Тема: «Свойства черных и цветных металлов, сплавов»
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием « черные и цветные металлы, сплавы», их механическими и технологическими свойствами.
2. С помощью исследования определить механические свойства металлов.
Развивающая: Развитие творческой активности учащихся, технического мышления.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия.
Тип урока: комбинированный.
Ведущий вид деятельности: игра, познание, общение
Место урока: 2 раздел 1 урок: «Свойства черных и цветных металлов»
Методы и приемы:
- наблюдения;
- исследовательская работа;
- эвристическая беседа;
- работа с учебником;
- сравнительно-сопоставительный анализ.
Форма работы: групповая, индивидуальная, коллективная
Технологии: коммуникативные, диалоговые
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для групповой работы,
предметы для исследования, словарь Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха, доверия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами урок технологии. Я вижу у вас прекрасное настроение. Пусть оно сохранится до конца урока.
Надеюсь вам понравится наш урок. Вы узнаете много интересного. Вас жду открытия.
1. Постановка проблемной ситуации.
Ребята, перед вами образцы различных предметов. Найдите в чашке металлические предметы. Как вы определили, что этот предметы металлические? По каким признакам, свойствам? ( Прочность, твердость).
Давайте проведем исследование. Ребята, зажмите в ладошках предметы. В одной зажмите ключ, в другой – деревянную геометрическую фигуру и закройте глаза. Почувствуйте, какой предмет холоднее? Почувствовали? Теперь откройте глаза и скажите. (Ключ холоднее, а фигурку теплее)
Так какое же ещё свойство имеет металл? ( Теплопроводность)
А теперь проведем другое исследование.
Ребята, у каждого из вас дощечки, попробуйте процарапать ключом, а потом деревянной фигуркой. Какой вывод можно сделать? ( Металлический ключ тверже, поэтому оставляет царапины).
3-е исследование. Возьмите гвоздь, попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой. Те же действия сделайте с пластмассовой пробкой.
Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть. (Вывод: металлы пластичны)
Учитель: Да, ребята металлы пластичны.
Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.
Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (Кузнец).
- Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия.
Показать розу из железа.
Какой вывод можно сделать? (Металл имеет твердость).
Чем отличается металл от древесины, бумаги, пластмасса?
Металл отличается от древесины тем, что он тверже, прочнее, обладает теплопроводностью.
Ребята! Как вы думает , о чем пойдет речь на уроке? ( О металлах)
2. Сообщение темы
- Ребята, сегодня мы начинаем знакомый вам уже раздел “Технология обработки металлов”, но мы расширим ваши знания по этому разделу, а тему урока я вам предлагаю отгадать. У вас на столе лежат карточки, возьмите карточку №1, в них зашифрованы 4 слова. Собрав все эти слова вместе, вы отгадаете тему урока.
Карточка №1
- йвасвтвС
- ЕрхныЧ
- ыневтхЦ
- овеМлатл
(свойства черных и цветных металлов)
Презентация №1
3. Сообщение цели урока
Цель нашего урока:
Знакомство с понятием «черные и цветные металлы», их механическими и технологическими свойствами.
Развитие технического мышления.
3.Что такое металл? Найдите значение этого слова в словаре Ожегова.
4.Каково происхождение слова “металл”? Откуда оно пришло к нам?
Сообщения учащихся.
1.Термин металл происходит от греческого слова « металлом»,
которое родилось от латинского слова « металлум», что
означает шахта, рудник, руда. В латинском языке слово “metallum” получило значение “руда и выплавляемый из неё металл” и уже в виде французского metal перекочевал в Россию.
2. В глубокой древности люди познакомились с железом, которое
содержалось в метеоритах – египтяне называли их небесными,
греки – звездными. Метеоритное железо вначале ценилось
дороже золота. Железные украшения носили самые богатые,
знатные люди. Любая современная страна должна иметь много
хорошего металла, т.к. это не только вилки, ложки, а прежде
всего техника, танки и т.д.
Но прежде чем приступить к изготовлению какого-либо
изделия, нужно правильно выбрать подходящий для него
материал. Металлы в технике применяются не в чистом виде,
а в виде сплавов, которые получаются путем смешивания в
расплавленном состоянии двух или нескольких металлов
в точно определенном соотношении. Правильный выбор
подходящего для изделия металла или сплава можно сделать,
зная его свойства. (Например, броня, подводная лодка).
3.На заре цивилизаций
Человек еще не знал,
Погружая камни в пламя,
Что он выплавит металл.
Что металл для человека
Будет важен, словно хлеб,
Не мечтал об этом даже
Первобытный человек.
II. Формирование новых знаний
- Знакомство с новым материалом
Все металлы подразделяются на черные и цветные.
К черным металлам относятся: железо, сталь , чугун.
К цветным металлам относятся: алюминий, медь, бронза, латунь, олово, дюралюминий и другие металлы.
Черные и цветные металлы в производстве используют не только в чистом виде, но в виде сплавов.
Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. С развитием металлургической промышленности значительно возрос объем металлических изделий: возводят металлические каркасы промышленных и гражданских зданий, мосты, изготавливают арматуру, а также различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуду, украшения, заклепки, болты, гайки и многое другое. Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.
А какие металлургические предприятия Ростовской области вы знаете?
( электрометаллургический завод в г. Ростове-на – Дону, в г. Таганроге, в Б.Калитве, в Новочеркасске, в Красном Сулине)
Но металлы, ребята, используют не в чистом виде, а в виде сплавов, так как металлы обладают худшими свойствами в отличие от сплавов.
Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении например: латунь, бронза, дюралюминий. Правильный выбор подходящего для изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства.
Всего свойств у любого материала четыре большие группы:
Физические - отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой;
Механические - отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий,
Химические – способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах,
Технологические – способность материалов подвергаться обработки.
Презентация №3-20 (Раздать карточки с таблицей №1)
Таблица № 1СВОЙСТВА
Физические
Механические
Химические
Технологические
блеск
упругость
коррозийная стойкость
ковкость
плотность
пластичность
окисляемость
жидкотекучесть
электропроводность
хрупкость
растворимость
обрабатываемость резанием
температура плавления
вязкость
свариваемость
намагничиваемость
Запишите в тетрадь число, тему урока, свойства металлов.
2. Работа с учебником.
Видите как много свойств, но мы будем в основном говорить о механических и технологических свойствах. Откройте учебник на стр.80 и, прочитав о свойствах, вы сможете, разгадать слово, которое зашифровано
на карточке № 2.
Карточка №2
1. Свойство металла получать новую форму под действием удара
3. Св-во сопротивляться внедрению в него другого материала
4. Способность металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.
5. Способность металла передавать тепло.
6. Св-во металла восстанавливать форму после снятия нагрузки.
2. Сплав железа с углеродом.
Правильно, молодцы, это слово СТАЛЬ. Из 5 класса мы знаем, что все металлы делятся на два вида. Какие? (ответы детей) черные и цветные, а к каким металлам относится сталь? ( ответы детей) А какой металл еще относится к черным? Правильно. Продолжим знакомство с металлами и сплавами.
Таблица № 2
Металлы
Черные
Цветные
чугун
сталь
тяжелые
легкие
редкие
благородные
белый
конструкционные
свинец
алюминий
вольфрам
золото
серый
инструментальные
Медь
магний
молибден
платина
ковкий
со специальными свойствами
Цинк
титан
селен
серебро
Запишем в рабочую тетрадь.
Физминутка музыкальная
Буги — буги.
Руку правую вперёд,
А потом её назад.
А потом опять вперёд
И немного потрясём.
Мы танцуем «Буги - буги»,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так:
Хлоп - хлоп!
III. Практическая работа.
Ребята, во время практической работы вы должны:
1. Определить, из какого металла выполнены предложенные образцы (изделия).
2. Рассмотреть коллекцию металлов и сплавов.
3. Сделать вывод.
IV. Тест «Свойства черных и цветных металлов»
1.К черным металлам относится:
А) медь;
Б) железо;
В) алюминий.
2. К цветным металлам относится:
А) медь;
Б) железо;
В) чугун.
3. К технологическим свойствам металлов и сплавов относится:
А) твердость;
Б) ковкость;
В) упругость;
4) вязкость.
4.В каком виде существуют металлы:
А) в чистом;
Б) в чистом виде и в виде сплавов;
В) в виде сплавов.
5. Где перечислены сплавы цветных металлов?
А) бронза, медь, олово;
Б) латунь, медь, цинк;
В) бронза, латунь, дюралюминий.
V. Итог урока.
Что интересного вы узнали на уроке? Какие открытия вы сделали? Чему научились?
(Мы узнали свойства черных и цветных металлов и сплавов, узнали о применении их в народном хозяйстве. Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.
Металл очень тяжело добывается, поэтому его нужно экономно расходовать).
VI. Домашнее задание: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: § 15 Составьте свой кроссворд о металлах. Выставление оценок.
VII. Рефлексия.
Большое спасибо всем за работу. Ребята, оцените свою работу в группе.
На столах у вас лежат цветные кружки.
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».
Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».
Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».
Ребята, покажите выбранные кружки.