Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек.
Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:
условно выделяют следующие этапы:
- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям.
В начальной школе (1–4 классы) классные руководители при поддержке педагога-психолога, формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание
того, что такое профессия и зачем она нужна. Основными мероприятиями являются — классные часы, встречи с родителями разных профессий, сочинения «Моя будущая профессия»
- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;
8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;
В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои
личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка, Карта интересов. По результатам диагностики проводятся собеседования и психологические консультации, осуществляется первичный выбор профессии, проводятся ролевые и деловые игры. Они направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Главные задачи школы по профориентации учащихся:
- сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации.
План психолога по профориентационной работе в 1-9 классах
Ганькинская неполная средняя школа
2015-2016 учебный год
Содержание деятельности Класс Сроки
Организационная работа в школе
Оформление общешкольного стенда
«В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться». 9 Сентябрь
Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность
в соответствии с познавательными и
профессиональными интересами. 5-9 В течение года
Работа с педагогическими кадрами
Консультации для педагогов по результатам изучения личности
обучающегося. Февраль
Работа с родителями
Проведение индивидуальных консультаций с
родителями по вопросу выбора профессий
обучающимися. 8-9 В течение года
Привлечение родителей к участию в проведении
экскурсий обучающихся на предприятия и
в учебные заведения. 5-9 В течение года
Родительское собрание по теме:
«Профессиональное самоопределение подростков». 9 Апрель
Работа с обучающимися
Профориентационные занятия 5-9 В течение года
Организация и проведение экскурсий
в учебные заведения. 8-9 В течение года
«Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся»
«Выявление направленности познавательных интересов»
«Определение предпочитаемых типов профессий»
ДДО Климова,
тест Голланда,
«Темперамент» Айзенка,
Карта интересов
Помощь классным руководителям в проведение классных
часов и внеклассных мероприятий по профориентации Март-апрель
Проведение индивидуальных и групповых
консультаций для обучающихся. 8-9 В течение года
Подведение итогов по профориентационной
подготовке в школе за прошедший учебный год. 5-9 Май
В нашей школе профессиональная ориентация учащихся осуществляется под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Основную деятельность осуществляет педагог-психолог. Именно он помогает ученику сделать самостоятельный и осознанный выбор профессии с учетом его ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.
Организация профессиональной ориентации в школе имеет свои недостатки - это отсутствие профессиональных учебных заведений и предприятий на территории села; очень мало специалистов различных профессий, отсутствие центров занятости населения, малое количество учащихся.
Роль психологического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но необходимости научиться ответственно относиться к выбору профессии.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт