Подготовка к уроку. Приветствие.
Разделение учащихся на группы. Распределение ролей.
Мы продолжаем изучение новой темы: «Общая характеристика металлов» (20 часов). Краткое, сообщение плана урока.
«Покопаемся в памяти»
1. Вспомним, какое строение имеют атомы металлов.
Задание снегопад.
2. Повторим химические свойства металлов.
Даны вещества: сера, азот, оксид натрия, хлор, гидроксид калия, вода, соляная кислота. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать кальций? Составьте уравнения химических реакций. Назовите продукты химических реакций.
Стадия вызова.
Представитель каждой группы читает стихотворение – загадку.
1 группа
Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «й»
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.
(натрий)
2 группа
Удивительный металл –
Кем же только но не стал,
Вместе с группою (-он)
Побелили весь этаж
Из него и карбонат иона
Скульптор сделал Апполона.
(кальций)
3 группа
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока-
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я …
(алюминий)
4 группа
Среди металлов самый славный
Важнейший, древний элемент
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии
Он нужен всей стране родной.
(железо)
Учащиеся определяют, что тема урока будет связана с понятием «Металлы». (3 мин)
Вашему вниманию представляются перепутанные логические цепочки. Согласны ли вы с утверждением?
1. Кальций является основой костной ткани.
2. В организме человека содержится до 1 кг кальция – в костях, зубной эмали, крови.
3. Алюминий находиться во всех тканях и органах человека. Содержание алюминия в организме человека массой 70 кг составляет 61 мг.
4. При производстве алюминия негативное влияние на окружающую среду оказывают вредные газы и отходы.
5. В теле взрослого человека содержится до 4 г железа, 65% которое находится в гемоглобине крови человека.
6. Связанное железо содержится во многих пищевых продуктах: ржаном хлебе, картофеле, яблоках, абрикосах, гречневой крупе.
7. Все металлы и их ионы губительно действуют на организм человека.
Учащиеся записывают ответы (обсуждая в группе) на стикерах и помещают в «корзину идей и понятий»
Записывают тему урока в тетрадь «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогены и загрязнители)» (3 мин)
Стадия осмысления.
1. Презентация учителя.
Нет времени в подробности вдаваться!
ОБРАЩЕНИЕ К КАЛИЮ
А вот ещё один бандит:
Сердечный учащает ритм,
Снижает наш иммунитет.
Молчи уж лучше ты в ответ!
Баланс ионно-электронный,
Обмен белковый, углеводный
И жировой – всё разрушаешь!
Что ты творишь – не понимаешь?
Ты сыворотку крови изменяешь,
Творишь такое – просто ужасаешь!!!
Так что, голубчик, поторопись!
Всего дороже в этой жизни – жизнь!
ОБРАЩЕНИЕ К КАЛЬЦИЮ
Итак, кто следующий сюда забрёл?
Ах, это кальций! Зачем пришёл!
Ты в организм проник, похоже,
Из стока производства стекла, бумаги, кожи.
Нет популярней элемента
В отходах краски и цемента.
В цементной пыли обитаешь,
Букет болезней всяких вызываешь.
Скажи, дружок, что ты не паразит?!
Заболевание цистит тебе о чём-то говорит?
А силикоз – заболевание дыхательных путей?
Так что иди отсюда поскорей!
С тобой нам некогда болтать.
Велите цинк сюда позвать!
ОБРАЩЕНИЕ К АЛЮМИНИЮ
Ещё один «герой» сегодняшнего дня.
Зовётся алюминий. Металлы все ему родня.
«Герой» наш судороги вызывает,
А так же память у людей снижает.
Он угнетает ряд ферментов,
Снижает деятельность кроветворенья центров.
И слабоумие – его работа.
А как здоровье укрепить,- нет! Не его забота!!!
ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕЛЕЗУ
Железо – сын отходов производства самого различного:
Текстильного и фармацевтического,
Лакокрасочного, металлургического
И вредного нефтехимического.
Ты, братец, воздух отравляешь,
Такие страшные болезни вызываешь:
В составе крови изменения
И стоматита проявления.
Сказать железу не дали ни слова!
Нет оправдания в болезнях никакого!
Не о заслугах мы ведём сегодня речь.
Хотим мы зло «железное» пресечь!
Так что, братец, навсегда прощай.
Дорожку к организму забывай.
Учащиеся знакомятся с презентацией и отвечают на вопрос. Действительно ли металлы и их ионы так опасны для человека? И если удалить металлы из организма, как это отразиться на здоровье человека?
Что нужно сделать, чтобы вернуть металлы в организм человека?
В чём дело? Где беда случилась?
Откуда к нам идёт сигнал?
Что? Кровь совсем остановилась?
Процесс кроветворенья встал?
Меня ничуть не удивляет…
Кроветворенье не пойдёт:
В крови ведь меди не хватает
И кальций кровь не бережёт.
Железо с цинком вы прогнали.
Они в состав крови входили,
Газ углекислый уносили,
А кислород нам доставляли.
Вас вызывает нервная система!
Отсутствуют процессы возбужденья!
Нет алюминию в крови замены.
В системе лишь процессы торможенья.
И кальций нужен для системы нервной,
Но он покинул организм наш первым…
Заболеванья кожи появились!!!
Услуги цинка нам бы пригодились!
В цитоплазме вязкость крови понижается!
Она без калия мгновенно в воду превращается!
А кислорода ждёт гемоглобин!!!
Железо есть в нём полновластный господин. Как функцию дыханья выполнять,
Когда железо умудрились вы прогнать?
Дыханье тканей прекратилось!!!
Железа нет – и всё остановилось!
А в организме сплошь вода, отёки…
Без калия вы вряд ли жизнь спасёте!
Лежит наш организм под капельницей молча,
Без зрения, без слуха, без сознанья.
Над ним врачи и днём, и ночью.
Жестоко нам аукнулось незнанье.
Пройдут года, пока наш организм окрепнет,
И встанет на ноги едва,
И если не оглохнет, не ослепнет,
Такой урок запомнит навсегда!
Учащиеся в момент презентации, записывают в тетрадях, какие заболевания вызывает отсутствие или нехватка ионов металлов в организме. Затем каждая группа читает свои записи (по одному металлу) (5 мин)
Учащиеся составляют постер «Биологическая роль металлов»
(4 мин)
1 группа натрий и калий
2 группа – кальций и магний
3 группа – алюминий
4 группа – железо
Презентация каждой группы – защита постера.(10 мин)