kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Диагностика музыкальных способностей» Знакомство с учеником, приемные испытания, первые уроки немыслимы без диагностических методов определения музыкальных способностей. Для чего же нужна диагностика? Многие педагоги считают, что она помогает предварительно распределить детей на «способных и неспособных», и. заблуждаются. Диагностика является инструментом который определяет слабо развитые структуры музыкальности ученика, с той целью, чтобы построить обоснованную программу музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности. Объективное определение индивидуальных особенностей музыкального развития делает возможным организовать обучение детей. На приемных испытаниях диагностика музыкальных способностей происходит в двух видах: единовременно и процессуально. При одноразовом тестировании часто дается неточная оценка, т.к. ребенок может растеряться, зажаться в незнакомой обстановке, не сразу понять суть вопросов. Следует учитывать, что любые способности формируются из природных задатков в процессе деятельности. Часто дети со средними данными, но хорошо подготовленные к экзамену выигрывают перед способными, но не подготовленными детьми. У каждого педагога есть опыт тестирования учеников. Замечательный педагог А.Д. Артоболевская пишет о заранее выработанном плане проведения приемных испытаний, для того, чтобы начать профессиональное обучение. В этот план включается 1) пение заранее приготовленной песенки. Сначала ребенок поет один, затем с аккомпанементом. Интонация ребенка проверяется на маленьких попевках: «Кукушка» – м.3, «Чижик» – б.3, «Мяу» – м.2, и т.д. 2) Регистры и высота звуков определяются с помощью образов животных, птиц. 3)Ритм проверяется в движении ребенка под музыку, при этом меняется скорость, размер музыки. Определяется характер услышанной музыки, затем устойчивость и неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Предлагается подобрать знакомую мелодию на инструменте. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию музыки, музыкальной и эмоциональной памяти. Проверяются также физические возможности ребенка. Проводить процессуальные испытания А. Д. Артоболевская советует в группе детей. Именно в группе проявляются особенности личности каждого ребенка. Е. Калантарова советует учитывать возраст испытуемых и их подготовку. Для детей 4-6 лет без подготовки: Предложить ребенку спеть 1-2 песенки различного характера, обращая внимание не только на интонацию, но и на выразительность пения. Затем спеть кусочек этой песни в транспонировании. Cпеть отдельные звуки, взятые на фортепиано, если ребенка смущает тембр инструмента, помочь ему голосом. Предложить спеть попевку: «ку-ку», «ау» (до-ля-соль-ми-до); сыграть незнакомые, короткие попевки со словами и предложить повторить их. Возможно задание: сыграть знакомую песню, а затем повторить ее с ошибкой, чтобы ребенок нашел неточность. Определить характер музыки: весело-грустно, тихо-громко и т.д. Ритм всегда ясен по пропетым песням, но можно предложить повторить ритмическую фигуру. Проверить чувство ритма, движением под музыку Для детей 6-7 лет, имеющих музыкальную подготовку: Дать детям сыграть свою программу целиком. Прослушать две песни разного характера и дать подобрать их от нескольких звуков. «Найти» отдельные звуки, сыгранные педагогом в разных регистрах. Если ученик справился, таким же образом найти 2-3 короткие попевки. Дать закончить мелодию или несколько мотивов. Проверить гармонический слух на интервалах, а потом на аккордах. Ритм, как у предыдущей группы, но сложнее. Для детей плохо поющих: Часто встречаются дети, не владеющие своим голосом. Не отвергать их! Дать им следующие задания: угадать, какой звук тоньше; определить, как течет мелодия, вверх или вниз; дослушать знакомую песню, исполняя отдельные части в разных регистрах, с неточностями. Выбрать вариант окончания мелодии из нескольких вариантов. Ритм, как у предыдущих групп. Известен также тест для «гудошников»: сыграть несколько звуков. Пропеть их, а затем нажав один из них, предложить ребенку найти его на фортепиано. Если ребенок не может спеть песню, предложить ему рассказать стихотворение. По декламации ребенка можно определить наличие ритма у ребенка, его эмоциональность, мышление, память. Большое количество оригинальных диагностических тестов можно найти в учебном пособии В.П. Анисимова «Диагностика музыкальных способностей». Вот некоторые из них: Диагностика чувства темпа и метра: • Перепрыгивать через вращающуюся скакалку в умеренном темпе • Под музыку в умеренном темпе провести мяч на резиночке, ударяя его об пол по дорожке • «Шаги великана, Тома и гнома». Прошагать за каждого героя, держа в руках будильник, ход которого ясно слышен. Шаги соответствуют длительностям – половинным, четвертям и восьмым • Ребенок аккомпанируют педагогу простую песенку, равномерно чередуя руки на двух клавишах, например, используя звуки ми третьей и ми четвертой октавы. Если исполнение успешно, можно попробовать менять темп песенки. Диагностика чувства ритма: • Спеть песенку и прохлопать ее в ладоши, а затем прохлопать ее без пения. • Простучать ритм исполняемых на фортепиано мелодий • Прослушать три разные мелодии, а затем угадать ритм которой из них прохлопал педагог. Диагностика звуковысотного чувства (ладово-регистрового мелодического и гармонического слуха): • Исполняются звуки в разных октавах. Угадать, где Кот, а где Котенок • Куда идет мелодия? • Сколько в каждом созвучии «спряталось звуков»? • Исполнить мажорные и минорные аккорды, угадать, где веселый и грустный гномик • Песенки веселой и грустной девочки • Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте; подобрать по слуху мелодию на инструменте Диагностика чувства тембра: «Тембровые прятки». Одну и ту же мелодию исполняют разные инструменты, ребенок отгадывает, какой инструмент играл Диагностика динамического чувства: «Громко-тихо» – педагог играет на пианино, ребенок на барабане. Ребенок должен воспроизвести ту же динамику, что и педагог. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку: «Музыкальная палитра» Ребенок слушает серию фрагментов музыкальных произведений и подбирает слова, подходящие к настроению музыки; рисует образы; двигается под музыку в нужном настроении. Если у ребенка не хватает слов, ему называют определения. А он из них выбирает подходящие. Если ребенок маленький, он выбирает картинку с «выражением лица» Диагностика операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов детей: 1. «Музыкальный магазин». Ребенку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся ему музыку, предварительно ее прослушав. Выбрать можно любое число музыкальных записей. В качестве стимулирующего материала используются записи: • народной вокально-хоровой музыки • народной инструментальной музыки • народной вокально-инструментальной музыки • классической вокально-хоровой музыки • классической инструментально-симфонической музыки • классической вокально-инструментальной музыки • современной классики авангардного направления • современной популярной развлекательной музыки • музыкотерапевтических программ • духовной музыки 2. «Поиграй-ка». Цель теста – выявить потребность ребенка в музыкальной деятельности. В разных секторах комнаты расположены три класса предметов: музыкальные инструменты, изобразительные и спортивные. Ребенку предлагается поиграть. Педагог выходит, а затем, вернувшись, наблюдает предпочтения ребенка. Возможно использование отвлекающих факторов, чтобы посмотреть, устойчив ли интерес ребенка. 3. «Хочу дослушать» Музыка, которую слушает ребенок прерывается на кульминационном моменте. Ребенку предлагается два варианта: дослушать музыку до конца или более ее не слушать. Президент Фонда «Таланты XXI век», профессор Кирнарская Д.К. Разработала принципиально новые тестовые методики, которые позволяют значительно увеличить число детей, с удовольствием занимающихся музыкой, поскольку эти методики нацелены на выявление, казалось бы не «поддающегося учету» качества – музыкальности. Здесь выступает на первый план та самая способность «эмоциональной отзывчивости на музыку». Согласно проведенным исследованиям около 20% детей обладают природной склонностью к музыке. В настоящее же время число детей, посещающих ДМШ, студии не достигает и 5%. Использование для диагностики музыкальных способностей данных тестов способствуют демократизации образования. Уникальность тестов состоит в том, что появляется возможность одновременно протестировать большое количество детей, например, целый класс. Тест по методологии Д. К. Кирнарской: Тест состоит из игры -задания: «Музыкальные пары».Прослушав шесть музыкальных отрывков, нужно разделить их на пары, чтобы в каждой паре были похожие по характеру отрывки. Дети выполнившие его обладают хорошим интонационным слухом, который говорит об их привязанности и интересе к музыке. По статистике, эти дети не бросают музыку, несмотря на неизбежные трудности. Этот тест проводится сразу для всех детей в классе и занимает не более 20 минут. Обычно его успешно делают не более двух учеников на 25 человек. Он не определяет обычные физиологические свойства – звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальную память – но практически почти все дети, успешно выполнившие тестовое задание, обладают этими свойствами или способны развить их в процессе занятий сольфеджио. Тест обнаруживает то неуловимое свойство, которое принято называть «музыкальностью»: успешно выполнившие тест люди обладают тонким пониманием музыки и естественным желанием постоянно с ней общаться. Апробация метода тестирования музыкальной одаренности проводилась в Москве весной 1997 года. В нем участвовали триста человек – подростков и взрослых. В 1998 году совместно с Гарвардским университетом США было проведено широкомасштабное тестирование американских детей начиная с шестилетнего возраста – контрольная группа состояла из выдающихся музыкантов, прошедших тестирование в рамках Зальцбургского семинара в декабре 1997 года. Всего в тестировании участвовало пятьсот человек. По программе Министерства культуры России в 2001 году за три месяца проведено тестирование десяти тысяч школьников младших классов московских школ. Выявлено 926 детей с природной музыкальной одаренностью, которым рекомендовано начать занятия в музыкальных школах Москвы. Больше 400 родителей обратились в Фонд «Таланты - XXI век» за индивидуальной консультацией. В разговорах с родителями выяснилось, что все выявленные с помощью теста дети происходят из семей, где в роду в той или иной форме (любительски или профессионально) существовали талантливые музыканты и дети в самом раннем возрасте имеют тягу к классической музыке.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей" »

«Диагностика музыкальных способностей»



Знакомство с учеником, приемные испытания, первые уроки немыслимы без диагностических методов определения музыкальных способностей. Для чего же нужна диагностика? Многие педагоги считают, что она помогает предварительно распределить детей на «способных и неспособных», и... заблуждаются. Диагностика является инструментом который определяет слабо развитые структуры музыкальности ученика, с той целью, чтобы построить обоснованную программу музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности. Объективное определение индивидуальных особенностей музыкального развития делает возможным организовать обучение детей.



На приемных испытаниях диагностика музыкальных способностей происходит в двух видах: единовременно и процессуально. При одноразовом тестировании часто дается неточная оценка, т.к. ребенок может растеряться, зажаться в незнакомой обстановке, не сразу понять суть вопросов. Следует учитывать, что любые способности формируются из природных задатков в процессе деятельности. Часто дети со средними данными, но хорошо подготовленные к экзамену выигрывают перед способными, но не подготовленными детьми.

У каждого педагога есть опыт тестирования учеников. Замечательный педагог А.Д. Артоболевская пишет о заранее выработанном плане проведения приемных испытаний, для того, чтобы начать профессиональное обучение.

В этот план включается 1) пение заранее приготовленной песенки. Сначала ребенок поет один, затем с аккомпанементом. Интонация ребенка проверяется на маленьких попевках: «Кукушка» – м.3, «Чижик» – б.3, «Мяу» – м.2, и т.д. 2) Регистры и высота звуков определяются с помощью образов животных, птиц. 3)Ритм проверяется в движении ребенка под музыку, при этом меняется скорость, размер музыки. Определяется характер услышанной музыки, затем устойчивость и неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Предлагается подобрать знакомую мелодию на инструменте. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию музыки, музыкальной и эмоциональной памяти. Проверяются также физические возможности ребенка.



Проводить процессуальные испытания А. Д. Артоболевская советует в группе детей. Именно в группе проявляются особенности личности каждого ребенка.



Е. Калантарова советует учитывать возраст испытуемых и их подготовку.

Для детей 4-6 лет без подготовки:

Предложить ребенку спеть 1-2 песенки различного характера, обращая внимание не только на интонацию, но и на выразительность пения. Затем спеть кусочек этой песни в транспонировании . Cпеть отдельные звуки, взятые на фортепиано, если ребенка смущает тембр инструмента, помочь ему голосом. Предложить спеть попевку: «ку-ку», «ау» (до-ля-соль-ми-до); сыграть незнакомые, короткие попевки со словами и предложить повторить их.

Возможно задание: сыграть знакомую песню, а затем повторить ее с ошибкой, чтобы ребенок нашел неточность.

Определить характер музыки: весело-грустно, тихо-громко и т.д.

Ритм всегда ясен по пропетым песням, но можно предложить повторить ритмическую фигуру. Проверить чувство ритма, движением под музыку

Для детей 6-7 лет, имеющих музыкальную подготовку:

Дать детям сыграть свою программу целиком. Прослушать две песни разного характера и дать подобрать их от нескольких звуков. «Найти» отдельные звуки, сыгранные педагогом в разных регистрах. Если ученик справился, таким же образом найти 2-3 короткие попевки. Дать закончить мелодию или несколько мотивов.

Проверить гармонический слух на интервалах, а потом на аккордах. Ритм, как у предыдущей группы, но сложнее.

Для детей плохо поющих:

Часто встречаются дети, не владеющие своим голосом. Не отвергать их! Дать им следующие задания: угадать, какой звук тоньше; определить, как течет мелодия, вверх или вниз; дослушать знакомую песню, исполняя отдельные части в разных регистрах, с неточностями. Выбрать вариант окончания мелодии из нескольких вариантов. Ритм, как у предыдущих групп.

Известен также тест для «гудошников»:

сыграть несколько звуков. Пропеть их, а затем нажав один из них, предложить ребенку найти его на фортепиано. Если ребенок не может спеть песню, предложить ему рассказать стихотворение. По декламации ребенка можно определить наличие ритма у ребенка, его эмоциональность, мышление, память.

Большое количество оригинальных диагностических тестов можно найти в учебном пособии В.П. Анисимова «Диагностика музыкальных способностей». Вот некоторые из них:

Диагностика чувства темпа и метра:

· Перепрыгивать через вращающуюся скакалку в умеренном темпе

· Под музыку в умеренном темпе провести мяч на резиночке, ударяя его об пол по дорожке

· «Шаги великана, Тома и гнома». Прошагать за каждого героя, держа в руках будильник, ход которого ясно слышен. Шаги соответствуют длительностям – половинным, четвертям и восьмым

· Ребенок аккомпанируют педагогу простую песенку, равномерно чередуя руки на двух клавишах, например, используя звуки ми третьей и ми четвертой октавы. Если исполнение успешно, можно попробовать менять темп песенки.

Диагностика чувства ритма:

· Спеть песенку и прохлопать ее в ладоши, а затем прохлопать ее без пения.

· Простучать ритм исполняемых на фортепиано мелодий

· Прослушать три разные мелодии, а затем угадать ритм которой из них прохлопал педагог.

Диагностика звуковысотного чувства (ладово-регистрового мелодического и гармонического слуха):

· Исполняются звуки в разных октавах. Угадать, где Кот, а где Котенок

· Куда идет мелодия?

· Сколько в каждом созвучии «спряталось звуков»?

· Исполнить мажорные и минорные аккорды, угадать, где веселый и грустный гномик

· Песенки веселой и грустной девочки

· Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте; подобрать по слуху мелодию на инструменте

Диагностика чувства тембра:

«Тембровые прятки». Одну и ту же мелодию исполняют разные инструменты, ребенок отгадывает, какой инструмент играл

Диагностика динамического чувства:

«Громко-тихо» – педагог играет на пианино, ребенок на барабане. Ребенок должен воспроизвести ту же динамику, что и педагог.

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку:

«Музыкальная палитра» Ребенок слушает серию фрагментов музыкальных произведений и подбирает слова, подходящие к настроению музыки; рисует образы; двигается под музыку в нужном настроении. Если у ребенка не хватает слов, ему называют определения. А он из них выбирает подходящие. Если ребенок маленький, он выбирает картинку с «выражением лица»

Диагностика операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов детей:

1. «Музыкальный магазин». Ребенку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся ему музыку, предварительно ее прослушав. Выбрать можно любое число музыкальных записей. В качестве стимулирующего материала используются записи:



· народной вокально-хоровой музыки

· народной инструментальной музыки

· народной вокально-инструментальной музыки

· классической вокально-хоровой музыки

· классической инструментально-симфонической музыки

· классической вокально-инструментальной музыки

· современной классики авангардного направления

· современной популярной развлекательной музыки

· музыкотерапевтических программ

· духовной музыки



2. «Поиграй-ка». Цель теста – выявить потребность ребенка в музыкальной деятельности. В разных секторах комнаты расположены три класса предметов: музыкальные инструменты, изобразительные и спортивные. Ребенку предлагается поиграть. Педагог выходит, а затем, вернувшись, наблюдает предпочтения ребенка. Возможно использование отвлекающих факторов, чтобы посмотреть, устойчив ли интерес ребенка.

3. «Хочу дослушать» Музыка, которую слушает ребенок прерывается на кульминационном моменте. Ребенку предлагается два варианта: дослушать музыку до конца или более ее не слушать.



Президент Фонда «Таланты XXI век», профессор Кирнарская Д.К. Разработала принципиально новые тестовые методики, которые позволяют значительно увеличить число детей, с удовольствием занимающихся музыкой, поскольку эти методики нацелены на выявление, казалось бы не «поддающегося учету» качества – музыкальности. Здесь выступает на первый план та самая способность «эмоциональной отзывчивости на музыку».

Согласно проведенным исследованиям около 20% детей обладают природной склонностью к музыке. В настоящее же время число детей, посещающих ДМШ, студии не достигает и 5%. Использование для диагностики музыкальных способностей данных тестов способствуют демократизации образования.

Уникальность тестов состоит в том, что появляется возможность одновременно протестировать большое количество детей, например, целый класс.

Тест по методологии Д. К. Кирнарской:

Тест состоит из игры -задания:

«Музыкальные пары».Прослушав шесть музыкальных отрывков, нужно разделить их на пары, чтобы в каждой паре были похожие по характеру отрывки.

Дети выполнившие его обладают хорошим интонационным слухом, который говорит об их привязанности и интересе к музыке. По статистике, эти дети не бросают музыку, несмотря на неизбежные трудности.

Этот тест проводится сразу для всех детей в классе и занимает не более 20 минут. Обычно его успешно делают не более двух учеников на 25 человек. Он не определяет обычные физиологические свойства – звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальную память – но практически почти все дети, успешно выполнившие тестовое задание, обладают этими свойствами или способны развить их в процессе занятий сольфеджио. Тест обнаруживает то неуловимое свойство, которое принято называть «музыкальностью»: успешно выполнившие тест люди обладают тонким пониманием музыки и естественным желанием постоянно с ней общаться.

Апробация метода тестирования музыкальной одаренности проводилась в Москве весной 1997 года. В нем участвовали триста человек – подростков и взрослых. В 1998 году совместно с Гарвардским университетом США было проведено широкомасштабное тестирование американских детей начиная с шестилетнего возраста – контрольная группа состояла из выдающихся музыкантов, прошедших тестирование в рамках Зальцбургского семинара в декабре 1997 года. Всего в тестировании участвовало пятьсот человек.

По программе Министерства культуры России в 2001 году за три месяца проведено тестирование десяти тысяч школьников младших классов московских школ. Выявлено 926 детей с природной музыкальной одаренностью, которым рекомендовано начать занятия в музыкальных школах Москвы. Больше 400 родителей обратились в Фонд «Таланты - XXI век» за индивидуальной консультацией. В разговорах с родителями выяснилось, что все выявленные с помощью теста дети происходят из семей, где в роду в той или иной форме (любительски или профессионально) существовали талантливые музыканты и дети в самом раннем возрасте имеют тягу к классической музыке.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей"

Автор: Коада Нина Юрьевна

Дата: 03.11.2015

Номер свидетельства: 247236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Диагностика музыкальных способностей"
    ["seo_title"] => string(36) "diagnostika_muzykalnykh_sposobnostei"
    ["file_id"] => string(6) "513776"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1559893197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка «Музыкальные способности. Проблемы диагностики и развития». "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-muzykal-nyie-sposobnosti-probliemy-diaghnostiki-i-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "242049"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445363927"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Проект "Музыка Осени" "
    ["seo_title"] => string(21) "proiekt-muzyka-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "232769"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442916900"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "общешкольный социальный проект "Малая Родина - п. Львовский" "
    ["seo_title"] => string(63) "obshchieshkol-nyi-sotsial-nyi-proiekt-malaia-rodina-p-l-vovskii"
    ["file_id"] => string(6) "116868"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412618829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства