kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек.

Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

    Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.                   

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

условно выделяют следующие этапы:

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям.

В начальной школе (1–4 классы) классные руководители при поддержке педагога-психолога, формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание

того, что такое профессия и зачем она нужна. Основными мероприятиями являются — классные часы, встречи с родителями разных профессий, сочинения «Моя будущая профессия»

- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои

личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка, Карта интересов. По результатам диагностики проводятся собеседования и психологические консультации, осуществляется первичный выбор профессии, проводятся ролевые и деловые игры. Они направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи школы по профориентации учащихся:

- сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

-   Профессиональная информация.

-   Профессиональное воспитание.

-   Профессиональная консультация.

    Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации.

План психолога по профориентационной работе в 1-9 классах

Ганькинская неполная  средняя  школа 

2015-2016 учебный год

      Содержание деятельности                                                                           Класс                Сроки

Организационная работа в школе

Оформление общешкольного стенда    

«В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».                                                     9                      Сентябрь

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность

в соответствии с познавательными и

профессиональными интересами.                                                                        5-9                       В течение года

Работа с педагогическими кадрами

Консультации для педагогов по результатам изучения личности

обучающегося.                                                                                                                                      Февраль

Работа с родителями

Проведение индивидуальных консультаций с

родителями по вопросу  выбора профессий

обучающимися.                                                                                                    8-9                         В течение года

Привлечение родителей к участию в проведении

экскурсий обучающихся на предприятия и

в учебные заведения.                                                                                         5-9                         В течение года

Родительское  собрание  по теме:

«Профессиональное самоопределение подростков».                                     9                            Апрель

Работа с обучающимися

Профориентационные занятия                                                                          5-9                       В течение года

Организация и проведение экскурсий

в учебные заведения.                                                                                        8-9                       В течение года

«Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся»

«Выявление направленности познавательных интересов»

«Определение предпочитаемых типов профессий»

ДДО Климова,

тест Голланда,

«Темперамент» Айзенка,

Карта интересов

Помощь классным руководителям в проведение классных

часов и внеклассных  мероприятий по профориентации                                                                      Март-апрель

Проведение индивидуальных и групповых

консультаций для обучающихся.                                                                      8-9                                В течение года

Подведение итогов по профориентационной

подготовке в школе за прошедший учебный год.                                            5-9                               Май

    В нашей школе профессиональная ориентация учащихся   осуществляется под руководством заместителя директора по воспитательной  работе. Основную деятельность осуществляет педагог-психолог. Именно он помогает ученику сделать самостоятельный и осознанный выбор профессии с учетом его ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

   Организация профессиональной ориентации в  школе имеет свои недостатки - это отсутствие профессиональных учебных заведений и  предприятий на территории села; очень мало специалистов различных профессий, отсутствие центров занятости населения, малое количество учащихся.

   Роль психологического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но необходимости научиться ответственно относиться к выбору профессии.


 

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»»


Солтүстік Қазақстан облысы Мағжан Жұмабаев ауданың

"Ганькин орталау мектебі" коммуналдық мемлекеттіқ мекемесі

Коммунальное государственное учреждение

"Ганькинская неполная средняя школа"

района Магжана Жумабаева

Северо-Казахстанской области













«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»












Психолог Байбородова Е.В.











Август, 2015 год


Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек.

Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.                   

Важным и необходимым условием развития старшего школьника является его самоопределение, как в сфере личностных возможностей, так и профессиональное. Профессиональное самоопределение выступает как приобщение к взрослой жизни, как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Этот процесс определяется многими факторами и в то же время индивидуальный. Особенно важным, можно сказать ключевым моментом, выступает мотивация профессионального выбора старшего школьника.

         Проблема мотивации профессионального выбора особенно актуальна и востребована обществом в наши дни, когда к личности старшего школьника предъявляются со стороны общества высокие требования, как к будущему специалисту, а профессиональное самоопределение - одна из целей пребывания школьника в стенах школы.

         Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности, хотя истоки определенных профессиональных предпочтений можно обнаружить в детстве. Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Как отмечают многие исследователи, в младшем возрасте познавательные интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят по преимуществу от внешних факторов. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения. Следовательно, именно в рассматриваемый нами возрастной период человек лучше всего готов к формированию определенной профессиональной направленности и сознательному выбору профессии.

Внутренняя мотивация профессионального выбора старшего школьника определяется как воздействием внешней среды, так и внутренними представлениями старшего школьника о себе. Обогащая представления старшеклассника о себе, мы можем изменить (сделать более осознанной) мотивацию профессионального выбора.

            В современных условиях профессиональное самоопределение  предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также  формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.



Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

условно выделяют следующие этапы:

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям.

В начальной школе (1–4 классы) классные руководители при поддержке педагога-психолога, формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание

того, что такое профессия и зачем она нужна. Основными мероприятиями являются — классные часы, встречи с родителями разных профессий, сочинения «Моя будущая профессия»

- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои

личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка,


Карта интересов. По результатам диагностики проводятся собеседования и психологические консультации, осуществляется первичный выбор профессии, проводятся ролевые и деловые игры. Они направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи школы по профориентации учащихся:

- сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

-   Профессиональная информация.

-   Профессиональное воспитание.

-   Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и

определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации.








План психолога по профориентационной работе в 1-9 классах

Ганькинская неполная средняя школа

2015-2016 учебный год

Содержание деятельности

Класс

Сроки

Организационная работа в школе




Оформление общешкольного стенда

«В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».

9

Сентябрь

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

5-9

В течение года

Работа с педагогическими кадрами




Консультации для педагогов по результатам изучения личности обучающегося.


Февраль

Работа с родителями




Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу  выбора профессий обучающимися.

8-9

В течение года

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и в учебные заведения.

5-9

В течение года

Родительское  собрание  по теме: «Профессиональное самоопределение подростков».

9

Апрель


Работа с обучающимися




7.

Профориентационные занятия

5-9

В течение года

8.

Организация и проведение экскурсий в учебные заведения.

8-9

В течение года

9.

«Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся»

«Выявление направленности познавательных интересов»

«Определение предпочитаемых типов профессий»

ДДО Климова,

тест Голланда,

«Темперамент» Айзенка,

Карта интересов

8-9

В течение года

10.

Помощь классным руководителям в проведение классных часов и внеклассных мероприятий по профориентации

1-4

5-9

Март-апрель

11.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

8-9

В течение года

12.

Подведение итогов по профориентационной подготовке в школе за прошедший учебный год.

5-9

Май



В нашей школе профессиональная ориентация учащихся   осуществляется под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Основную деятельность осуществляет педагог-психолог. Именно он помогает ученику сделать самостоятельный и осознанный выбор профессии с учетом его ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

Организация профессиональной ориентации в  школе имеет свои недостатки - это отсутствие профессиональных учебных заведений и  предприятий на территории села; очень мало специалистов различных профессий, отсутствие центров занятости населения, малое количество учащихся.

Роль психологического сопровождения профессионального становления заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но необходимости научиться ответственно относиться к выбору профессии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Байбородова Елена Владимировна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310380

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства