать работу интересной и разнообразной, станут стимулом учащихся для самостоятельной поисковой деятельности.
Таким образом, целенаправленная деятельность учителя будет способствовать формированию у подростков чувства гордости за свое Отечество, любви к своей Родине; формированию активной жизненной позиции, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, языку, обычаям и традициям, вызовут желание учащихся посвятить свою трудовую деятельность укреплению могущества и расцвету России.
Список использованной литературы
1. Буторина, Т.С.Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224с.
2. Гасанов, З.Т.Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] /З.Т.Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С.59–63
3. Касимова, Т.А.Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие /Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64с.
4. Овчинникова, Н.П.Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] /Н.П.Овчинникова// Педагогика. – 2007. – №1. – С.93 – 101
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Известно, что в разные исторические эпохи сущность этого понятия определялась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты его осмысления. Я. А. Коменский подчёркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, а потом – к Отечеству.
В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов».
Его необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с гуманистическим, культурологическим, гражданским и интернациональным воспитанием. Приоритеты на стороне новых подходов к организации патриотического воспитания в учебных заведениях. Прежде чем претворять в жизнь один из заветов Ушинского, а именно: «не давать детям ничего, кроме истины, выбирая между истинами те, которые соответствуют данному возрасту воспитанника», педагогу надобно обладать многочисленными качествами личности, стоящей на уровне морально-политических, идейных, эстетических и иных задач своего времени.
В воспитании гражданского патриотизма имеют значение все учебные предметы, но особую роль призвана сыграть литература. «Литература народа есть полное, всестороннее сознание его, в котором должна отразиться народная любовь к добру и правде»,- писал великий русский писатель Л.Н.Толстой. На уроках литературы многие произведения поэтов и писателей дают прекрасную основу для анализа идейно-политических проблем, вопросов нравственного становления личности. Причем литературные образы позволяют видеть сложность этого разностороннего становления личности, противоречия, которые свойственны ему. Они позволяют вовлечь учащихся в анализ поступков, взглядов, жизненной позиции героев, высказать свои суждения, вступить в спор со сверстниками, по- иному оценить литературные образы. Такие дискуссии развивают самостоятельность суждений, стимулируют разнообразие взглядов, оттачивают нравственную гражданскую позицию самих подростков, готовят их к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, мировоззрения, реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки. В классике русской литературы А.С. Пушкине важно помочь увидеть подросткам писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в жизни страны. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» помогает осознать значение Бородинской битвы и роль простого народа в ней. Подвиг Тараса и его сына Остапа из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. Осознать понятие «истинный патриотизм», представить реальные картины военной жизни, почувствовать отношение к действительности разных слоев общества помогают произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы», «Война и мир». Литература периода Великой Отечественной войны является хорошим фундаментом для воспитания гражданских чувств подростка. На примере поступков героя А.Т.Твардовского Василия Теркина можно подчеркнуть его органичное слияние с образом всего народа, обладающего неисчерпаемой силой и непобедимостью. Андрей Соколов из «Судьбы человека» М.А.Шолохова обладает исключительным мужеством, во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за её судьбу. Стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывают о солдатских буднях, пробуждают чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Произведения В.Распутина «Живи и помни», В.Быкова «Обелиск», «Сотников», Б.Васильева «А зори здесь тихие, В.Кондратьева «Сашка», А. Толстого «Русский характер» о беззаветной стойкости нашего народа, его мужестве перед лицом смерти, о личной ответственности каждого за судьбу Отечества, о проблеме нравственного выбора памяти. Они помогают понять прошлое, заставляют гордиться своей историей, народом. Диспуты, уроки мужества, устные журналы, уроки-споры, музыкально-литературные композиции, посещение музеев, экскурсии в парки Победы, встречи с ветеранами войны и участниками «горячих точек»– все формы работы обладают большим эмоциональным воздействием, вызывают чувство уважения к людям, защищавшим страну в суровые годы. Беседы о бранных подвигах князей, полководцев, о защите русских земель от набегов врагов, просмотр презентаций, отрывков из документальных и художественных фильмов, творческие задания и конкурсные сочинения, поисковая работа («Судьба семьи в судьбе страны»), проба пера («Я живу на Кавказе»), акции, деловые игры, словарная работа – такая целенаправленная планомерная работа формирует у подростков чувство гордости за Родину и за свой народ. Ибо Отчизна – это не только сегодняшняя страна, но и всё её прошлое, её история.
Одно из самых естественных, очевидных и действенных путей патриотического воспитания было и будет воспитание любви к родной природе. Природа всегда была хранилищем мудрости и силы, а отношение человека к ней – мерилом его нравственной чистоты. Стихи А.Фета, Ф.Тютчева, А.Блока, С.Есенина, К.Симонова, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова не нуждаются в пояснениях, так просто и безыскусно вылита в них любовь к России через тонкое чувство любви к природе. Любовь к природе – стержень человеческой личности. Философский пейзаж Л. Толстого, лиричный пейзаж И.Тургенева, Россия А.Блока, «несказанная, синяя, нежная» Русь С.Есенина останутся с человеком на всю жизнь. Обращение не только к классикам, но и к современным писателям и журналистам позволит понять актуальность поднимаемых экологических проблем. А уроки-презентации о красоте родной природы плавно перетекут в создание проектов о чистоте и выразительности речи, о богатстве русского языка, разнообразии художественно-выразительных средств. Одним из проявлений патриотизма является любовь к родному языку. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность, поэтому важно научиться умелому обращению с ним, верному соблюдению норм устной и письменной речи. Правильно подобранный дидактический материал к урокам русского языка (в виде текстов упражнений, изложений, диктантов, тем сочинений) помогаетакцентировать внимание учащихся на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность. Подобные тексты в полном объёме позволяют выполнить массу разнообразных заданий, связанных с изучением, повторением и закреплением всех разделов русского языка. Анализируя тексты, отражающие общественно-политическую жизнь страны, подростки овладевают соответствующей лексикой, понятиями, усваивают форму выражения мыслей. Дополнительные индивидуальные задания для учащихся предусматривают самостоятельную подборку материала из средств массовой информации на заданную тему (спортивные и трудовые достижения, экология, природа родного края и т.д.). Такая подготовительная работа позволяет заранее выполнить анализ текста, определить его основную тему, провести словарную работу и работу по предупреждению речевых недочетов и грамматических ошибок. Синквейны, кластеры, ребусы, технологии проблемного обучения, развитие критического мышления и нестандартные задания помогут сделать работу интересной и разнообразной, станут стимулом учащихся для самостоятельной поисковой деятельности.
Таким образом, целенаправленная деятельность учителя будет способствовать формированию у подростков чувства гордости за свое Отечество, любви к своей Родине; формированию активной жизненной позиции, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, языку, обычаям и традициям, вызовут желание учащихся посвятить свою трудовую деятельность укреплению могущества и расцвету России.
Список использованной литературы 1. Буторина, Т.С.Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С.Буторина, Н.П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224с. 2. Гасанов, З.Т.Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] /З.Т.Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С.59–63 3. Касимова, Т.А.Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие /Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64с. 4. Овчинникова, Н.П.Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] /Н.П.Овчинникова// Педагогика. – 2007. – №1. – С.93 – 101 5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169с.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}