kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  химии

Тема: "Способы получения металлов"   9-класс.

Цель: познакомить с природными соединениями металлов, общими  способами получения металлов

Задачи : познакомить с самородными металлами, с природными соединениями металлов в процессе проведения  лабораторного опыта, сформировать понятие о металлургия и ее разновидностях (пиро-,  электро- и гидрометаллургии) как способах получения металлов

-способствовать формированию мотивации к обучению, продолжать развитие интереса к предмету, развивать внимание, умение находить и выделять необходимую информацию из различных источников,

-воспитывать  чувство патриотизма, гордости за свою страну

Тип урока изучение нового материала

Методы :объяснительно- иллюстративный,  частично-поисковый

Оборудование: компьютер, видеопроектор, коллекция полезных ископаемых

Ход  урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, настрой на урок

2. Подготовка к изучению нового материала

-Какие вопросы мы изучали на прошлом уроке? (Химические свойства металлов)

-Какие свойства проявляют металлы в химических реакциях? (восстановительные свойства)

-По восстановительным свойствам металлы  располагаются в ряд. Как называется это ряд  активности?  (электрохимический ряд напряжений)

-Где в этом ряду напряжений находятся активные металлы? (в самом начале, слева)

-Что значит активные металлы? (легко вступают во взаимодействие с кислородом, другими неметаллами)

-Как вы думаете, в каком состоянии встречаются активные металлы в природе? (в виде соединений)

-Можно ли встретить в природе  металлы в чистом виде, в виде самородков? (да. Например,  золото)

    Учитель демонстрирует слайды с изображением самородков благородных металлов(слайды из приложения www.drofa.ru)

- В природе металлы встречаются в трех формах

1) в свободном виде встречаются золото и платина; золото бывает в распыленном состоянии, а иногда собирается в большие массы самородки

2) все металлы, которые в ряду напряжений находятся до олова, встречаются только в виде соединений.

3) в самородном виде и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово

- Сегодня на уроке мы с вами работаем по «дорожной карте» урока. С помощью этого путеводителя мы изучим новый материал. У вас будет много самостоятельной работы. Работа в карте будет оцениваться. Найдите первое задание. Работа  с рядом активности металлов.  Выполните первое задание

Ответы учащихся

Просмотр слайдов

Выполняют задание №1 «дорожной карты урока»

3. Подготовка к изучению нового материала.

А)Практическая часть. Выполнение лабораторного опыта.

-В каком состоянии в природе встречается большинство металлов? (в форме соединений)

Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них в ходе лабораторного опыта «Ознакомление с образцами природных соединений металлов»

На столах учащихся коллекции , справочный материал.

По ходу знакомства учащихся с природными соединениями металлов учитель демонстрирует фрагмент презентации «Руды металлов», виртуальная коллекция.(взято из интернета maksoe@mail.ru )

Работа по заданию №2 «дорожной карты»

Учащиеся самостоятельно ставят цель, рассматривают образцы, заполняют таблицу, используя наглядный и справочный  материал

Б). Формулировка темы урока

-Мы с вами убедились, насколько богата наша страна полезными ископаемыми, содержащими в своем составе металлы. Но хозяйству, промышленности нужен чистый металл. Как же быть? (нужно металл получить)

Как вы думаете, какая дальнейшая  цель  нашего урока? (узнать, как получают металлы)

В «дорожной карте» в самом верху слева от ФИ на чистой строке запишите тему урока Способы получения металлов.

Ответы учащихся

Запись темы урока

В). Работа с терминами «минералы, руда, обогащение руды, металлургия» ( задание 3) по тексту учебника 

Читают текст учебника, выбирают необходимую информацию, вставляют пропущенные слова в текст задания 3 карты

Г) - Металлы в соединениях имеют положительную степень окисления, а в чистом виде нулевую. Что при этом  переходе происходит с электронами? (они присоединяются, приходят)

Как называется такой процесс? (Восстановление)

Выполнение задания №4

Выполнение задания 4

Д) Изучение способов получения металлов по тексту параграфа, составление схемы (задание 5)

-Сколько способов получения металлов вы определили? (четыре: пиро, гидро-, электрометаллургия и микробиологические методы)

- что такое электрометаллургия? Какие металлы получают этим способом?

