Конспект урока химии
Тема: "Способы получения металлов" 9-класс.
Цель: познакомить с природными соединениями металлов, общими способами получения металлов
Задачи : познакомить с самородными металлами, с природными соединениями металлов в процессе проведения лабораторного опыта, сформировать понятие о металлургия и ее разновидностях (пиро-, электро- и гидрометаллургии) как способах получения металлов
-способствовать формированию мотивации к обучению, продолжать развитие интереса к предмету, развивать внимание, умение находить и выделять необходимую информацию из различных источников,
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну
Тип урока изучение нового материала
Методы :объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый
Оборудование: компьютер, видеопроектор, коллекция полезных ископаемых
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие, настрой на урок
2. Подготовка к изучению нового материала
-Какие вопросы мы изучали на прошлом уроке? (Химические свойства металлов)
-Какие свойства проявляют металлы в химических реакциях? (восстановительные свойства)
-По восстановительным свойствам металлы располагаются в ряд. Как называется это ряд активности? (электрохимический ряд напряжений)
-Где в этом ряду напряжений находятся активные металлы? (в самом начале, слева)
-Что значит активные металлы? (легко вступают во взаимодействие с кислородом, другими неметаллами)
-Как вы думаете, в каком состоянии встречаются активные металлы в природе? (в виде соединений)
-Можно ли встретить в природе металлы в чистом виде, в виде самородков? (да. Например, золото)
Учитель демонстрирует слайды с изображением самородков благородных металлов(слайды из приложения www.drofa.ru)
- В природе металлы встречаются в трех формах
1) в свободном виде встречаются золото и платина; золото бывает в распыленном состоянии, а иногда собирается в большие массы самородки
2) все металлы, которые в ряду напряжений находятся до олова, встречаются только в виде соединений.
3) в самородном виде и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово
- Сегодня на уроке мы с вами работаем по «дорожной карте» урока. С помощью этого путеводителя мы изучим новый материал. У вас будет много самостоятельной работы. Работа в карте будет оцениваться. Найдите первое задание. Работа с рядом активности металлов. Выполните первое задание
Ответы учащихся
Просмотр слайдов
Выполняют задание №1 «дорожной карты урока»
3. Подготовка к изучению нового материала.
А)Практическая часть. Выполнение лабораторного опыта.
-В каком состоянии в природе встречается большинство металлов? (в форме соединений)
Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них в ходе лабораторного опыта «Ознакомление с образцами природных соединений металлов»
На столах учащихся коллекции , справочный материал.
По ходу знакомства учащихся с природными соединениями металлов учитель демонстрирует фрагмент презентации «Руды металлов», виртуальная коллекция.(взято из интернета maksoe@mail.ru )
Работа по заданию №2 «дорожной карты»
Учащиеся самостоятельно ставят цель, рассматривают образцы, заполняют таблицу, используя наглядный и справочный материал
Б). Формулировка темы урока
-Мы с вами убедились, насколько богата наша страна полезными ископаемыми, содержащими в своем составе металлы. Но хозяйству, промышленности нужен чистый металл. Как же быть? (нужно металл получить)
Как вы думаете, какая дальнейшая цель нашего урока? (узнать, как получают металлы)
В «дорожной карте» в самом верху слева от ФИ на чистой строке запишите тему урока Способы получения металлов.
Ответы учащихся
Запись темы урока
В). Работа с терминами «минералы, руда, обогащение руды, металлургия» ( задание 3) по тексту учебника
Читают текст учебника, выбирают необходимую информацию, вставляют пропущенные слова в текст задания 3 карты
Г) - Металлы в соединениях имеют положительную степень окисления, а в чистом виде нулевую. Что при этом переходе происходит с электронами? (они присоединяются, приходят)
Как называется такой процесс? (Восстановление)
Выполнение задания №4
Выполнение задания 4
Д) Изучение способов получения металлов по тексту параграфа, составление схемы (задание 5)
-Сколько способов получения металлов вы определили? (четыре: пиро, гидро-, электрометаллургия и микробиологические методы)
- что такое электрометаллургия? Какие металлы получают этим способом?
(учитель демонстрирует фрагмент «Электролиз» )(диск)
_ Что такое гидрометаллургия ? Какие две стадии получения металлов при гидрометаллургии? (перевод нерастворимых соединений в раствор и последующее восстановление чистого металла из раствора)
Почему таким способом нельзя получить активные металлы натрий, калий? (они будут взаимодействовать с водой)
- Что такое пирометаллургия? Какие две стадии включают пирометаллургические процессы при получении металлов из солей? (обжиг и восстановление металла).
Еще раз обратитесь к тексту учебника и выполните задание 6.
- Какие процессы называются магние – и алюминотермией?
Кем был предложен метод алюминотермии? (русским ученым Николаем Николаевичем Бекетовым)
Учитель демонстрирует фрагмент «Алюминотермия» (диск)
Читают текст, чертят схему, участвуют в последующей беседе по вопросам
Знакомятся с электролизом
Вставляют пропущенные слова и дописывают уравнения реакций
Участвуют в беседе
Смотрят фрагмент
4. Закрепление изученного.
Игра «Крестики-нолики»
Работа в дорожной карте
5. Итог урока. Домашнее задание
-Что сегодня нового мы узнали о металлах? (в природе в основном в виде соединений, некоторые встречаются в виде самородков, способы получения металлов из руд)
- Домашнее задание : задание №5 после параграфа 9 на закрепление знаний . Подумайте, как получить данные вещества, запишите уравнения реакций
Учитель благодарит за работу
Подводят итог
Записывают домашнее задание
Сдают листы- карты урока
Используемая литература и электронные ресурсы:
- Габриеян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных уч. заведений- М.Дрофа. 2010
- Габриелян О.С.,Сладков С.А. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс»- М.:Дрофа,2013
- Приложение к учебнику www.drofa.ru
- Презентация Соколова О.Е. Руды металлов [email protected]
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 9класс. Просвещение, 2002
- Приложение
Дорожная карта урока
__________________________ ФИ _______________________
- Металлы в природе встречаются:
1)только в самородном виде 2)только в виде соединений 3) и свободном и в виде соединений
Обобщение этих утверждений оформите с помощью ряда активности металлов, используя фигурные скобки
1.Лабораторный опыт « Ознакомление с образцами природных соединений металлов»
Ход работы.
Рассмотрите выданные образцы природных соединений металлов
Заполните таблицу, используя справочные материалы и дополнительные источники
Название
Формула
Внешний вид
Какой металл содержит
- Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника с.43-44
Большинство металлов в природе встречается преимущественно в виде соединений. Эти природные соединения называются м_________.
Природные минеральные соединения, из которых технологически возможно и экономически целесообразно добывать металлы, называют р_______.
В состав руды, кроме полезных минералов, входит еще ____________ ______________.
Обогащение руды – это _______________________________________________________________
Получением металлов из руд занимается м ______________________.
- Заполните пропуски в предложении и схеме.
Основой всех способов получения металлов из их соединений является процесс
протекающий согласно схеме
- Дополните схему, сделайте краткие подписи, используя текст параграфа
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ
- Пирометаллургические процессы (получение металлов при высокой температуре)
Из солей (сульфидов) из оксидов
1._____________ с О2 1. Восстановление металла
2PbS + ЗО2 = 2РЬО + 2SO2 ↑
2. _____________ (восстановление металла)
РЬО + С = РЬ + СО ↑
Восстановители
Пример реакции (нужно дополнить уравнение)
А) С уголь, кокс
Б) СО угарный газ
В) Н2
Г) более активный металл
NiO + С = Ni + ↑
Fe3O4 + 4CO = 3 + 4CO2 ↑
CuO + H2 = Cu +
- Аl + Fe2O3 = Аl2О3 + 2Fe (алюминотермия)
Ti O2+ 2Mg =2 MgO + (магниетермия)
«Крестики-нолики» Найдите выигрышный путь, состоящий из названий наиболее часто используемых в пирометаллургии восстановителей
Кислород
Хлор
Серебро
Магний
Углерод (кокс)
Алюминий
Водород
Оксид углерода (II)
Вода
Кальций
Фтор
Оксид алюминия
Медь
Сера
Железо
Оксид углерода (IV)
Оценка за выполненную работу _____________