«Традиции русской народной культуры на уроках технологии»
Ковальчук Сергей Васильевич, учитель технологии МБОУ СОШ № 16
Большую роль в воспитании школьника играет приобретение знаний по национальной культуре. Любой человек обязан знать свои исторические корни, традиции своей культуры и уметь рассказывать о них. Только на основе знаний национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Мир народной культуры открывает детям не только нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к Отечеству,- но и служит повышению мотивации к обучению. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.
Работа по проблеме «Традиции русской народной культуры на уроках технологии», Цель использования традиций русского народа в народном декоративно – прикладном творчестве повысить мотивацию школьников к обучению путем использования традиций русской культуры. Для достижения этой цели на уроках решаю следующие задачи:
- изучение теоретических и методологических основ использования традиций русской культуры на уроках технологии;
- показать различные традиции русского народа в области культуры, декоративно-прикладного творчества, народных ремесел;
- проанализировать практику внедрения традиций народной культуры в уроки технологии и их влияние на мотивацию школьников к обучению на уроках технологии.
В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.
Большой популярностью на уроках технологии пользуется резьба и выпиливание по дереву. Обучающиеся с интересом делают деревянные ложки.
Ложки - очень древний столовый прибор, без которого и сегодня не может обойтись ни одна семья во всём мире. История деревянной ложки берёт своё начало ещё в эпоху палеолита. Именно тогда люди стали использовать маленькие кусочки найденных деревянных обломков для зачёрпывания жидкой пищи. В Древней Руси и скандинавских странах прижились именно ложки. Они, как и другая посуда, были выполнены из дерева. Первое упоминание об этом столовом приборе встречается в «Повести временных лет», в описании пира князя Владимира, и датировано 996 годом. Их изготавливали из разных пород дерева: берёзы, осины и клёна.
Деревянные столовые приборы и сегодня очень удобны в быту – они очень хорошо подходят для перемешивания горячей пищи и её приготовления в посуде с антипригарным покрытием. Не стоит также забывать и о том, что дерево является экологически чистым, недорогим и распространенным материалом. Часто ручки ложек украшаются росписями. Резьба может быть примитивной, а может представлять целое произведение искусства.
Выбирая материал, лучше остановиться на таких породах, как липа, осина, ольха, берёза. Они хорошо и легко обрабатываются и не ворсятся при использовании. Для сравнения: деревянная ложка, своими руками выполненная из дуба, пустит трещину, а ясеневая выпустит ворсинки. Хвойные породы не применяют для изготовления предметов, соприкасающихся с пищей, потому что из-за смол блюда будут приобретать привкус горечи.
В наши дни посуда из дерева переживает новый пик популярности. Сейчас многие люди обращаются к этим кухонным элементам благодаря их природному происхождению. Как и многое другое, в наше время посуда часто является сувениром. Ложки и тарелки могут быть покрыты традиционной росписью или замысловатой резьбой Отдельные энтузиасты или целые сообщества образуют даже экопоселения, кроме того, люди стараются пластиковые приборы поменять на деревянные ложки и тарелки. Поэтому, большой популярностью стали пользоваться целые комплекты, выточенные на станках.
Знакомя обучающихся на уроках технологии с народным декоративно – прикладным творчеством, мы сохраняем традиции русского народа, народные промыслы и ремесла. Так как в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».