(учитель демонстрирует фрагмент «Электролиз» )(диск)

_ Что такое гидрометаллургия ? Какие две стадии получения металлов при гидрометаллургии? (перевод нерастворимых соединений в раствор и последующее восстановление чистого металла из раствора)

Почему таким способом нельзя получить активные металлы натрий, калий? (они будут взаимодействовать с водой)

- Что такое пирометаллургия? Какие две стадии включают пирометаллургические процессы при получении металлов из солей? (обжиг и  восстановление металла).

Еще раз обратитесь к тексту учебника и выполните задание 6.

- Какие процессы  называются магние – и алюминотермией?

Кем  был предложен метод  алюминотермии? (русским ученым Николаем Николаевичем Бекетовым)

Учитель демонстрирует фрагмент «Алюминотермия» (диск)

Читают текст, чертят схему, участвуют в последующей беседе по вопросам

Знакомятся  с электролизом

Вставляют пропущенные слова и дописывают уравнения реакций

Участвуют в беседе

Смотрят фрагмент

4. Закрепление изученного.

Игра «Крестики-нолики»

Работа  в дорожной карте

5. Итог урока. Домашнее задание

-Что сегодня нового мы узнали о металлах? (в природе в основном в виде соединений, некоторые встречаются в виде самородков, способы получения металлов из руд)

- Домашнее задание : задание №5 после параграфа 9 на закрепление знаний  . Подумайте, как получить данные вещества, запишите уравнения реакций

Учитель благодарит за работу

Подводят итог

Записывают домашнее задание

Сдают листы- карты урока

 Используемая литература и электронные ресурсы:

  1. Габриеян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных уч. заведений- М.Дрофа. 2010
  2. Габриелян О.С.,Сладков С.А. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс»- М.:Дрофа,2013
  3. Приложение к учебнику www.drofa.ru
  4.  Презентация Соколова О.Е. Руды металлов maksoe@mail.ru
  5. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 9класс. Просвещение, 2002
  6. Приложение

 Дорожная карта урока

__________________________                                                  ФИ _______________________

  1. Металлы в природе встречаются:

1)только в самородном виде   2)только в виде соединений   3) и свободном  и в виде соединений

Обобщение этих утверждений оформите с помощью ряда активности металлов, используя фигурные скобки

1.Лабораторный опыт « Ознакомление с образцами природных соединений металлов»

  1.  

Ход  работы.

Рассмотрите выданные образцы природных соединений металлов

Заполните таблицу, используя справочные материалы и дополнительные источники

Название

Формула

Внешний вид

Какой металл содержит

  1. Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника с.43-44

Большинство металлов в природе встречается преимущественно в виде соединений. Эти природные соединения называются м_________.

Природные минеральные соединения, из которых технологически возможно и экономически целесообразно добывать металлы, называют р_______.

В состав руды, кроме полезных минералов, входит еще ____________  ______________.

Обогащение руды – это _______________________________________________________________

Получением металлов из руд занимается м ______________________.

  1. Заполните пропуски в предложении и схеме.

Основой  всех способов получения  металлов из их соединений является процесс

протекающий согласно схеме

  1. Дополните схему, сделайте краткие подписи, используя текст параграфа

                        СПОСОБЫ   ПОЛУЧЕНИЯ  МЕТАЛЛОВ

  1.              Пирометаллургические  процессы (получение металлов при высокой температуре)

Из  солей (сульфидов)                                                      из оксидов

1._____________ с О2                                                   1. Восстановление  металла            

2PbS + ЗО2 = 2РЬО + 2SO2 ↑

2. _____________ (восстановление металла)

РЬО + С = РЬ + СО ↑

Восстановители

Пример реакции       (нужно дополнить уравнение)

А) С уголь, кокс

Б) СО угарный газ

В) Н2

Г) более активный металл

  •  
  •  

NiO + С = Ni +        ↑

 Fe3O4 + 4CO = 3       + 4CO2 ↑ 

CuO + H2 = Cu +  

  1. Аl + Fe2O3 = Аl2О3 + 2Fe   (алюминотермия)

Ti O2+ 2Mg =2 MgO +            (магниетермия)

  1.  

«Крестики-нолики» Найдите выигрышный путь, состоящий  из названий наиболее часто используемых в пирометаллургии восстановителей

Кислород

Хлор

Серебро

Магний

Углерод (кокс)

Алюминий

Водород

Оксид углерода (II)

Вода

Кальций

Фтор

Оксид алюминия

Медь

Сера

Железо

Оксид углерода (IV)

                                         Оценка за выполненную работу  _____________

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов"»

Конспект урока химии

Тема: "Способы получения металлов" 9-класс.

Цель: познакомить с природными соединениями металлов , общими способами получения металлов

Задачи : познакомить с самородными металлами , с природными соединениями металлов в процессе проведения лабораторного опыта, сформировать понятие о металлургия и ее разновидностях (пиро-, электро- и гидрометаллургии) как способах получения металлов

-способствовать формированию мотивации к обучению, продолжать развитие интереса к предмету, развивать внимание, умение находить и выделять необходимую информацию из различных источников,

-воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну

Тип урока изучение нового материала

Методы :объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование: компьютер, видеопроектор, коллекция полезных ископаемых

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, настрой на урок

2. Подготовка к изучению нового материала

-Какие вопросы мы изучали на прошлом уроке? (Химические свойства металлов)

-Какие свойства проявляют металлы в химических реакциях? (восстановительные свойства)

-По восстановительным свойствам металлы располагаются в ряд. Как называется это ряд активности? (электрохимический ряд напряжений)

-Где в этом ряду напряжений находятся активные металлы? (в самом начале, слева)

-Что значит активные металлы? (легко вступают во взаимодействие с кислородом, другими неметаллами)

-Как вы думаете, в каком состоянии встречаются активные металлы в природе? (в виде соединений)

-Можно ли встретить в природе металлы в чистом виде, в виде самородков? (да. Например, золото)

Учитель демонстрирует слайды с изображением самородков благородных металлов(слайды из приложения www .drofa.ru)

- В природе металлы встречаются в трех формах

1) в свободном виде встречаются золото и платина; золото бывает в распыленном состоянии, а иногда собирается в большие массы самородки

2) все металлы, которые в ряду напряжений находятся до олова, встречаются только в виде соединений.

3) в самородном виде и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово

- Сегодня на уроке мы с вами работаем по «дорожной карте» урока. С помощью этого путеводителя мы изучим новый материал. У вас будет много самостоятельной работы. Работа в карте будет оцениваться. Найдите первое задание. Работа с рядом активности металлов . Выполните первое задание



Ответы учащихся

















Просмотр слайдов













Выполняют задание №1 «дорожной карты урока»

3. Подготовка к изучению нового материала.

А)Практическая часть. Выполнение лабораторного опыта.

-В каком состоянии в природе встречается большинство металлов? (в форме соединений)

Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них в ходе лабораторного опыта «Ознакомление с образцами природных соединений металлов»

На столах учащихся коллекции , справочный материал.

По ходу знакомства учащихся с природными соединениями металлов учитель демонстрирует фрагмент презентации «Руды металлов», виртуальная коллекция.(взято из интернета maksoe@mail.ru )




Работа по заданию №2 «дорожной карты»

Учащиеся самостоятельно ставят цель, рассматривают образцы, заполняют таблицу, используя наглядный и справочный материал

Б). Формулировка темы урока

-Мы с вами убедились, насколько богата наша страна полезными ископаемыми, содержащими в своем составе металлы. Но хозяйству , промышленности нужен чистый металл. Как же быть? (нужно металл получить)

Как вы думаете, какая дальнейшая цель нашего урока? (узнать, как получают металлы)

В «дорожной карте» в самом верху слева от ФИ на чистой строке запишите тему урока Способы получения металлов.


Ответы учащихся






Запись темы урока

В). Работа с терминами «минералы, руда, обогащение руды, металлургия» ( задание 3) по тексту учебника


Читают текст учебника, выбирают необходимую информацию, вставляют пропущенные слова в текст задания 3 карты

Г) - Металлы в соединениях имеют положительную степень окисления, а в чистом виде нулевую. Что при этом переходе происходит с электронами? (они присоединяются, приходят)

Как называется такой процесс? (Восстановление)

Выполнение задания №4



Выполнение задания 4

Д) Изучение способов получения металлов по тексту параграфа, составление схемы (задание 5)

-Сколько способов получения металлов вы определили? (четыре: пиро, гидро-, электрометаллургия и микробиологические методы)

- что такое электрометаллургия? Какие металлы получают этим способом?

(учитель демонстрирует фрагмент «Электролиз» )(диск)

_ Что такое гидрометаллургия ? Какие две стадии получения металлов при гидрометаллургии? (перевод нерастворимых соединений в раствор и последующее восстановление чистого металла из раствора)

Почему таким способом нельзя получить активные металлы натрий, калий? (они будут взаимодействовать с водой)

- Что такое пирометаллургия? Какие две стадии включают пирометаллургические процессы при получении металлов из солей? (обжиг и восстановление металла).

Еще раз обратитесь к тексту учебника и выполните задание 6.

- Какие процессы называются магние – и алюминотермией?

Кем был предложен метод алюминотермии? (русским ученым Николаем Николаевичем Бекетовым)

Учитель демонстрирует фрагмент «Алюминотермия» (диск)


Читают текст, чертят схему, участвуют в последующей беседе по вопросам



Знакомятся с электролизом













Вставляют пропущенные сова и дописывают уравнения реакций


Участвуют в беседе



Смотрят фрагмент

4. Закрепление изученного.

Игра «Крестики-нолики»


Работа в дорожной карте

5. Итог урока . Домашнее задание

-Что сегодня нового мы узнали о металлах? (в природе в основном в виде соединений, некоторые встречаются в виде самородков, способы получения металлов из руд)

- Домашнее задание : задание №5 после параграфа 9 на закрепление знаний . Подумайте , как получить данные вещества, запишите уравнения реакций

Учитель благодарит за работу



Подводят итог


Записывают домашнее задание

Сдают листы- карты урока





Используемая литература и электронные ресурсы:

  1. Габриеян О.С. Химия . 9 класс: учебник для общеобразовательных уч. заведений- М.Дрофа. 2010

  2. Габриелян О.С. ,Сладков С.А. Химия . 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс»- М.:Дрофа,2013

  3. Приложение к учебнику www .drofa.ru

  4. Презентация Соколова О.Е. Руды металлов maksoe@mail.ru

  5. Химия . Мультимедийное учебное пособие нового образца. 9класс . Просвещение , 2002



























Приложение

Дорожная карта урока

__________________________ ФИ _______________________

  1. Металлы в природе встречаются:

1)только в самородном виде 2)только в виде соединений 3) и свободном и в виде соединений

Обобщение этих утверждений оформите с помощью ряда активности металлов, используя фигурные скобки



  1. Лабораторный опыт « Ознакомление с образцами природных соединений металлов»

Цель_________________________________________________________________________

Ход работы.

Рассмотрите выданные образцы природных соединений металлов

Заполните таблицу, используя справочные материалы и дополнительные источники

Название

Формула

Внешний вид

Какой металл содержит






























































  1. Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника с.43-44

Большинство металлов в природе встречается преимущественно в виде соединений. Эти природные соединения называются м_________.

Природные минеральные соединения, из которых технологически возможно и экономически целесообразно добывать металлы, называют р_______.

В состав руды, кроме полезных минералов, входит еще ____________ ______________.

Обогащение руды – это _______________________________________________________________

Получением металлов из руд занимается м ______________________.


  1. Заполните пропуски в предложении и схеме.

Основой всех способов получения металлов из их соединений является процесс















протекающий согласно схеме


  1. Дополните схему, сделайте краткие подписи , используя текст параграфа

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАЛЛОВ








  1. Пирометаллургические процессы (получение металлов при высокой температуре)

Из солей (сульфидов) из оксидов

1._____________ с О2 1. Восстановление металла

2PbS + ЗО2 = 2РЬО + 2SO2 ↑

2. _____________ (восстановление металла)

РЬО + С = РЬ + СО ↑

Восстановители

Пример реакции (нужно дополнить уравнение)

А) С уголь, кокс


Б) СО угарный газ


В) Н2

Г) более активный металл

Аl


Mg

NiO + С = Ni + ↑

Fe3O4 + 4CO = 3 + 4CO2 ↑ 

 

CuO + H2 = Cu +


2Аl + Fe2O3 = Аl2О3 + 2Fe (алюминотермия)


Ti O2+ 2Mg =2 MgO + (магниетермия)

«Крестики-нолики» Найдите выигрышный путь, состоящий из названий наиболее часто используемых в пирометаллургии восстановителей

Кислород

Хлор

Серебро

Магний

Углерод (кокс)

Алюминий

Водород

Оксид углерода (II)

Вода

Кальций

Фтор

Оксид алюминия

Медь

Сера

Железо

Оксид углерода (IV)

Оценка за выполненную работу _____________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по химии на тему "Способы получения металлов"

Автор: Румянцева Наталия Борисовна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока по химии: «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогенны и загрязнители). "
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt-uroka-po-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh-bioghienny-i-zaghriaznitieli"
    ["file_id"] => string(6) "183459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425884390"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Кремний и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438868377"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Щелочные металлы "
    ["seo_title"] => string(23) "shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "133929"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416601163"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока  по теме "Кислород" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kislorod"
    ["file_id"] => string(6) "116458"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412495718"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства