kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие глобального мышления обучаемых

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Развитие  глобального  мышления   обучаемых

(из опыта работы учителя географии МОБУ  СОШ  с. Октябрьский    Уфимского  района                                            

                                             Александрова   Ирина   Сергеевна)

К приоритетам современной школы в первую очередь относится формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. В практике глобально–ориентированного образования предлагаются направления специализации не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: географии, биологии, обществознания и др. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.

Главное в глобальном образовании –– воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Идея глобального образования, призванная раскрепостить человека как свободную творческую личность, а с другой стороны, воспитать у него чувство ответственности за настоящее и будущее мира, в котором он живет, получила поддержку со стороны Министерства образования РФ и ряда учебных заведений России. Глобальное образование — важнейшее средство гуманитаризации педагогических технологий, деидеологизации дисциплин гуманитарного и других циклов, углубления междисциплинарных связей как внутри одного цикла, так и между предметами различных циклов. Глобальное образование способствует приобретению кросс-культурной грамотности на основе знаний собственной национальной культуры и формированию отношения к людям с позиций общечеловеческих ценностей. При этом глобально-ориентированное образование имеет как бы три составляющие мышления учащихся (Ю.Н. Кулюткин, Е.Б. Спасская):

1) направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем (социально-экономических, экологических, культурологических, гуманитарных);

2) направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений требуют глобальные проблемы);

3) включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности.

Принципы глобального образования:

-ориентация на развитие личности ребенка (педоцентризм);

-непрерывность;

-активизация познавательной деятельности;

-поиск эффективных технологий;

-целостность (холисткость);

-достоверность;

-органическое единство (когерентность);

-интегративность.

Кроме глобальной тематики, акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина:

-эмпатии (способность к сочувствию, сопереживанию);

-толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способу ее решения);

-коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);

-кросс–культурной грамотности (осознание ценности своей культуры в контексте общемировой);

-способности к прогнозированию при выборе решений и способов действий.

Урок глобальной ориентации должен содержать следующие аспекты:

1. Наличие целей глобального образования, т. е. создание условий для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления расщепленности человеческого сознания и души.

2. Реализация задач глобального образования:

формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

-развитие кросс-культурной грамотности;

-формирование эксцентрического экологического сознания;

-формирование не предвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность).

3. Соответствие принципам глобального образования.

4. Введение глобальной перспективы в урок  через:

фактический материал глобального содержания;

-надпредметность;

-межпредметность;

-отработку универсальных умений и навыков;

-создание единой картины мира;

-обучение правилам жизнедеятельности;

-многообразную увлеченность;

-атмосферу сотрудничества и свободы на уроке;

-активизацию процесса обучения.

5. Соответствие выбранных образовательных технологий идеям глобального образования: технология  эпистем  (или проблемно-познавательные темы), технология развивающего обучения, проблемно-модульная технология, технология сотрудничеств, технологии, способствующие развитию критического мышления, целостно-коммуникативный подход к обучению, технология ситуационного обучения (Кейс-стади), технология «Дебаты».

Глобально-ориентированный урок   

Традиционный, тематический урок

                                                                 Цель урока     

Создание условий для формирования учебной деятельности, превращающей школьника в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии; формирование целостного мировосприятия путем комплексного подхода к изучаемому материалу. ЗУН – не самоцель, а средство развития личностных, социально-значимых качеств, компетенций (мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих)

Вооружение обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками, в основе которых лежит предметная информация, предназначенная для запоминания, и шаблоны ее применения                                Цель носит декларативный характер. Процесс    

Учитываются особенности обучающихся, возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – диалог,

Отсутствует учет особенностей школьников, падает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – монолог.                                                                                                                                 Ведущий способ организации деятельности – коллективная мыслительная деятельность и совместное творчество   монолог.                                                                                                                                                                                Ведущий способ организации деятельности – репродуктивная деятельность, воспроизведение ранее полученной информации.

Функции и эффективность деятельности педагога.  

Ведущий, консультант, организатор, участник совместной деятельности, партнер. С одной стороны, экономия сил педагога (много работают сами учащиеся); с другой – большее время уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень  понимания    возрастает   глубина  понимания

Мотивация      внутренний    мотив (эмоционально-эстетический и эмоционально-волевой)

Потребность        осознанная  познавательная             

Ведущий (главный солист). С одной стороны,  затратность   сил педагога на уроке; с другой – значительно меньше времени уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень  понимания   поверхностное  понимание

Мотивация  внешний   мотив (морально-дисциплинарный и авторитарно-дисциплинарный)

Потребность: неосознанная познавательная потребность

Отношение  обучающихся  к  уроку   конструктивное

Отношение между педагогом и обучающимися   живая обратная связь      

Отношение обучающихся к уроку

Равнодушное и ли конфликтное

Отношение между педагогом и обучающимися   формальная связь (через журнал)

Здоровьесберегающая  направленность урока

Нет  утомляемости  и усталости   Ценностное отношение к информации    понимание полезности информации               

Здоровьесберегающая направленность урока

Усталость и утомляемость

Ценностное  отношение к информации   бессмысленность и бесполезность   информации

Результат (перспективный)

Развитый человек, способный самостоятельно адаптироваться в обществе и стать успешным и счастливым      

Результат (перспективный)

Неразвитый человек (развитые ученики в традиционной системе появляются не  благодаря,  а вопреки системе, как исключение из правил). Большая часть неразвитых людей попадает на путь деградации.

Просмотр содержимого документа
«Развитие глобального мышления обучаемых »

Развитие глобального мышления обучаемых

(из опыта работы учителя географии МОБУ СОШ с. Октябрьский Уфимского района

Александрова Ирина Сергеевна)

К приоритетам современной школы в первую очередь относится формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. В практике глобально–ориентированного образования предлагаются направления специализации не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: географии, биологии, обществознания и др. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.

Главное в глобальном образовании –– воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Идея глобального образования, призванная раскрепостить человека как свободную творческую личность, а с другой стороны, воспитать у него чувство ответственности за настоящее и будущее мира, в котором он живет, получила поддержку со стороны Министерства образования РФ и ряда учебных заведений России. Глобальное образование — важнейшее средство гуманитаризации педагогических технологий, деидеологизации дисциплин гуманитарного и других циклов, углубления междисциплинарных связей как внутри одного цикла, так и между предметами различных циклов. Глобальное образование способствует приобретению кросс-культурной грамотности на основе знаний собственной национальной культуры и формированию отношения к людям с позиций общечеловеческих ценностей. При этом глобально-ориентированное образование имеет как бы три составляющие мышления учащихся (Ю.Н. Кулюткин, Е.Б. Спасская):

1) направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем (социально-экономических, экологических, культурологических, гуманитарных);

2) направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений требуют глобальные проблемы);

3) включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности.

Принципы глобального образования:

-ориентация на развитие личности ребенка (педоцентризм);

-непрерывность;

-активизация познавательной деятельности;

-поиск эффективных технологий;

-целостность (холисткость);

-достоверность;

-органическое единство (когерентность);

-интегративность.

Кроме глобальной тематики, акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина:

-эмпатии (способность к сочувствию, сопереживанию);

-толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способу ее решения);

-коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);

-кросс–культурной грамотности (осознание ценности своей культуры в контексте общемировой);

-способности к прогнозированию при выборе решений и способов действий.

Урок глобальной ориентации должен содержать следующие аспекты:

1. Наличие целей глобального образования, т. е. создание условий для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления расщепленности человеческого сознания и души.

2. Реализация задач глобального образования:

формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

-развитие кросс-культурной грамотности;

-формирование эксцентрического экологического сознания;

-формирование не предвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность).

3. Соответствие принципам глобального образования.

4. Введение глобальной перспективы в урок через:

фактический материал глобального содержания;

-надпредметность;

-межпредметность;

-отработку универсальных умений и навыков;

-создание единой картины мира;

-обучение правилам жизнедеятельности;

-многообразную увлеченность;

-атмосферу сотрудничества и свободы на уроке;

-активизацию процесса обучения.

5. Соответствие выбранных образовательных технологий идеям глобального образования: технология эпистем (или проблемно-познавательные темы), технология развивающего обучения, проблемно-модульная технология, технология сотрудничеств, технологии, способствующие развитию критического мышления, целостно-коммуникативный подход к обучению, технология ситуационного обучения (Кейс-стади), технология «Дебаты».

Глобально-ориентированный урок

Традиционный, тематический урок

Цель урока

Создание условий для формирования учебной деятельности, превращающей школьника в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии; формирование целостного мировосприятия путем комплексного подхода к изучаемому материалу. ЗУН – не самоцель, а средство развития личностных, социально-значимых качеств, компетенций (мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих)

Вооружение обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками, в основе которых лежит предметная информация, предназначенная для запоминания, и шаблоны ее применения Цель носит декларативный характер. Процесс

Учитываются особенности обучающихся, возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – диалог,

Отсутствует учет особенностей школьников, падает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – монолог. Ведущий способ организации деятельности – коллективная мыслительная деятельность и совместное творчество монолог. Ведущий способ организации деятельности – репродуктивная деятельность, воспроизведение ранее полученной информации.

Функции и эффективность деятельности педагога.

Ведущий, консультант, организатор, участник совместной деятельности, партнер. С одной стороны, экономия сил педагога (много работают сами учащиеся); с другой – большее время уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень понимания возрастает глубина понимания

Мотивация внутренний мотив (эмоционально-эстетический и эмоционально-волевой)

Потребность осознанная познавательная

Ведущий (главный солист). С одной стороны, затратность сил педагога на уроке; с другой – значительно меньше времени уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень понимания поверхностное понимание

Мотивация внешний мотив (морально-дисциплинарный и авторитарно-дисциплинарный)

Потребность: неосознанная познавательная потребность

Отношение обучающихся к уроку конструктивное

Отношение между педагогом и обучающимися живая обратная связь

Отношение обучающихся к уроку

Равнодушное и ли конфликтное

Отношение между педагогом и обучающимися формальная связь (через журнал)

Здоровьесберегающая направленность урока

Нет утомляемости и усталости Ценностное отношение к информации понимание полезности информации

Здоровьесберегающая направленность урока

Усталость и утомляемость

Ценностное отношение к информации бессмысленность и бесполезность информации

Результат (перспективный)

Развитый человек, способный самостоятельно адаптироваться в обществе и стать успешным и счастливым

Результат (перспективный)

Неразвитый человек (развитые ученики в традиционной системе появляются не благодаря, а вопреки системе, как исключение из правил). Большая часть неразвитых людей попадает на путь деградации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие глобального мышления обучаемых

Автор: Александрова Ирина Сергеевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ""Проектная деятельность на уроках технологии в соответствии с ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(74) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174310"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424106814"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(39) "mietodologiiainnovatsionnogoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "279441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453226283"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства