kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика в работе классного руководителя

Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он  изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются  в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки  в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.

  1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для  каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её  более конкретной и целеустремлённой.
  2. Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы  постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника  в развитии и активно руководить этим развитием.

Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.

Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.

Беседы с учащимися

Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.

Беседы с родителями, обследование домашних условий

Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

Беседы с учителями-предметниками

Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

  1. Как ведет себя ученик на ваших уроках?
  2. Систематически ли выполняет домашние задания?
  3. Проявляет ли интерес к вашему предмету?
  4. Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?

 

Анкеты, тесты, сочинения учащихся

Методика незавершенных предложений

Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.

Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.

  1. Мама-это...
  2. Папа-это...
  3. Я - это...
  4. Счастье - это...
  5. Радость - это...
  6. Я очень хочу...
  7. Я очень не хочу...
  8. Я очень люблю...
  9. Я очень не люблю...
  10. Моя самая заветная мечта...

Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе.

Анкета «Я и смысл моей жизни»

(для старшеклассников)

 Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации учащихся.

  1. Продолжи предложения: Жизнь - это...

Счастливый человек - это тот, кто... Больше всего я ценю в людях...

  1. Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными.

Цифры обозначают

  1. совсем неважно
  2. почти неважно
  3. немного важно
  4. довольно важно
  5. очень важно

а) уверенность в себе

б) материальная обеспеченность

в)здоровье

г) интересная рабо та

д) удовольствия

е) любовь

ж) хорошие и верные друзья

з) красота

и) познание

к) счастливая семейная жизнь

 л) активная деятельная жизнь.

 

 

Анкета для учащихся 5-11 классов

Цель: Способствовать процессам самопознания и само созидания личности учащихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.

Классный руководитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий.

Задание №1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего

характера, которые вам мешают.

Задание №2. Закончите следующие предложения:

а) Я легкостью могу отказаться от ...

б) Мне не нравиться в людях, когда они ...

в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я ... Задание №3.

а) Легко ли быть умным?

б) 45 минут урока: много это или мало?

в) Как наш класс сделать дружным?

г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать?

д) «Уметь жить» - что это? Это как?

Методика «Наши отношения»

 Цель: Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с 6-ю утверждениями, нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Изучение дружбы, сплоченности в классе

  1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи
    1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
    2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
    3. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
    4. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
    5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
    6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывают, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 

Ход проведении: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен

3 - согласен

2 - трудно сказать

  1. — не согласен

0 - совершенно не согласен

  1. Я иду в школу с радостью.
  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем классе хороший классный руководитель.
  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учи тель.
  6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимые школьные предметы.
  9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных.

У (удовлетворительность школьной жизнью) = общая сумма баллов / общее количество ответов.

Если у>3 - высокая степень удовлетворенности

  1. >у<3 - средняя степень удовлетворенности

у<2 - низкая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Метод социометрического выбора

Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микро группы, лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно ученикам предложить выборы:

  1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
  2. Кого бы ты пригласил на день рождение?
  3. С кем бы ты хотел отдыхать?

В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относиться с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности учащихся, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными ученика

Метод обобщения независимых характеристик

Сущность этого метода заключается в обобщений об учащихся, полученных другими лицами (учителями, родителями, одноклассниками). Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.

Итак, для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы.

Конечно, применение всего разнообразия методов требует немало сил и времени. Но, изучив учащихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе.

Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя" »

Диагностика в работе классного руководителя

Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », -так писал К.Д.Ушинский. Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности. Педагогическая диагностика- изучение процесс и результатов обучения и воспитания. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса. Изучение учащихся –задача каждого учителя, особенно классного руководителя. Он изучает школьников на уроке , во внеурочное время, при посещении семьи учащихся.Изучение учащихся -необходимое условие индивидуального подхода к ним. По своему характеру, интересам и склонностям дети неодинаковы. Одни из них более подвижны, а другие медлительны, неповоротливы. Одни смелые и решительные, другие застенчивые стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда складываются отрицательные черты. Не зная воспитанников , можно работать только вслепую, без знания детей классный руководитель может допустить серьёзные ошибки в подходе к ним, в выборе методов педагогического воздействия .Изучение учащихся достигает своей цели и даёт нужные результаты при условии , если оно отвечает ряду требований.

  1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого классного руководителя должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.

  2. Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.

Изучение проводится обнаружить многое из того, что его интересует. Особенно ценный материал дают наблюдения в процессе деятельности: во время уроков, при выполнении общественных поручений, во время перемен, игр, прогулок, экскурсий.

Наиболее благоприятные условия для наблюдения за учащимися создаются в общественно-полезном труде. Некоторые ученики проявляют неорганизованность, другие работают без спешки, выполняют поручения тщательно и аккуратно. Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за их поведением вне школы - экскурсии в природу, в музей, посещение театра, кино, некоторые ученики за степами школы ведут себя по- иному. Наблюдение - это трудоемкий метод. Для получения объективных данных нужно собрать многообразные факты, характеризующие поведение в различных ситуациях. Трудность и сложность наблюдения состоит и в том, что иногда возникают случайные ситуации. В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении ученика. Чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Результаты наблюдений опытные классные руководители фиксируют в педагогических дневниках. Это дает возможность проследить за развитием школьников в течение года и даже ряда лет, помогает осуществлять индивидуальный подход к ним.

Беседы с учащимися

Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам.

Беседы с родителями, обследование домашних условий

Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

Беседы с учителями-предметниками

Тесныйконтакт с учителями позволяет классному руководителю лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

                1. Как ведет себя ученик на ваших уроках?

                2. Систематически ли выполняет домашние задания?

                3. Проявляет ли интерес к вашему предмету?

                4. Как относится ученик к внеклассным занятиям но предмету?


Анкеты, тесты, сочинения учащихся

Методика незавершенных предложений

Цель: Индивидуальные особенность детей в классе, их интересы и потребности.

Ход проведения: Ребятам предлагается самим закончить следующие предложения.

          1. Мама-это...

          2. Папа-это...

          3. Я - это...

          4. Счастье - это...

          5. Радость - это...

          6. Я очень хочу...

          7. Я очень не хочу...

          8. Я очень люблю...

          9. Я очень не люблю...

          10. Моя самая заветная мечта...

Обработка и анализ результатов: классный руководитель составляет сводную таблицу данных, позволяющую увидеть общее особенное и единичные в мнениях детей, использует полученные материалы для программирования воспитательной деятельности в классе.

Анкета «Я и смысл моей жизни»

(для старшеклассников)

Цель: выявить доминирующие ценностные ориентации учащихся.

            1. Продолжи предложения: Жизнь - это...

Счастливый человек - это тот, кто... Больше всего я ценю в людях...

            1. Указать, какие из перечисленных ниже целей и качеств человека для тебя являются важными.

Цифры обозначают

              1. совсем неважно

              2. почти неважно

              3. немного важно

              4. довольно важно

              5. очень важно

а) уверенность в себе

б) материальная обеспеченность

в)здоровье

г) интересная рабо та

д) удовольствия

е) любовь

ж) хорошие и верные друзья

з) красота

и) познание

к) счастливая семейная жизнь

л) активная деятельная жизнь.



Анкета для учащихся 5-11 классов

Цель: Способствовать процессам самопознания и само созидания личности учащихся класса, изучать индивидуальные особенности личности детей в классе.

Классный руководитель предлагает учащимся выполнить несколько заданий.

Задание №1. Напишите одно, два или три отрицательных качества своего

характера, которые вам мешают.

Задание №2. Закончите следующие предложения:

а) Я легкостью могу отказаться от ...

б) Мне не нравиться в людях, когда они ...

в) Если я вижу, что один человек поступает несправедливо, то я ... Задание №3.

а) Легко ли быть умным?

б) 45 минут урока: много это или мало?

в) Как наш класс сделать дружным?

г) Интересный человек - кто он? Каков он? Как им стать?

д) «Уметь жить» - что это? Это как?

Методика «Наши отношения»

Цель: Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения: Учащимся предлагается ознакомиться с 6-ю утверждениями, нужно записать № того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Изучение дружбы, сплоченности в классе

      1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

      2. Наш класс дружный.

      3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

      4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

      5. Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе. Выявление состояния взаимопомощи

        1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

        2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

        3. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

        4. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

        5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

        6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывают, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Цель: Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


Ход проведении: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен

3 - согласен

2 - трудно сказать

  1. — не согласен

0 - совершенно не согласен

    1. Я иду в школу с радостью.

    2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

    3. В нашем классе хороший классный руководитель.

    4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

    5. У меня есть любимый учи тель.

    6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

    7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

    8. У меня есть любимые школьные предметы.

    9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

    10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных.

У (удовлетворительность школьной жизнью) = общая сумма баллов / общее количество ответов.

Если у3 - высокая степень удовлетворенности

  1. у

у

Метод социометрического выбора

Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микро группы, лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Можно ученикам предложить выборы:

    1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

    2. Кого бы ты пригласил на день рождение?

    3. С кем бы ты хотел отдыхать?

В результате таких опросов можно выявить, кому из одноклассников больше всего симпатизирует каждый ученик, а к кому относиться с меньшей симпатией. В чем заключается педагогическая ценность социометрического метода? Что дают они классному руководителю? Прежде всего это объективные методы. При их помощи можно узнать уровень сплоченности коллектива, можно узнать, кто является настоящим лидером в классе. Выявив наиболее уважаемых, популярных учеников, классный руководитель сможет потом опереться на них при организации деятельности учащихся, при выборе органов самоуправления. Особенно важно учитывать социометрические данные в процессе работы с отверженными и изолированными учениками.







Кого выбирают

Кто выбирает


1

2

3

4

5

6

7

8


1

Акпаев

+

+

+

+

+




5выбирают

2

Касымов



+


+




2 выбирают

3

Иваненко

+

+

+

+

+




5 выбирают

4

Платонов








+

1 выбирает

5

Ковалев


+

+

+

+

+

+

+

7 выбирают

6

Петров

+




+



+

3 выбирают

Матрица социометрических положительны












С = М / п-1

к = общее число положительных выборов / общее количество испытуемых с - социометрический статус ученика

м - общее количество положительных выборов

п - число испытуемых

к - среднее число полученных выборов.

Статусная группа

«Звезды» - количество выборов 2 к «Предпочитаемые» - количество выборов 1,5 «Принятые» - количество выборов = к «Непримятые» - количество выборов

Метод обобщения независимых характеристик

Сущность этого метода заключается в обобщений об учащихся, полученных другими лицами (учителями, родителями, одноклассниками). Изучение личности при помощи обобщения независимых характеристик предусматривает получение сведений об ученике от всех, кто с ним общается, кто имеет возможность наблюдать его в различных видах деятельности. Обобщение этих сведений позволяет полнее и обстоятельнее выявить особенности ученика.

Итак, для того, чтобы всесторонне, основательно изучить каждого ученика и ученический коллектив в целом, необходимо применять разнообразные методы и приемы.

Конечно, применение всего разнообразия методов требует немало сил и времени. Но, изучив учащихся, классный руководитель сможет с большим эффектом организовать воспитательную работу в классе.

Необходимо помнить педагогическое правило: хорошо изучить учеников - значит намного облегчить воспитательную работу





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации "Диагностика в работе классного руководителя"

Автор: Зарипова Нафиса Нурисламовна

Дата: 11.07.2014

Номер свидетельства: 109842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Повышение уровня воспитанности у воспитанников"
    ["seo_title"] => string(50) "povyshieniie_urovnia_vospitannosti_u_vospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "344477"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474256573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Применение ИКТ в воспитательной работе""
    ["seo_title"] => string(43) "primienieniie_ikt_v_vospitatiel_noi_rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "349931"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476713131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Классный коллектив как объект и субъект управления""
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyikolliektivkakobiektisubiektupravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283387"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453823498"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Организации индивидуальной работы с социально-опасными семьями"
    ["seo_title"] => string(67) "orghanizatsii_individual_noi_raboty_s_sotsial_no_opasnymi_siem_iami"
    ["file_id"] => string(6) "406055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491206928"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Анализ работы школы за 2013-2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(48) "analiz-raboty-shkoly-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "218855"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433935086"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства