Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя"
Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя"
Диагностика в работе классного руководителя
Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.
Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.
Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.
Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.
Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.
Беседы с учащимися
Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.
Беседы с родителями, обследование домашних условий
Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.
Беседы с учителями-предметниками
Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.
Как ведет себя ученик на ваших уроках?
Систематически ли выполняет домашние задания?
Проявляет ли интерес к вашему предмету?
Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?
Анкеты, тесты, сочинения учащихся
Методика незавершенных предложений
Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.
Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.
Мама-это...
Папа-это...
Я - это...
Счастье - это...
Радость - это...
Я очень хочу...
Я очень не хочу...
Я очень люблю...
Я очень не люблю...
Моя самая заветная мечта...
Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе.
Счастливый человек - это тот, кто... Больше всего я ценю в людях...
Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными.
Цифры обозначают
совсем неважно
почти неважно
немного важно
довольно важно
очень важно
а) уверенность в себе
б) материальная обеспеченность
в)здоровье
г) интересная рабо та
д) удовольствия
е) любовь
ж) хорошие и верные друзья
з) красота
и) познание
к) счастливая семейная жизнь
л) активная деятельная жизнь.
Анкета для учащихся 5-11 классов
Цель: Способствовать процессам самопознания и само созидания личности учащихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.
Классный руководитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий.
Задание №1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего
характера, которые вам мешают.
Задание №2. Закончите следующие предложения:
а) Я легкостью могу отказаться от ...
б) Мне не нравиться в людях, когда они ...
в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я ... Задание №3.
а) Легко ли быть умным?
б) 45 минут урока: много это или мало?
в) Как наш класс сделать дружным?
г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать?
д) «Уметь жить» - что это? Это как?
Методика «Наши отношения»
Цель: Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с 6-ю утверждениями, нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Изучение дружбы, сплоченности в классе
Наш класс очень дружный и сплоченный.
Наш класс дружный.
В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи
В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
В нашем классе не принято помогать друг другу.
В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывают, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведении: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
— не согласен
0 - совершенно не согласен
Я иду в школу с радостью.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учи тель.
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы.
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных.
У (удовлетворительность школьной жизнью) = общая сумма баллов / общее количество ответов.
Если у>3 - высокая степень удовлетворенности
>у<3 - средняя степень удовлетворенности
у<2 - низкая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Метод социометрического выбора
Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микро группы, лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно ученикам предложить выборы:
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
Кого бы ты пригласил на день рождение?
С кем бы ты хотел отдыхать?
В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относиться с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности учащихся, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными ученика
Метод обобщения независимых характеристик
Сущность этого метода заключается в обобщений об учащихся, полученных другими лицами (учителями, родителями, одноклассниками). Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.
Итак, для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы.
Конечно, применение всего разнообразия методов требует немало сил и времени. Но, изучив учащихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе.
Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя" »
Диагностика в работе классного руководителя
Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.
Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.
Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.
Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.
Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.
Беседы с учащимися
Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.
Беседы с родителями, обследование домашних условий
Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.
Беседы с учителями-предметниками
Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.
Как ведет себя ученик на ваших уроках?
Систематически ли выполняет домашние задания?
Проявляет ли интерес к вашему предмету?
Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?
Анкеты, тесты, сочинения учащихся
Методика незавершенных предложений
Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.
Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.
Мама-это...
Папа-это...
Я - это...
Счастье - это...
Радость - это...
Я очень хочу...
Я очень не хочу...
Я очень люблю...
Я очень не люблю...
Моя самая заветная мечта...
Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе.
Счастливый человек - это тот, кто... Больше всего я ценю в людях...
Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными.
Цифры обозначают
совсем неважно
почти неважно
немного важно
довольно важно
очень важно
а) уверенность в себе
б) материальная обеспеченность
в)здоровье
г) интересная рабо та
д) удовольствия
е) любовь
ж) хорошие и верные друзья
з) красота
и) познание
к) счастливая семейная жизнь
л) активная деятельная жизнь.
Анкета для учащихся 5-11 классов
Цель: Способствовать процессам самопознания и само созидания личности учащихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.
Классный руководитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий.
Задание №1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего
характера, которые вам мешают.
Задание №2. Закончите следующие предложения:
а) Я легкостью могу отказаться от ...
б) Мне не нравиться в людях, когда они ...
в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я ... Задание №3.
а) Легко ли быть умным?
б) 45 минут урока: много это или мало?
в) Как наш класс сделать дружным?
г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать?
д) «Уметь жить» - что это? Это как?
Методика «Наши отношения»
Цель: Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с 6-ю утверждениями, нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Изучение дружбы, сплоченности в классе
Наш класс очень дружный и сплоченный.
Наш класс дружный.
В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи
В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
В нашем классе не принято помогать друг другу.
В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывают, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведении: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
— не согласен
0 - совершенно не согласен
Я иду в школу с радостью.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учи тель.
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы.
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных.
У (удовлетворительность школьной жизнью) = общая сумма баллов / общее количество ответов.
Если у3 - высокая степень удовлетворенности
у
у
Метод социометрического выбора
Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микро группы, лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно ученикам предложить выборы:
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
Кого бы ты пригласил на день рождение?
С кем бы ты хотел отдыхать?
В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относиться с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности учащихся, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными учениками.
№
Кого выбирают
Кто выбирает
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Акпаев
+
+
+
+
+
5выбирают
2
Касымов
+
+
2 выбирают
3
Иваненко
+
+
+
+
+
5 выбирают
4
Платонов
+
1 выбирает
5
Ковалев
+
+
+
+
+
+
+
7 выбирают
6
Петров
+
+
+
3 выбирают
Матрица социометрических положительны
С = М / п-1
к = общее число положительных выборов / общее количество испытуемых с - социометрический статус ученика
м - общее количество положительных выборов
п - число испытуемых
к - среднее число полученных выборов.
Статусная группа
«Звезды» - количество выборов 2 к «Предпочитаемые» - количество выборов 1,5 «Принятые» - количество выборов = к «Непримятые» - количество выборов
Метод обобщения независимых характеристик
Сущность этого метода заключается в обобщений об учащихся, полученных другими лицами (учителями, родителями, одноклассниками). Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.
Итак, для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы.
Конечно, применение всего разнообразия методов требует немало сил и времени. Но, изучив учащихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе.
Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу