Цель урока: активизация деятельности по выявлению своих способностей
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация прежних знаний.
Слово учителя. На протяжении нескольких уроках мы с вами изучали профессии, специальности и их классификации. Давайте вспомним некоторые аспекты прошлых уроков:
А) Неполное среднее общее образование человек получает после( 9 класса)
Б)Среднее образование человек получает после(11 класса)
В) Средне- специальное образование человек получает после(колледжа, техникума, училища)
Г) Высшее образование человек получает после(институт, академия, университет)
Выполним следующее задания , я покажу вам профессию, а вы назовете специальность:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика склонностей и качеств личности»
План конспект урока технологии 8 класс (1 часа)
Тема: Диагностика склонностей и качеств личности
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: активизация деятельности по выявлению своих способностей
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация прежних знаний.
Слово учителя. На протяжении нескольких уроках мы с вами изучали профессии, специальности и их классификации. Давайте вспомним некоторые аспекты прошлых уроков:
А) Неполное среднее общее образование человек получает после( 9 класса)
Б)Среднее образование человек получает после(11 класса)
В) Средне- специальное образование человек получает после(колледжа, техникума, училища)
Г) Высшее образование человек получает после(институт, академия, университет)
Выполним следующее задания , я покажу вам профессию, а вы назовете специальность:
Профессия учитель,
специальность учитель истории, математики, биологии и т.д
Профессия строитель,
специальность каменщик, бетонщик, плотник
Профессия швея,
специальность портной, швея-мотористка и т.д
А сейчас проведем игровую разминку. Я предлагаю вам работать в парах.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
Игровая разминка. Игра первая: на доске написаны буквы:
К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
К
Р
Ф
П
Контролер
Разведчик
Фрезеровщик
Проводник
Кутюрье
Рыбак
Фотограф
Плотник
Кондитер
Редактор
Фокусник
Полицейский
Кондуктор
Рентгенолог
Фигурист
Полярник
Киноартист
Репортер
Фармацевт
Пограничник
Крановщик
Радист
Фотомодель
Пиротехник
Кочегар
Радиоведущий
Фтизиатр
Пожарный
Кабельщик
Режиссер
Фотокорреспондент
Повар
Кровельщик
Риэлтор
Флорист
Пилот
Каменщик
Ресторатор
Фельдшер
Портной
Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
- Слово учителя.
3.Введение в тему.
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты и вступите в новый этап своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
-Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них и проведем диагностику.
А что же мы будем диагностировать.(ответы обучающихся)Правильно. Запишите тему урока: «Диагностика склонностей и качеств личности» Кто-то из вас хорошо рисует, считает, занимается спортом и т.д То есть имеет способности в разных областях. Опираясь на тему урока какую цель мы можем поставить.
Цель урока:
формирование активизации деятельности по выявлению своих способностей.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.
Давайте мы подумаем, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
-Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
-В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми. Давайте рассмотрим пример: Мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать»,
а склонность – «Хочу сделать». Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.
Например: если человек хорошо различает и запоминает запахи, то эта способность чрезвычайно важна в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора.
Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их, нужна математику, программисту.
-С малых лет мы говорим и слышим эти три слова: ХОЧУ,МОГУ,НАДО; но как они могу нам помочь в выборе профессии(запись в тетради)
(ХОЧУ), будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
(МОГУ)., вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических .
(НАДО), эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда
Это – три слагаемых правильного выбора профессии.
Игровая разминка.
-А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.
Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий:
Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.
-Профессиональные качества”.
Давайте настроимся на серьезную работу.
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется учителем на доске).
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:
Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.
Физическая подготовка Физическая подготовка
Дисциплина Смелость
Решительность Знание психологии
Находчивость Находчивость
Самосовершенствование Выдержка
Собранность Самосовершенствование
Ответственность Собранность
Отвага Решительность
Патриотизм Воображение
Знание техники и оружия Артистичность
(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН)
Вывод:
Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
4.Контроль полученных знаний
Тестирование
-Классификация профессий по предмету труда ( Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.КлимоваЕ.)15 минут
Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).
5.Подведение итогов урока:
Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий.
Ответьте, у кого результаты теста совпали с вашими склонностями (ответы учащихся) А теперь скажите, у кого склонности совпадают с интересами (ответы учащихся)
(Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек – природа”, “Человек – техника”, “Человек – человек”, “Человек – знаковые системы”, “Человек – художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.
6.Рефлексия урока: У нас на столах лежать смайлики, когда будете выходить из класса положите его в ток кармашек на солнышке в который вы считаете нужным.
7.Дом.зад. написать сообщение: краткое описание типов профессий по которой набран максимальный балл