Развитие глобального мышления обучаемых
(из опыта работы учителя географии МОБУ СОШ с. Октябрьский Уфимского района
Александрова Ирина Сергеевна)
К приоритетам современной школы в первую очередь относится формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. В практике глобально–ориентированного образования предлагаются направления специализации не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: географии, биологии, обществознания и др. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.
Главное в глобальном образовании –– воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.
Идея глобального образования, призванная раскрепостить человека как свободную творческую личность, а с другой стороны, воспитать у него чувство ответственности за настоящее и будущее мира, в котором он живет, получила поддержку со стороны Министерства образования РФ и ряда учебных заведений России. Глобальное образование — важнейшее средство гуманитаризации педагогических технологий, деидеологизации дисциплин гуманитарного и других циклов, углубления междисциплинарных связей как внутри одного цикла, так и между предметами различных циклов. Глобальное образование способствует приобретению кросс-культурной грамотности на основе знаний собственной национальной культуры и формированию отношения к людям с позиций общечеловеческих ценностей. При этом глобально-ориентированное образование имеет как бы три составляющие мышления учащихся (Ю.Н. Кулюткин, Е.Б. Спасская):
1) направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем (социально-экономических, экологических, культурологических, гуманитарных);
2) направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений требуют глобальные проблемы);
3) включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности.
Принципы глобального образования:
-ориентация на развитие личности ребенка (педоцентризм);
-непрерывность;
-активизация познавательной деятельности;
-поиск эффективных технологий;
-целостность (холисткость);
-достоверность;
-органическое единство (когерентность);
-интегративность.
Кроме глобальной тематики, акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина:
-эмпатии (способность к сочувствию, сопереживанию);
-толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способу ее решения);
-коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);
-кросс–культурной грамотности (осознание ценности своей культуры в контексте общемировой);
-способности к прогнозированию при выборе решений и способов действий.
Урок глобальной ориентации должен содержать следующие аспекты:
1. Наличие целей глобального образования, т. е. создание условий для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления расщепленности человеческого сознания и души.
2. Реализация задач глобального образования:
формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;
-развитие кросс-культурной грамотности;
-формирование эксцентрического экологического сознания;
-формирование не предвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность).
3. Соответствие принципам глобального образования.
4. Введение глобальной перспективы в урок через:
фактический материал глобального содержания;
-надпредметность;
-межпредметность;
-отработку универсальных умений и навыков;
-создание единой картины мира;
-обучение правилам жизнедеятельности;
-многообразную увлеченность;
-атмосферу сотрудничества и свободы на уроке;
-активизацию процесса обучения.
5. Соответствие выбранных образовательных технологий идеям глобального образования: технология эпистем (или проблемно-познавательные темы), технология развивающего обучения, проблемно-модульная технология, технология сотрудничеств, технологии, способствующие развитию критического мышления, целостно-коммуникативный подход к обучению, технология ситуационного обучения (Кейс-стади), технология «Дебаты».
Глобально-ориентированный урок
Традиционный, тематический урок
Цель урока
Создание условий для формирования учебной деятельности, превращающей школьника в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии; формирование целостного мировосприятия путем комплексного подхода к изучаемому материалу. ЗУН – не самоцель, а средство развития личностных, социально-значимых качеств, компетенций (мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих)
Вооружение обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками, в основе которых лежит предметная информация, предназначенная для запоминания, и шаблоны ее применения Цель носит декларативный характер. Процесс
Учитываются особенности обучающихся, возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – диалог,
Отсутствует учет особенностей школьников, падает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – монолог. Ведущий способ организации деятельности – коллективная мыслительная деятельность и совместное творчество монолог. Ведущий способ организации деятельности – репродуктивная деятельность, воспроизведение ранее полученной информации.
Функции и эффективность деятельности педагога.
Ведущий, консультант, организатор, участник совместной деятельности, партнер. С одной стороны, экономия сил педагога (много работают сами учащиеся); с другой – большее время уходит на подготовку
Результат (текущий)
Уровень понимания возрастает глубина понимания
Мотивация внутренний мотив (эмоционально-эстетический и эмоционально-волевой)
Потребность осознанная познавательная
Ведущий (главный солист). С одной стороны, затратность сил педагога на уроке; с другой – значительно меньше времени уходит на подготовку
Результат (текущий)
Уровень понимания поверхностное понимание
Мотивация внешний мотив (морально-дисциплинарный и авторитарно-дисциплинарный)
Потребность: неосознанная познавательная потребность
Отношение обучающихся к уроку конструктивное
Отношение между педагогом и обучающимися живая обратная связь
Отношение обучающихся к уроку
Равнодушное и ли конфликтное
Отношение между педагогом и обучающимися формальная связь (через журнал)
Здоровьесберегающая направленность урока
Нет утомляемости и усталости Ценностное отношение к информации понимание полезности информации
Здоровьесберегающая направленность урока
Усталость и утомляемость
Ценностное отношение к информации бессмысленность и бесполезность информации
Результат (перспективный)
Развитый человек, способный самостоятельно адаптироваться в обществе и стать успешным и счастливым
Результат (перспективный)
Неразвитый человек (развитые ученики в традиционной системе появляются не благодаря, а вопреки системе, как исключение из правил). Большая часть неразвитых людей попадает на путь деградации.