методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей"
Методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей"
«Диагностика музыкальных способностей»
Знакомство с учеником, приемные испытания, первые уроки немыслимы без диагностических методов определения музыкальных способностей. Для чего же нужна диагностика? Многие педагоги считают, что она помогает предварительно распределить детей на «способных и неспособных», и. заблуждаются. Диагностика является инструментом который определяет слабо развитые структуры музыкальности ученика, с той целью, чтобы построить обоснованную программу музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности. Объективное определение индивидуальных особенностей музыкального развития делает возможным организовать обучение детей.
На приемных испытаниях диагностика музыкальных способностей происходит в двух видах: единовременно и процессуально. При одноразовом тестировании часто дается неточная оценка, т.к. ребенок может растеряться, зажаться в незнакомой обстановке, не сразу понять суть вопросов. Следует учитывать, что любые способности формируются из природных задатков в процессе деятельности. Часто дети со средними данными, но хорошо подготовленные к экзамену выигрывают перед способными, но не подготовленными детьми.
У каждого педагога есть опыт тестирования учеников. Замечательный педагог А.Д. Артоболевская пишет о заранее выработанном плане проведения приемных испытаний, для того, чтобы начать профессиональное обучение.
В этот план включается 1) пение заранее приготовленной песенки. Сначала ребенок поет один, затем с аккомпанементом. Интонация ребенка проверяется на маленьких попевках: «Кукушка» – м.3, «Чижик» – б.3, «Мяу» – м.2, и т.д. 2) Регистры и высота звуков определяются с помощью образов животных, птиц. 3)Ритм проверяется в движении ребенка под музыку, при этом меняется скорость, размер музыки. Определяется характер услышанной музыки, затем устойчивость и неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Предлагается подобрать знакомую мелодию на инструменте. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию музыки, музыкальной и эмоциональной памяти. Проверяются также физические возможности ребенка.
Проводить процессуальные испытания А. Д. Артоболевская советует в группе детей. Именно в группе проявляются особенности личности каждого ребенка.
Е. Калантарова советует учитывать возраст испытуемых и их подготовку.
Для детей 4-6 лет без подготовки:
Предложить ребенку спеть 1-2 песенки различного характера, обращая внимание не только на интонацию, но и на выразительность пения. Затем спеть кусочек этой песни в транспонировании. Cпеть отдельные звуки, взятые на фортепиано, если ребенка смущает тембр инструмента, помочь ему голосом. Предложить спеть попевку: «ку-ку», «ау» (до-ля-соль-ми-до); сыграть незнакомые, короткие попевки со словами и предложить повторить их.
Возможно задание: сыграть знакомую песню, а затем повторить ее с ошибкой, чтобы ребенок нашел неточность.
Определить характер музыки: весело-грустно, тихо-громко и т.д.
Ритм всегда ясен по пропетым песням, но можно предложить повторить ритмическую фигуру. Проверить чувство ритма, движением под музыку
Для детей 6-7 лет, имеющих музыкальную подготовку:
Дать детям сыграть свою программу целиком. Прослушать две песни разного характера и дать подобрать их от нескольких звуков. «Найти» отдельные звуки, сыгранные педагогом в разных регистрах. Если ученик справился, таким же образом найти 2-3 короткие попевки. Дать закончить мелодию или несколько мотивов.
Проверить гармонический слух на интервалах, а потом на аккордах. Ритм, как у предыдущей группы, но сложнее.
Для детей плохо поющих:
Часто встречаются дети, не владеющие своим голосом. Не отвергать их! Дать им следующие задания: угадать, какой звук тоньше; определить, как течет мелодия, вверх или вниз; дослушать знакомую песню, исполняя отдельные части в разных регистрах, с неточностями. Выбрать вариант окончания мелодии из нескольких вариантов. Ритм, как у предыдущих групп.
Известен также тест для «гудошников»:
сыграть несколько звуков. Пропеть их, а затем нажав один из них, предложить ребенку найти его на фортепиано. Если ребенок не может спеть песню, предложить ему рассказать стихотворение. По декламации ребенка можно определить наличие ритма у ребенка, его эмоциональность, мышление, память.
Большое количество оригинальных диагностических тестов можно найти в учебном пособии В.П. Анисимова «Диагностика музыкальных способностей». Вот некоторые из них:
Диагностика чувства темпа и метра:
• Перепрыгивать через вращающуюся скакалку в умеренном темпе
• Под музыку в умеренном темпе провести мяч на резиночке, ударяя его об пол по дорожке
• «Шаги великана, Тома и гнома». Прошагать за каждого героя, держа в руках будильник, ход которого ясно слышен. Шаги соответствуют длительностям – половинным, четвертям и восьмым
• Ребенок аккомпанируют педагогу простую песенку, равномерно чередуя руки на двух клавишах, например, используя звуки ми третьей и ми четвертой октавы. Если исполнение успешно, можно попробовать менять темп песенки.
Диагностика чувства ритма:
• Спеть песенку и прохлопать ее в ладоши, а затем прохлопать ее без пения.
• Простучать ритм исполняемых на фортепиано мелодий
• Прослушать три разные мелодии, а затем угадать ритм которой из них прохлопал педагог.
Диагностика звуковысотного чувства (ладово-регистрового мелодического и гармонического слуха):
• Исполняются звуки в разных октавах. Угадать, где Кот, а где Котенок
• Куда идет мелодия?
• Сколько в каждом созвучии «спряталось звуков»?
• Исполнить мажорные и минорные аккорды, угадать, где веселый и грустный гномик
• Песенки веселой и грустной девочки
• Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте; подобрать по слуху мелодию на инструменте
Диагностика чувства тембра:
«Тембровые прятки». Одну и ту же мелодию исполняют разные инструменты, ребенок отгадывает, какой инструмент играл
Диагностика динамического чувства:
«Громко-тихо» – педагог играет на пианино, ребенок на барабане. Ребенок должен воспроизвести ту же динамику, что и педагог.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку:
«Музыкальная палитра» Ребенок слушает серию фрагментов музыкальных произведений и подбирает слова, подходящие к настроению музыки; рисует образы; двигается под музыку в нужном настроении. Если у ребенка не хватает слов, ему называют определения. А он из них выбирает подходящие. Если ребенок маленький, он выбирает картинку с «выражением лица»
Диагностика операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов детей:
1. «Музыкальный магазин». Ребенку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся ему музыку, предварительно ее прослушав. Выбрать можно любое число музыкальных записей. В качестве стимулирующего материала используются записи:
• народной вокально-хоровой музыки
• народной инструментальной музыки
• народной вокально-инструментальной музыки
• классической вокально-хоровой музыки
• классической инструментально-симфонической музыки
• классической вокально-инструментальной музыки
• современной классики авангардного направления
• современной популярной развлекательной музыки
• музыкотерапевтических программ
• духовной музыки
2. «Поиграй-ка». Цель теста – выявить потребность ребенка в музыкальной деятельности. В разных секторах комнаты расположены три класса предметов: музыкальные инструменты, изобразительные и спортивные. Ребенку предлагается поиграть. Педагог выходит, а затем, вернувшись, наблюдает предпочтения ребенка. Возможно использование отвлекающих факторов, чтобы посмотреть, устойчив ли интерес ребенка.
3. «Хочу дослушать» Музыка, которую слушает ребенок прерывается на кульминационном моменте. Ребенку предлагается два варианта: дослушать музыку до конца или более ее не слушать.
Президент Фонда «Таланты XXI век», профессор Кирнарская Д.К. Разработала принципиально новые тестовые методики, которые позволяют значительно увеличить число детей, с удовольствием занимающихся музыкой, поскольку эти методики нацелены на выявление, казалось бы не «поддающегося учету» качества – музыкальности. Здесь выступает на первый план та самая способность «эмоциональной отзывчивости на музыку».
Согласно проведенным исследованиям около 20% детей обладают природной склонностью к музыке. В настоящее же время число детей, посещающих ДМШ, студии не достигает и 5%. Использование для диагностики музыкальных способностей данных тестов способствуют демократизации образования.
Уникальность тестов состоит в том, что появляется возможность одновременно протестировать большое количество детей, например, целый класс.
Тест по методологии Д. К. Кирнарской:
Тест состоит из игры -задания:
«Музыкальные пары».Прослушав шесть музыкальных отрывков, нужно разделить их на пары, чтобы в каждой паре были похожие по характеру отрывки.
Дети выполнившие его обладают хорошим интонационным слухом, который говорит об их привязанности и интересе к музыке. По статистике, эти дети не бросают музыку, несмотря на неизбежные трудности.
Этот тест проводится сразу для всех детей в классе и занимает не более 20 минут. Обычно его успешно делают не более двух учеников на 25 человек. Он не определяет обычные физиологические свойства – звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальную память – но практически почти все дети, успешно выполнившие тестовое задание, обладают этими свойствами или способны развить их в процессе занятий сольфеджио. Тест обнаруживает то неуловимое свойство, которое принято называть «музыкальностью»: успешно выполнившие тест люди обладают тонким пониманием музыки и естественным желанием постоянно с ней общаться.
Апробация метода тестирования музыкальной одаренности проводилась в Москве весной 1997 года. В нем участвовали триста человек – подростков и взрослых. В 1998 году совместно с Гарвардским университетом США было проведено широкомасштабное тестирование американских детей начиная с шестилетнего возраста – контрольная группа состояла из выдающихся музыкантов, прошедших тестирование в рамках Зальцбургского семинара в декабре 1997 года. Всего в тестировании участвовало пятьсот человек.
По программе Министерства культуры России в 2001 году за три месяца проведено тестирование десяти тысяч школьников младших классов московских школ. Выявлено 926 детей с природной музыкальной одаренностью, которым рекомендовано начать занятия в музыкальных школах Москвы. Больше 400 родителей обратились в Фонд «Таланты - XXI век» за индивидуальной консультацией. В разговорах с родителями выяснилось, что все выявленные с помощью теста дети происходят из семей, где в роду в той или иной форме (любительски или профессионально) существовали талантливые музыканты и дети в самом раннем возрасте имеют тягу к классической музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Диагностика музыкальных способностей" »
«Диагностика музыкальных способностей»
Знакомство с учеником, приемные испытания, первые уроки немыслимы без диагностических методов определения музыкальных способностей. Для чего же нужна диагностика? Многие педагоги считают, что она помогает предварительно распределить детей на «способных и неспособных», и... заблуждаются. Диагностика является инструментом который определяет слабо развитые структуры музыкальности ученика, с той целью, чтобы построить обоснованную программу музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности. Объективное определение индивидуальных особенностей музыкального развития делает возможным организовать обучение детей.
На приемных испытаниях диагностика музыкальных способностей происходит в двух видах: единовременно и процессуально. При одноразовом тестировании часто дается неточная оценка, т.к. ребенок может растеряться, зажаться в незнакомой обстановке, не сразу понять суть вопросов. Следует учитывать, что любые способности формируются из природных задатков в процессе деятельности. Часто дети со средними данными, но хорошо подготовленные к экзамену выигрывают перед способными, но не подготовленными детьми.
У каждого педагога есть опыт тестирования учеников. Замечательный педагог А.Д. Артоболевская пишет о заранее выработанном плане проведения приемных испытаний, для того, чтобы начать профессиональное обучение.
В этот план включается 1) пение заранее приготовленной песенки. Сначала ребенок поет один, затем с аккомпанементом. Интонация ребенка проверяется на маленьких попевках: «Кукушка» – м.3, «Чижик» – б.3, «Мяу» – м.2, и т.д. 2) Регистры и высота звуков определяются с помощью образов животных, птиц. 3)Ритм проверяется в движении ребенка под музыку, при этом меняется скорость, размер музыки. Определяется характер услышанной музыки, затем устойчивость и неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Предлагается подобрать знакомую мелодию на инструменте. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию музыки, музыкальной и эмоциональной памяти. Проверяются также физические возможности ребенка.
Проводить процессуальные испытания А. Д. Артоболевская советует в группе детей. Именно в группе проявляются особенности личности каждого ребенка.
Е. Калантарова советует учитывать возраст испытуемых и их подготовку.
Для детей 4-6 лет без подготовки:
Предложить ребенку спеть 1-2 песенки различного характера, обращая внимание не только на интонацию, но и на выразительность пения. Затем спеть кусочек этой песни в транспонировании . Cпеть отдельные звуки, взятые на фортепиано, если ребенка смущает тембр инструмента, помочь ему голосом. Предложить спеть попевку: «ку-ку», «ау» (до-ля-соль-ми-до); сыграть незнакомые, короткие попевки со словами и предложить повторить их.
Возможно задание: сыграть знакомую песню, а затем повторить ее с ошибкой, чтобы ребенок нашел неточность.
Определить характер музыки: весело-грустно, тихо-громко и т.д.
Ритм всегда ясен по пропетым песням, но можно предложить повторить ритмическую фигуру. Проверить чувство ритма, движением под музыку
Для детей 6-7 лет, имеющих музыкальную подготовку:
Дать детям сыграть свою программу целиком. Прослушать две песни разного характера и дать подобрать их от нескольких звуков. «Найти» отдельные звуки, сыгранные педагогом в разных регистрах. Если ученик справился, таким же образом найти 2-3 короткие попевки. Дать закончить мелодию или несколько мотивов.
Проверить гармонический слух на интервалах, а потом на аккордах. Ритм, как у предыдущей группы, но сложнее.
Для детей плохо поющих:
Часто встречаются дети, не владеющие своим голосом. Не отвергать их! Дать им следующие задания: угадать, какой звук тоньше; определить, как течет мелодия, вверх или вниз; дослушать знакомую песню, исполняя отдельные части в разных регистрах, с неточностями. Выбрать вариант окончания мелодии из нескольких вариантов. Ритм, как у предыдущих групп.
Известен также тест для «гудошников»:
сыграть несколько звуков. Пропеть их, а затем нажав один из них, предложить ребенку найти его на фортепиано. Если ребенок не может спеть песню, предложить ему рассказать стихотворение. По декламации ребенка можно определить наличие ритма у ребенка, его эмоциональность, мышление, память.
Большое количество оригинальных диагностических тестов можно найти в учебном пособии В.П. Анисимова «Диагностика музыкальных способностей».Вот некоторые из них:
Диагностика чувства темпа и метра:
· Перепрыгивать через вращающуюся скакалку в умеренном темпе
· Под музыку в умеренном темпе провести мяч на резиночке, ударяя его об пол по дорожке
· «Шаги великана, Тома и гнома». Прошагать за каждого героя, держа в руках будильник, ход которого ясно слышен. Шаги соответствуют длительностям – половинным, четвертям и восьмым
· Ребенок аккомпанируют педагогу простую песенку, равномерно чередуя руки на двух клавишах, например, используя звуки ми третьей и ми четвертой октавы. Если исполнение успешно, можно попробовать менять темп песенки.
Диагностика чувства ритма:
· Спеть песенку и прохлопать ее в ладоши, а затем прохлопать ее без пения.
· Простучать ритм исполняемых на фортепиано мелодий
· Прослушать три разные мелодии, а затем угадать ритм которой из них прохлопал педагог.
Диагностика звуковысотного чувства (ладово-регистрового мелодического и гармонического слуха):
· Исполняются звуки в разных октавах. Угадать, где Кот, а где Котенок
· Куда идет мелодия?
· Сколько в каждом созвучии «спряталось звуков»?
· Исполнить мажорные и минорные аккорды, угадать, где веселый и грустный гномик
· Песенки веселой и грустной девочки
· Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте; подобрать по слуху мелодию на инструменте
Диагностика чувства тембра:
«Тембровые прятки». Одну и ту же мелодию исполняют разные инструменты, ребенок отгадывает, какой инструмент играл
Диагностика динамического чувства:
«Громко-тихо» – педагог играет на пианино, ребенок на барабане. Ребенок должен воспроизвести ту же динамику, что и педагог.
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку:
«Музыкальная палитра» Ребенок слушает серию фрагментов музыкальных произведений и подбирает слова, подходящие к настроению музыки; рисует образы; двигается под музыку в нужном настроении. Если у ребенка не хватает слов, ему называют определения. А он из них выбирает подходящие. Если ребенок маленький, он выбирает картинку с «выражением лица»
1. «Музыкальный магазин». Ребенку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся ему музыку, предварительно ее прослушав. Выбрать можно любое число музыкальных записей. В качестве стимулирующего материала используются записи:
· народной вокально-хоровой музыки
· народной инструментальной музыки
· народной вокально-инструментальной музыки
· классической вокально-хоровой музыки
· классической инструментально-симфонической музыки
· классической вокально-инструментальной музыки
· современной классики авангардного направления
· современной популярной развлекательной музыки
· музыкотерапевтических программ
· духовной музыки
2. «Поиграй-ка». Цель теста – выявить потребность ребенка в музыкальной деятельности. В разных секторах комнаты расположены три класса предметов: музыкальные инструменты, изобразительные и спортивные. Ребенку предлагается поиграть. Педагог выходит, а затем, вернувшись, наблюдает предпочтения ребенка. Возможно использование отвлекающих факторов, чтобы посмотреть, устойчив ли интерес ребенка.
3. «Хочу дослушать» Музыка, которую слушает ребенок прерывается на кульминационном моменте. Ребенку предлагается два варианта: дослушать музыку до конца или более ее не слушать.
Президент Фонда «Таланты XXI век», профессор Кирнарская Д.К. Разработала принципиально новые тестовые методики, которые позволяют значительно увеличить число детей, с удовольствием занимающихся музыкой, поскольку эти методики нацелены на выявление, казалось бы не «поддающегося учету» качества – музыкальности. Здесь выступает на первый план та самая способность «эмоциональной отзывчивости на музыку».
Согласно проведенным исследованиям около 20% детей обладают природной склонностью к музыке. В настоящее же время число детей, посещающих ДМШ, студии не достигает и 5%. Использование для диагностики музыкальных способностей данных тестов способствуют демократизации образования.
Уникальность тестов состоит в том, что появляется возможность одновременно протестировать большое количество детей, например, целый класс.
Тест по методологии Д. К. Кирнарской:
Тест состоит из игры -задания:
«Музыкальные пары».Прослушав шесть музыкальных отрывков, нужно разделить их на пары, чтобы в каждой паре были похожие по характеру отрывки.
Дети выполнившие его обладают хорошим интонационным слухом, который говорит об их привязанности и интересе к музыке. По статистике, эти дети не бросают музыку, несмотря на неизбежные трудности.
Этот тест проводится сразу для всех детей в классе и занимает не более 20 минут. Обычно его успешно делают не более двух учеников на 25 человек. Он не определяет обычные физиологические свойства – звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальную память – но практически почти все дети, успешно выполнившие тестовое задание, обладают этими свойствами или способны развить их в процессе занятий сольфеджио. Тест обнаруживает то неуловимое свойство, которое принято называть «музыкальностью»: успешно выполнившие тест люди обладают тонким пониманием музыки и естественным желанием постоянно с ней общаться.
Апробация метода тестирования музыкальной одаренности проводилась в Москве весной 1997 года. В нем участвовали триста человек – подростков и взрослых. В 1998 году совместно с Гарвардским университетом США было проведено широкомасштабное тестирование американских детей начиная с шестилетнего возраста – контрольная группа состояла из выдающихся музыкантов, прошедших тестирование в рамках Зальцбургского семинара в декабре 1997 года. Всего в тестировании участвовало пятьсот человек.
По программе Министерства культуры России в 2001 году за три месяца проведено тестирование десяти тысяч школьников младших классов московских школ. Выявлено 926 детей с природной музыкальной одаренностью, которым рекомендовано начать занятия в музыкальных школах Москвы. Больше 400 родителей обратились в Фонд «Таланты - XXI век» за индивидуальной консультацией. В разговорах с родителями выяснилось, что все выявленные с помощью теста дети происходят из семей, где в роду в той или иной форме (любительски или профессионально) существовали талантливые музыканты и дети в самом раннем возрасте имеют тягу к классической музыке.