Тема интегрированного урока
«Свойства металлов и сплавов. Деформации. Виды деформаций. Закон Гука»
Учебно-воспитательные задачи:
- Дидактические цели: проконтролировать, обобщить и систематизироть усвоение свойств металлов и сплавов, природу возникновения и применения силы упругости, механические свойства металлов, закон Гука.
- Воспитательные цели: воспитание внимания, усидчивости, позитивного отношения к получению знаний, умение вести конспект, навыков сознательной дисциплины.
- Развивающие цели: развитие памяти, внимания, ИМД и КМД, умения логически и технически мыслить, выделять главное, делать умозаключения, применять полученные знания в процессе дальнейшей работы на производстве.
Оборудование, наглядные пособия:
Компьютер. Интерактивная доска с подиумом. Викторина «Минута славы». Программа Флипчарт». Видеосюжет «Закон Гука». Интерактивный кроссворд. Интерактивные тесты. Задачи по физике «Определение силы упругости». Презентация «Свойства металлов и сплавов. Деформация. Виды деформаций. Закон Гука». Флипчарты «Решение задач», «Свойства металлов. Помогите другу восстановить шпаргалку». Викторина «Минута славы».
- Вид урока: урок интегрированный, с применением ТСО и презентацией, нетрадиционный с использованием инновационных технологий.
- Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
М.П.С.
Технология сварочных работ «Деформации и напряжения при сварке. Меры борьбы с деформациями». Информатика «Подготовка презентации PowerPоint», программы «АсtivInspire», «MovieMaker». Химия «Металлы и сплавы». Производственное обучение «Выполнение сварочных работ 2 – 3 квалификационных разрядов», флипчарт «Деформации и напряжения при сварке».
Структура урока:
- Методы обучения – диалогический.
- Методы обучения – объяснительный, стимулирующий.
- Методы учения – репродуктивный, частично – поисковый.
Ход урока:
1.Мобилизующее начало урока:
- Предварительная организация учебной группы.
Цели:
- Психологический настрой обучающихся на предстоящее занятие.
- Обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Взаимное приветствие педагога и обучающихся. Проверка отсутствующих на уроке. Проверка внешнего состояния учебного кабинета. Организация внимания. Цели и задачи урока.
2.Проверка усвоения изученной темы урока.
Цели:
- Прочное усвоение изученного учебного материала. Проверка опорных знаний.
- Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.
- Постановка проблемы. Почему прогибается книжная полка?
Что называют деформацией? Назовите виды деформаций – упругая; пластическая. Виды нагрузки, как они возникают? На слайде представлены виды деформации.
На данном слайде показаны виды деформаций: изгиб, растяжение, кручение, сжатие, сдвиг.
1.Силы упругости, обозначение, единица измерения, причины возникновения сил упругости и ее применение.
2.Единица измерения.
3.Как же возникает сила упругости?
4.Какова же причина силы упругости?
5.Применение силы упругости.
А теперь мы переходим к механическому напряжению. Состояние деформированного тела характеризуется механическим напряжением - Н/м2
σ=F/S,
Модуль Юнга характеризует сопротивляемость материала упругой деформации. для стали Е=2,1•1011 Н/м2, для алюминия Е=7•1011 Н/м2
6.Механическое напряжение. Модуль Юнга. Закон Гука.
7.Просмотр видеосюжета «Закон Гука и нелинейные деформации».
8.А теперь пришло время эксперимента. Подвесим груз к пружине. Измерим изменение длины Х и занесём его в таблицу.Увеличим силу в 2 раза – 2 груза. Измерим новое изменение длины Х и занесём его в таблицу.Увеличим силу в 3 раза. Измерим новое удлинение Х. Занесём в таблицу.
9.Какую получили зависимость?
10.Результаты эксперимента. Вывод.
11.Давайте построим график зависимости силы упругости от удлинения, вот каким он получился.
12.Возвращаемся к проблеме, поставленной в начале урока. И все же почему прогибается книжная полка?
13.Решение задач № 1, 2. (В программе «Флипчарт», проверьте знания, отодвинув картинку).
14.Продолжаем работу в программе «Флипчарт» «Свойства металлов и сплавов» («Помогите другу восстановить шпаргалку» - вписать пропущенные слова).
15.Опережающее задание «Деформации и напряжения в металле при сварке».
16.Задание «Решение интерактивного кроссворда».
17.Интерактивные тестовые задания.
18.Переходим к викторине. Почувствуйте себя на программе «Минута славы».
- Посмотрите слайды «Виды деформаций. Деформации в жизни и быту. Виды сил упругости». Ответьте на вопросы: Какие деформации изображены? Деформации в жизни.
5.Контроль и оценка знаний обучающихся.
Цели:
- Выработка критериев оценки знаний. Выработка позитивной мотивации к получению знаний.
- Воспитание объективной самооценки. Рефлексия.
- Буклет «Деформация. Виды деформаций Деформации и напряжения. Сила упругости. Свойства металлов».
- Выступление обучающихся и педагогов с информацией об уроке.
- Комментирование оценок.
6.Домашнее задание:
Цели:
- Развитие самостоятельности и творческого мышления.
- Разъяснение домашнего задания.
1) § 18-22, с.82-123, И.И.Соколов «Газовая сварка и резка металлов», § 39-41, с.118-121, В.П.Фоминых «Электросварка», § 33-35, с.76-80, В.П.Рыбаков «Дуговая и газовая сварка», § 1-2, с.21-35, Л.Д.Шебеко «Ручная и автоматическая сварка металлов», § 6-9, с.17-36, Л.В.Мускат «Материаловедение», § 3-7, с.3-35, Ф.Д.Гелин «Материаловедение»,
§ 3-9, с.3-35, Б.Б.Буховцев, § 20-22, с.57-63, Г.Я.Мякишев «Физика», 10 класс.
2) Решите задачу.
7.Подведение итогов урока.
Итоги урока: Оценка:
- Выступление обучающихся и педагогов с информацией об уроке.
Подведение итогов урока.